I. Пояснительная записка
Элективный курс «Введение в секретарское
дело», рассчитанный преимущественно на девушек,
рассматривается в нашем образовательном
учреждении как пропедевтический по отношению к
планируемой на старшей ступени обучения
профессиональной подготовке, связанной с
овладением профессии секретаря. Разработка
подобного курса продиктована, таким образом,
необходимостью обеспечить преемственность
содержания обучения технологии с овладением
основами несложной профессией на старшей
ступени средней школы, что соответствует идеям,
заложенным в Концепции профильного обучения.
Курс составлен с учетом личных особенностей
учащихся, их желания познакомиться именно с этой
профессией.
Предлагаемый элективный курс – ориентационный.
Курс предназначен для учащихся 9-х классов,
ориентированных на получение профессий в сфере
управления.
Целью реализации программы элективного курса является содействие
- самоопределению учащихся, формированию их профессиональной зрелости;
- в освоении основ знаний по профессии;
- успешной адаптации девушек к современному рынку труда в условиях конкуренции за рабочие места в деловой сфере и управленческой деятельности.
Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся:
- составили первоначальное представление о профессии секретаря;
- освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность секретаря;
- определили пути и способы развития своих познавательных и личных возможностей в контексте профессионального самоопределения;
- имели возможность для самоанализа и развития самооценки (рефлексии) в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Для оценки факторов профессиональной зрелости на первом занятии и в конце обучения проводится опрос «Профессиональная пригодность». Полученная по результатам анкетирования разница в баллах будет свидетельствовать о произошедших переменах. На последнем занятии учащимся предлагается опросник, цель которого развитие рефлексии: выяснить, чем помог им данный элективный курс, оправдались ли их ожидания, насколько изменилась их самооценка.
Программа рассчитана на 17 часов. Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия. В ходе реализации программы применяются:
- методы активного обучения (групповые дискуссии, экскурсии, ролевые игры, работа в группах, практические работы),
- диагностические методы (анкетирование, опросы) для отслеживания динамики профессиональных намерений и успешности учащихся.
Ожидаемым результатом проведения элективного курса для 9-классников станет осознанная оценка учащимися эффективности курса, а также формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.
II. Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование темы |
Кол – во часов |
|
Теория |
Практика |
||
1 | Деловая игра «Кадровый вопрос. Знакомство с профессией секретаря». | 1 |
|
2 | Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов. | 1 |
|
3 | Экскурсия в приемную руководителя
школы. Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя. Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка» |
1 |
|
4 | Оформление реквизитов. Стилистика
деловой документации. Форматы бумаги и поля ГОСТ Р.6 30 – 2003 Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым и продольным расположением реквизитов». |
1 |
1 |
5 | Реквизиты, придающие документам
юридическую силу. Бланки документов. Практическая работа: «Анализ формуляра документа». |
1 |
1 |
6 | Требования к тексту документа. Нормы официального стиля. | 1 |
|
7 | Резюме, заявление, автобиография,
анкета. Практическая работа: «Составление автобиографии». |
1 |
1 |
8 | Деловое письмо. Этикет деловой
переписки. Практическая работа: «Оформление служебного письма». |
1 |
1 |
9 | Прием посетителей, беседа. Проведение приемов. | 0,5 |
0,5 |
10 | Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки. | 1 |
1 |
11 | Знакомство с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь». Анкетирование. | 0,5 |
0,5 |
12 | Ролевая игра. Опрос. | 1 |
|
8 |
9 |
||
Итого | 17 часов |
III. Содержание программы
Тема 1. Деловая игра «Кадровый вопрос». Анкетирование «Профессиональная готовность».
Задача: Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Профессии в сфере управления: секретарь-референт, секретарь-машинистка, администратор гостиницы, делопроизводитель, диспетчер, сотрудник справочной службы. Составление профессионограммы.
Тема 2. Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.
Задача: Ознакомление учащихся с необходимостью документирования управленческой информации, с важностью правильной организации документационного обеспечения в организации, учреждении и на предприятии независимо от формы собственности, с соотношением понятий «информация» и «документ», с многообразием документов; изучить основные термины и определения.
Тема 3. Экскурсия в приемную руководителя школы
Задача: Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
Тема 4. Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля ГОСТ Р. 6 30-2003
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым и продольным расположением реквизитов».
Задача: Ознакомить учащихся с основным нормативным документом, регламентирующим правила оформления управленческих документов; формировать навыки построения простейших деловых бумаг и документов.
Тема 5. Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов. Практическая работа: «Анализ формуляра документа».
Задача: Ознакомить с понятием «реквизит» и видами формуляра – образца, с правилами оформления реквизитов; развивать практико-ориентированные навыки в работе с документами.
Тема 6. Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.
Задача:Ознакомить учащихся с видами бланков, способами изготовления бланков, с требованиями, предъявляемыми к текстам официальных документов.
Тема 7. Резюме, заявление, автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление автобиографии».
Задача: Ознакомить учащихся с видами документации по личному составу, научить составлять и оформлять резюме и др. документы, приказы по личному составу.
Тема 8. Деловое письмо. Этикет деловой переписки.
Практическая работа: «Оформление служебного письма».
Задача: Ознакомить учащихся с видами служебных писем, требованиями к тексту служебных писем, научить оформлять служебные письма.
Тема 9. Прием посетителей, деловая беседа. Проведение приемов.
Задача: Ознакомить учащихся с особенностями работы секретаря в приемной, сформировать навыки ведения деловых разговоров.
Тема 10. Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.
Задача: Сформировать представление о внешнем виде секретаря, культуре рабочего места, культуре поведения. Провести групповую дискуссию.
Тема 11. Учебные заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь».
Задача: Ознакомить учащихся с учебными заведениями региона, готовящих учащихся по специальности «секретарь». Провести анкетирование «Профессиональная готовность».
Тема 12. Самоотчет учащихся по предложенным заданиям. Опрос, основная цель которого – рефлексия.
IV. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся:
Формы текущего контроля:
- результаты выполнения практических работ;
- диагностические методы (анкетирование, опросы)
Форма итогового контроля: ролевая игра (профессиональная проба)
Задания для самостоятельной работы (по окончании курса):
- Составление и оформление (служебного письма, резюме, анкеты)
- Ролевая игра: «Ведение деловой беседы»;
- Ролевая игра: «Проведение презентации»;
- Ролевая игра: «Кадровый вопрос. Прием на работу»;
- … темы, заявленные участниками курса.
По итогам изучения курса учащиеся получают «зачет», включающий в себя суммарную отметку за выполненные задания и учитывающие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся. Учащимся, получившим «зачет», выдается свидетельство установленного образца.
Критерии успешного освоения программы:
- результаты выполнения текущих практических работ и профессиональных проб, демонстрирующих умения учащихся;
- результаты анкетирования и опроса, демонстрирующие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся;
- формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.
V. Требования к знаниям, умениям и навыкам
Учащиеся должны знать:
- Порядок документного обеспечения.
- Основы этики и эстетики, включая правила делового общения.
- Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов.
- Требования, которые предъявляет профессия секретаря к личности кандидата.
Учащиеся должны уметь:
- Составить один или несколько видов документов.
- Представить в виде ролевой игры один из видов профессиональной деятельности секретаря.
VI. Список литературы.
1. Т.В. Кузнецова, Н.В. Санкина, Т.А. Быкова и
др. Делопроизводстао (Организация и технологии
документационного обеспечения управления):
Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.:
ПРИОР, 2001.
2. Стенюков М.В. Секретарское дело. – М.:
ПРИОР,2001.
3. Спивак В.А. Делопроизводство. – СПб.:
Питер,2003.
4. Т.М. Лагутина, Л.П. Щуко. Деловое письмо:
Справочник. – СПб.: Издат. Дом «Герда», 2003.
5. Литвин А.Н. Деловой этикет. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
6. Правила деловых отношений. – Екатеринбург:
Издательство «Литур», 2001.
7. Соловьев Э. Этикет делового человека. –
Минск: Интел-Тех, 2002.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб:
ПРИОР, 2001.
9. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа
преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
10. Сборник. Учебные заведения Владимирской
области.