Введение в секретарское дело

Разделы: Технология


I. Пояснительная записка

Элективный курс «Введение в секретарское дело», рассчитанный преимущественно на девушек, рассматривается в нашем образовательном учреждении как пропедевтический по отношению к планируемой на старшей ступени обучения профессиональной подготовке, связанной с овладением профессии секретаря. Разработка подобного курса продиктована, таким образом, необходимостью обеспечить преемственность содержания обучения технологии с овладением основами несложной профессией на старшей ступени средней школы, что соответствует идеям, заложенным в Концепции профильного обучения. Курс составлен с учетом личных особенностей учащихся, их желания познакомиться именно с этой профессией.
Предлагаемый элективный курс – ориентационный. Курс предназначен для учащихся 9-х классов, ориентированных на получение профессий в сфере управления.

Целью реализации программы элективного курса является содействие

  • самоопределению учащихся, формированию их профессиональной зрелости;
  • в освоении основ знаний по профессии;
  • успешной адаптации девушек к современному рынку труда в условиях конкуренции за рабочие места в деловой сфере и управленческой деятельности.

Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся:

  • составили первоначальное представление о профессии секретаря;
  • освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность секретаря;
  • определили пути и способы развития своих познавательных и личных возможностей в контексте профессионального самоопределения;
  • имели возможность для самоанализа и развития самооценки (рефлексии) в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Для оценки факторов профессиональной зрелости на первом занятии и в конце обучения проводится опрос «Профессиональная пригодность». Полученная по результатам анкетирования разница в баллах будет свидетельствовать о произошедших переменах. На последнем занятии учащимся предлагается опросник, цель которого развитие рефлексии: выяснить, чем помог им данный элективный курс, оправдались ли их ожидания, насколько изменилась их самооценка.

Программа рассчитана на 17 часов. Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия. В ходе реализации программы применяются:

  • методы активного обучения (групповые дискуссии, экскурсии, ролевые игры, работа в группах, практические работы),
  • диагностические методы (анкетирование, опросы) для отслеживания динамики профессиональных намерений и успешности учащихся.

Ожидаемым результатом проведения элективного курса для 9-классников станет осознанная оценка учащимися эффективности курса, а также формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.

II. Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование темы

Кол – во часов

Теория

Практика

1 Деловая игра «Кадровый вопрос. Знакомство с профессией секретаря».  

1

2 Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.

1

 
3 Экскурсия в приемную руководителя школы.
Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
 

1

4 Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля
ГОСТ Р.6 30 – 2003
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым и продольным расположением реквизитов».

1

1

5 Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов.
Практическая работа: «Анализ формуляра документа».

1

1

6 Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.

1

 
7 Резюме, заявление, автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление автобиографии».

1

1

8 Деловое письмо. Этикет деловой переписки.
Практическая работа: «Оформление служебного письма».

1

1

9 Прием посетителей, беседа. Проведение приемов.

0,5

0,5

10 Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.

1

1

11 Знакомство с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь». Анкетирование.

0,5

0,5

12 Ролевая игра. Опрос.  

1

   

8

9

  Итого

17 часов

III. Содержание программы

Тема 1. Деловая игра «Кадровый вопрос». Анкетирование «Профессиональная готовность».

Задача: Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Профессии в сфере управления: секретарь-референт, секретарь-машинистка, администратор гостиницы, делопроизводитель, диспетчер, сотрудник справочной службы. Составление профессионограммы.

Тема 2. Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.

Задача: Ознакомление учащихся с необходимостью документирования управленческой информации, с важностью правильной организации документационного обеспечения в организации, учреждении и на предприятии независимо от формы собственности, с соотношением понятий «информация» и «документ», с многообразием документов; изучить основные термины и определения.

Тема 3. Экскурсия в приемную руководителя школы

Задача: Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.

Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»

Тема 4. Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля ГОСТ Р. 6 30-2003

Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым и продольным расположением реквизитов».

Задача: Ознакомить учащихся с основным нормативным документом, регламентирующим правила оформления управленческих документов; формировать навыки построения простейших деловых бумаг и документов.

Тема 5. Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов. Практическая работа: «Анализ формуляра документа».

Задача: Ознакомить с понятием «реквизит» и видами формуляра – образца, с правилами оформления реквизитов; развивать практико-ориентированные навыки в работе с документами.

Тема 6. Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.

Задача:Ознакомить учащихся с видами бланков, способами изготовления бланков, с требованиями, предъявляемыми к текстам официальных документов.

Тема 7. Резюме, заявление, автобиография, анкета.

Практическая работа: «Составление автобиографии».

Задача: Ознакомить учащихся с видами документации по личному составу, научить составлять и оформлять резюме и др. документы, приказы по личному составу.

Тема 8. Деловое письмо. Этикет деловой переписки.

Практическая работа: «Оформление служебного письма».

Задача: Ознакомить учащихся с видами служебных писем, требованиями к тексту служебных писем, научить оформлять служебные письма.

Тема 9. Прием посетителей, деловая беседа. Проведение приемов.

Задача: Ознакомить учащихся с особенностями работы секретаря в приемной, сформировать навыки ведения деловых разговоров.

Тема 10. Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.

Задача: Сформировать представление о внешнем виде секретаря, культуре рабочего места, культуре поведения. Провести групповую дискуссию.

Тема 11. Учебные заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь».

Задача: Ознакомить учащихся с учебными заведениями региона, готовящих учащихся по специальности «секретарь». Провести анкетирование «Профессиональная готовность».

Тема 12. Самоотчет учащихся по предложенным заданиям. Опрос, основная цель которого – рефлексия.

IV. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся:

Формы текущего контроля:

  • результаты выполнения практических работ;
  • диагностические методы (анкетирование, опросы)

Форма итогового контроля: ролевая игра (профессиональная проба)

Задания для самостоятельной работы (по окончании курса):

  • Составление и оформление (служебного письма, резюме, анкеты)
  • Ролевая игра: «Ведение деловой беседы»;
  • Ролевая игра: «Проведение презентации»;
  • Ролевая игра: «Кадровый вопрос. Прием на работу»;
  • … темы, заявленные участниками курса.

По итогам изучения курса учащиеся получают «зачет», включающий в себя суммарную отметку за выполненные задания и учитывающие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся. Учащимся, получившим «зачет», выдается свидетельство установленного образца.

Критерии успешного освоения программы:

  • результаты выполнения текущих практических работ и профессиональных проб, демонстрирующих умения учащихся;
  • результаты анкетирования и опроса, демонстрирующие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся;
  • формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.

V. Требования к знаниям, умениям и навыкам

Учащиеся должны знать:

  • Порядок документного обеспечения.
  • Основы этики и эстетики, включая правила делового общения.
  • Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов.
  • Требования, которые предъявляет профессия секретаря к личности кандидата.

Учащиеся должны уметь:

  • Составить один или несколько видов документов.
  • Представить в виде ролевой игры один из видов профессиональной деятельности секретаря.

VI. Список литературы.

1. Т.В. Кузнецова, Н.В. Санкина, Т.А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.
2. Стенюков М.В. Секретарское дело. – М.: ПРИОР,2001.
3. Спивак В.А. Делопроизводство. – СПб.: Питер,2003.
4. Т.М. Лагутина, Л.П. Щуко. Деловое письмо: Справочник. – СПб.: Издат. Дом «Герда», 2003.
5. Литвин А.Н. Деловой этикет. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
6. Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2001.
7. Соловьев Э. Этикет делового человека. – Минск: Интел-Тех, 2002.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: ПРИОР, 2001.
9. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
10. Сборник. Учебные заведения Владимирской области.

VII. Приложения