Музей детской книги

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Данный проект направлен на решение проблемы популяризации культурного наследия – книг. На сегодняшний день дети, при наличии компьютерных игр с яркой анимацией, фильмов, просто не проявляют интереса к книге, если она не очень хорошего качества — дурно оформлена, на хлипкой полиграфии. Не все дети ценят труд написания книг, её издания. Многим родителям просто не хватает при сегодняшнем ритме жизни, времени на чтение своим детям книг. А в то же время книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие. Книга развивает наше мышление. Книга стимулирует фантазию и учит нас мыслить образами. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира.

Цель данного проекта: познание  ребёнком окружающего мира через изучение с книгой.

Гипотеза: если организовать увлекательное изучение детской книги, то появятся познавательные способности у ребёнка и возрастает качество образовательного процесса.

Место реализации: группа  дошкольного учреждения и детская библиотека.

Адресован данный проект в помощь воспитателям, детям и родителям.

Содержание проекта и условия реализации:

Автор планирует создать атмосферу заинтересованности детей книгой как предметом, носителем информации.
На первый план выходит ознакомление детей с различными видами книжной продукции: исторические экземпляры и современные, книга-энциклопедия и книжки-игрушки, книги изготовленные из разных материалов и т. д.
Хотелось бы познакомить детей с историей детской книги, где появились первые  книги, кто был автором. Организовать с детьми рассматривание старинных книг (иллюстрации, оригиналы). Посвящение одного из вечеров стихам, воспевающие  детскую книгу. Проведение бесед «Зачем нужны книги?». Совместно с детьми и с родителями сходить на экскурсию в детские библиотеки. Организовать  встречу с детским писателем. Под впечатлением от этой встречи провести конкурс «Нарисуем книгу», подтолкнуть на совместное словотворчество, создание собственной книги с родителями на тему: «Моя любимая книга!».

Этапы проекта:

1. Подготовка документации
2. Подборка литературы, оригиналов старых детских книг
3. Подготовка занятий, информирование участников о предстоящей работе
4. Создание в группе уголка «Музей детской книги»
5. Приглашение посетителей – детей из других групп
6. Проведение бесед, экскурсии в детские библиотеки города
7. Работа над совместной книгой: «Моя любимая книга!»
8. Итоговый праздник «Его величество книга».

Бюджет: волонтерская помощь со стороны родителей.

              Доходная часть

На 1 ребёнка в месяц (руб.)

На 24 ребёнка (руб.)      Всего на год (руб.)
Пожертвования родителей                            2500
Итого:                            2500

 

Расходная часть

 

     Стеллаж для книг           1500
     Книги           500
     Трансфер до библиотеки           500
     Итого:           2500 руб.

Контроль:

  • самоконтроль,
  • диагностика (см. приложение)
  • наблюдения за тем, как дети часто «посещают» музей детской книги,
  • пополняемость музея новыми экземплярами, пришедшие из дома бабушек и дедушек,
  • контроль со стороны администрации учреждения, родителей.

Риски:

  • незаинтересованность автора проекта
  • потеря интереса к музею
  • низкая пополняемость книг.

Результаты внедрения проекта:

  • Активизация интеллектуального развития ребёнка (развивается язык и увеличивает запас слов, ребёнок учится выражать  мысли и понимать, что говорят и пишут другие).
  • Развивается словотворчество, тем самым повышается самооценка ребёнка, его навыки презентации себя
  • Улучшается посещаемость группы
  • Повышается психологический комфорт пребывания ребёнка в группе
  • Коммерческий результат: издание совместного детско-родительского словотворчества, демонстрация эскизов книг, выполненных детьми.

Диагностическая карта контроля

Имя ребёнка                                                                             
1. ЧИТАЕТ КНИГИ          ДОМА                                                                             
2. РАССМАТРИВАЕТ     КНИГИ
В МУЗЕЕ КНИГИ
                                                                            
3. ПРИНОСИТ КНИГИ ИЗ ДОМА                                                                             
4. ВНИМАТЕЛЕН В БИБЛИОТЕКЕ                                                                             
5. АККУРАТЕН
ПРИ РАБОТЕ  С КНИГОЙ
                                                                            
6. ЗНАЕИ ОБ ИСТОРИИ ДЕТСКОЙ КНИГИ                                                                             
7. ЗНАЕТ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ                                                                             
8. ЗНАЕТ СТИХИ
О КНИГАХ
                                                                            
9. ОТВЕЧАЕТ НА
ВОПРОС «ЗАЧЕМ НУЖНА КНИГА?»
                                                                            

Тема: «Научные забавы».

Цели:

  • Сформировать у детей умение видеть необычные свойства предметов в обычных вещах; расширять представления детей об окружающем мире.
  • Познакомить с физическими явлениями наэлектрилизованности предметов и давление воздуха
  • Продолжать развивать умение экспериментировать с хрупкими предметами.
  • Воспитывать наблюдательность, выдержку и умение работать в коллективе. Через создание проблемных ситуаций развивать творческий потенциал.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова и выражения: «хрупкая», « хрупкая скорлупа», « наэлектрилизованная расческа », опыт, эксперимент.

Предварительная работа: беседа с детьми о яйце, как источнике жизни, проведение опытов: в какой воде яйцо тонет, а в какой нет, изготовление поделок из яйца, чтение художественной литературы.

Материал к занятию:

  • раздаточный: сырое и вареное яйцо, обрывки бумаги в тарелочках, расчески пластмассовые.
  • демонстрационный: сырое и вареное яйцо, целая скорлупа яйца, бумажные обрывки в тарелочке, спички, фитиль (бумага, сложенная в несколько раз ), расческа пластмассовая, яйцо очищенное вареное, смазанное маслом, бутылка литровая , ложка, мяч, скотч.

Методические приемы: постановка цели, беседа с детьми, вопросы к детям, загадки, пояснение, напоминание , показ, экспериментальная деятельность.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Мы снова с вами в лаборатории, а это значит что? (Ответы детей: Будем экспериментировать и узнавать что-то новое и интересное о некоторых известных нам всем предметах.) Я прочитаю вам загадку:

Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый.
А как треснул наконец
Так и выскочил жилец.

– Итак, вы догадались, что это? (Яйцо)
– Мы начнем проводить опыты с яйцом.
– Что такое яйцо? (Ответы детей)
– Назовите части яйца (Скорлупа, белок, желток)
– Опишите яйцо, какое оно? (Ответы детей)
– Острый конец яйца не пустой, а тупой конец имеет мешочек, где имеется воздух. Вы знаете из наших предыдущих опытов, что в соленой воде яйцо... (ответы детей) да яйцо не тонет. Сегодня мы экспериментально докажем каким концом яйцо всплывет вверх, а каким вниз? Вот я вам говорю, что тупым, а вы как думаете? (Ответы детей). Проверим на опыте. Почему острым? (Потому что оно тяжелее)
– Следующий опыт. Я беру два яйца – одно сырое, другое вареное. Скажите, какое сырое, какое варёное. Есть опыт, который объясняет это (кручу вареное и сырое яйца). Я вам говорю, что вот это сырое, а это вареное – оно крутится лучше. А теперь вы определите сами. Покажите мне вареное яйцо, уверены в этом? А как узнать? (Ответы детей).Очистите яйцо.
– Итак, из опыта что мы узнали? (Сырое яйцо крутится плохо, а вареное хорошо)
– Для следующего опыта подойдите ко мне. Мы будем узнавать может ли яйцо прокатиться по прямой или нет.
– Выйдите из-за столов и встаньте лицом ко мне. Перед нами мяч и прямая дорожка (дети катают мяч по прямой дорожке). Как катится мяч? (По прямой)
– А теперь мы прокатим яйцо по этой дорожке. (Дети катают яйцо по очереди, дети следят куда катится яйцо)
– Как вы думаете, почему это происходит? (Держу перед ними мяч и яйцо)
– Да у них разная форма? Что мешает яйцу катится по прямой? (Форма). Вывод какой можно сделать? (Яйцо по прямой не катится)
– Это яйцо у меня в руках необычное, подержи его только осторожно. Да, это всего лишь скорлупа. Сейчас я покажу вам почти фокус, следите за мной внимательно. Я натираю расческу о волосы и не дотрагиваясь до скорлупы расческой её двигаю, что происходит? (Яйцо двигается за расчёской тоже.)
– А теперь вы будете фокусниками. Высыпать обрывки бумаги на стол, дети трут расческой о волосы и подносят её к бумажкам, они прилипают к расческам. Что же произошло, как вы думаете? (Ответы детей)
– Расческа наэлектрилизовалась и поэтому притянула к себе бумагу, т.к. бумага и скорлупа легкие.
– И последний наш опыт, наверное, самый интересный. Может ли обычное вареное вкрутую яйцо самостоятельно попасть в бутылку? (Ответы детей). А почему? (Ответы детей). Мешает скорлупа, очищаем, пробуем, яйцо больше горлышка. А теперь посмотрите внимательно. (Беру жгут из бумаги, поджигаю, бросаю в бутылку, смазанное маслом яйцо кладу острым концом на горлышко бутылки, яйцо падает в бутылку.)
Что случилось? Где яйцо? Кислород в бутылке сгорел, воздух нагрелся и яйцо засосало в бутылку.
– На этом сегодня наши опыты закончились. Диво-дивное – яйцо. Это – символ жизни, форма яйца вдохновляет художников и ювелиров, его расписывают народные умельцы. Оно стало эмблемой одной из сотовых связей. Про яйца существует много пословиц и поговорок. Вам домашнее задание: объясните вместе с родителями такую пословицу: «Яйца курицу не учат», поговорки.