Цель:
- познакомить с величиной «массой» и единицей измерения кг
- отрабатывать вычислительные навыки и решение задач
- развивать логическое мышление и внимание
- прививать любовь к математике
Оборудование:
- чашечные весы;
- гири;
- два одинаковых пакета: один с ватой, другой с крупой;
- мультимедийный проектор для просмотра презентации
- учебник математики Моро 1 класс
ХОД РАБОТЫ
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнем урок
II. Актуализация знаний
– Начнем наш урок с разминки для ума
1) Узнайте о каком числе идет речь: «Оно больше 8 на 2» (Приложение 1. Слайд 2)
– Что можете рассказать об этом числе? (Предыдущее 9, последующее 11, двузначное, состав числа)
2) Заполнить таблицу (Приложение 1. Слайд 3) (Параллельно с индивидуальной работой)
2а) Индивидуальная работа
Составь все возможные равенства,
используя числа, а также знаки «+», «–»
1
чел.
9 6 3 (при проверке учащийся читает записи)
2
чел.
10 2 8 (при проверке учащиеся сигналят о согласии
или несогласии)
Составь все возможные неравенства используя
число,а также знаки «+», «–»
1
чел.
9 6 3 (при проверке учащиеся сигналят о согласии
или несогласии)
2
чел.
10 2 8 (при проверке читает записи)
3) Работа в парах
У учащихся на партах лежат спичечные
коробки, обклеенные самоклеющейся бумагой (Приложение 1. Слайд 4)
– Сравним 2 спичечных коробка.
– Чем отличаются эти коробки? (Цветом)
– Чем похожи эти коробки? (Формой)
– Сравним их по размеру? Наложим один коробок на
другой. Что вы можете сказать об их длине и
ширине? (Одинаковые)
– Узнаем на сколько длина спичечного коробка
больше, чем его ширина. Для этого:
1 вариант – измерит длину коробка
2 вариант – измерит ширину коробка
– Как узнать на сколько длина коробка больше
ширины коробка?
– Почему вычитаем? (Тип задачи – на разностное
сравнение)
– Кто продиктует решение?
– Кто сформулирует ответ?
– Итак, мы сравнивали предметы по длине. Этим
свойством обладают практически все предметы.
Сегодня мы познакомимся с еще одним свойством
предметов.
– Как вы думаете, о каком свойстве идёт речь? (Предположения
учеников)
– Узнаем правы вы или нет, немного позже, а сейчас
немного отдохнем.
Физминутка (Приложение 3, Приложение 1. Слайд 5)
– Последите глазками за коробком.
III. Постановка учебной задачи
– Посмотрите на эти 2 пакета.
(Учитель показывает детям заранее приготовленные бумажные пакеты: в одном крупа, в другом – вата)
– Чем они похожи? (они одинаковы по
цвету, форме и размеру)
– Чем они отличаются? (дети затрудняются дать
ответ)
– Настя, выйди к доске и возьми в каждую руку по
одному пакету.
– Что ты можешь сообщить? (один пакет легче, а
другой тяжелее)
– Это является отличительным свойством?
IV. Открытие нового. Практическая работа
1) – Ребята, оказывается, есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такие свойства, надо взять предмет в руки.
Вместо слов тяжелее и легче в математике
используют слово масса.
– Что мы можем сказать о массе 1 пакета, используя
слова > или <? (Масса 1 пакета > массы 2
пакета)
– Возьмите в одну руку учебник, а в другую
тетрадь. Что вы можете сказать об их массах? (Масса
учебника больше массы тетради, а масса тетради
<, чем масса учебника)
2) – А сейчас давайте попробуем сравнить массы спичечных коробков. (Массы коробков отличаются незначительно так, что на ощупь определить нельзя)
– Сначала первый вариант берет
спичечный коробок у второго варианта, а затем
наоборот.
– Мнения разделились, хотя сравнивали одни и те
же предметы.
– Что же делать? Как проверить кто же прав? (Нужно
использовать весы)
Вспомогательный вопрос, если никто не ответит:
– Кто из вас знает, каким прибором измеряют массу
предметов? (Весами)
– А вы знаете, что весы бывают разные? (Различные
виды весов) (Приложение 1.
Слайд 6) Останавливаемся на чашечных весах. – Что
нужно сделать, чтобы определить какой коробок
весит больше? (Чтобы определить нужно положить
на весы)
У учителя на столе стоят чашечные весы.
– Посмотрите, чашечки весов сначала стоят на
одном уровне.
Учитель кладет спичечные коробки на чаши весов.
– Почему одна чашечка опустилась, а другая
поднялась? Что вы можете сказать о массе? Почему?
– Итак, к какому выводу мы подошли: массы
предметов можно сравнивать, используя весы.
V. Первичное закрепление
– Посмотрите, ребята, на рисунок.
Проверим, как вы поняли новый материал. (Приложение 1. Слайды 7-9)
– Что вы можете сказать о массе арбуза и дыни? (Масса
арбуза < массы дыни)
– Что скажете, глядя на следующие рисунки? (Масса
пакета с мукой равна массе пакета с рисом. Масса
тыквы больше массы кабачка, а масса кабачка
меньше массы тыквы.)
Физминутка «Весы»
Дети имитируют движение весов
VI. Дальнейшие открытия
Тигра и Кролик жили в разных концах леса.
Решили они узнать, кто из них весит меньше? Они
взвесились и сообщили друг другу по телефону
свои результаты.
– Посмотрим сколько весит Тигра? (Приложение
1. Слайд 11)
– Итак, масса Тигры – 6 коробков.
– Сколько весит Винни-Пух? (Приложение
1. Слайд 12) Масса Винни-Пуха – 9 коробков.
6 < 9, значит масса Тигры меньше чем масса
Винни-Пуха. (Приложение 1.
Слайд 13)
Винни-Пух решил взвеситься бочонками. Винни-Пух
весит 3 бочонка. (Приложение 1.
Слайд 14)
6 > 3, значит масса Тигры больше массы Винни-Пуха.
(Приложение 1. Слайд 15)
– Мы пришли к противоречию. В одном случае масса
Тигры больше массы Винни-Пуха, в другом меньше.
Почему так получилось? (Разные мерки)
– Нужно использовать одинаковые мерки.
– Взвесим Тигру с помощью бочонков. Масса Тигры
– 2 бочонка. (Приложение 1.
Слайд 16)
2 > 3, значит масса Тигры меньше массы Винни-Пуха.
(Приложение 1. Слайд 17)
– Иногда такие противоречия возникали и у людей.
Еще в старину люди пришли к выводу, что чтобы
правильно сравнивать разные предметы, нужна
единая мера веса.
– Тогда они ее и придумали, ею мы пользуемся до
сих пор – 1 килограмм (Показываю гирю).
Учитель дает учащимся оценить вес гири в руках.
– Сокращенно слово «килограмм» пишут так – кг. (Приложение 1. Слайд 18)
– Запишем у себя это в тетрадях. «Массу измеряют
в кг»
VII. Работа в учебнике
– Откройте учебники на стр. 34.
Посмотрите на гири в учебнике. Бывают гири массой
1 кг, 2 кг и 5 кг (Показываю)
– С помощью весов и этих гирь можно измерить
массу различных предметов. Попробуем выполнить
задание 1. (Приложение 1.
Слайды 19, 20)
– Посмотрите на первый рисунок. Прочитаем первый
вопрос. Кто сможет дать на него ответ?
– Прочитаем второй вопрос. Посмотрим на рисунок.
Что вы можете сказать о массах предметов,
расположенных на чашках весов? (Они одинаковые)
– Чему равна масса гири на правой чаше? (5 кг)
– Значит масса предметов на левой чаше тоже 5 кг.
А сколько предметов на левой чаше?
– Масса гири нам известна. Чему она равна? (2 кг)
– Как вы думаете, как мы найдем чему равна масса
пакета с мукой? (Вычитанием)
– Кто продиктует решение? Кто сформулирует
ответ?
– Найдите 2 задание. Прочитайте 1 вопрос (Приложение 1. Слайды 21)
Физминутка
Учащимся предлагается найти все весы расположенные в классе (Учитель заранее ставит их в разных местах, так чтобы учащиеся посмотрели в разные стороны)
VIII. Самостоятельная работа. Дифференцированный подход. (Приложение 2)
– Кто хорошо усвоил материал урока,
может взять зелёную карточку.
– Те из вас кто запомнил, но не совсем уверен,
может взять жёлтую карточку.
– А кто совсем неуверен в своих знаниях, возьмите
красную карточку.
IX. Итог урока
– С каким свойством предметов
познакомились?
– С помощью какого прибора можно измерить массу?
– С какой единицей измерения массы мы сегодня
познакомились?