Пояснительная записка
Данный проект направлен на решение проблемы популяризации культурного наследия – книг. На сегодняшний день дети, при наличии компьютерных игр с яркой анимацией, фильмов, просто не проявляют интереса к книге, если она не очень хорошего качества — дурно оформлена, на хлипкой полиграфии. Не все дети ценят труд написания книг, её издания. Многим родителям просто не хватает при сегодняшнем ритме жизни, времени на чтение своим детям книг. А в то же время книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие. Книга развивает наше мышление. Книга стимулирует фантазию и учит нас мыслить образами. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира.
Цель данного проекта: познание ребёнком окружающего мира через изучение с книгой.
Гипотеза: если организовать увлекательное изучение детской книги, то появятся познавательные способности у ребёнка и возрастает качество образовательного процесса.
Место реализации: группа дошкольного учреждения и детская библиотека.
Адресован данный проект в помощь воспитателям, детям и родителям.
Содержание проекта и условия реализации:
Автор планирует создать атмосферу
заинтересованности детей книгой как предметом,
носителем информации.
На первый план выходит ознакомление детей с
различными видами книжной продукции:
исторические экземпляры и современные,
книга-энциклопедия и книжки-игрушки, книги
изготовленные из разных материалов и т. д.
Хотелось бы познакомить детей с историей детской
книги, где появились первые книги, кто был
автором. Организовать с детьми рассматривание
старинных книг (иллюстрации, оригиналы).
Посвящение одного из вечеров стихам,
воспевающие детскую книгу. Проведение бесед
«Зачем нужны книги?». Совместно с детьми и с
родителями сходить на экскурсию в детские
библиотеки. Организовать встречу с детским
писателем. Под впечатлением от этой встречи
провести конкурс «Нарисуем книгу», подтолкнуть
на совместное словотворчество, создание
собственной книги с родителями на тему: «Моя
любимая книга!».
Этапы проекта:
1. Подготовка документации
2. Подборка литературы, оригиналов старых детских
книг
3. Подготовка занятий, информирование участников
о предстоящей работе
4. Создание в группе уголка «Музей детской книги»
5. Приглашение посетителей – детей из других
групп
6. Проведение бесед, экскурсии в детские
библиотеки города
7. Работа над совместной книгой: «Моя любимая
книга!»
8. Итоговый праздник «Его величество книга».
Бюджет: волонтерская помощь со стороны родителей.
Доходная часть | На 1 ребёнка в месяц (руб.) |
На 24 ребёнка (руб.) | Всего на год (руб.) |
Пожертвования родителей | 2500 | ||
Итого: | 2500 |
Расходная часть |
|
Стеллаж для книг | 1500 |
Книги | 500 |
Трансфер до библиотеки | 500 |
Итого: | 2500 руб. |
Контроль:
- самоконтроль,
- диагностика (см. приложение)
- наблюдения за тем, как дети часто «посещают» музей детской книги,
- пополняемость музея новыми экземплярами, пришедшие из дома бабушек и дедушек,
- контроль со стороны администрации учреждения, родителей.
Риски:
- незаинтересованность автора проекта
- потеря интереса к музею
- низкая пополняемость книг.
Результаты внедрения проекта:
- Активизация интеллектуального развития ребёнка (развивается язык и увеличивает запас слов, ребёнок учится выражать мысли и понимать, что говорят и пишут другие).
- Развивается словотворчество, тем самым повышается самооценка ребёнка, его навыки презентации себя
- Улучшается посещаемость группы
- Повышается психологический комфорт пребывания ребёнка в группе
- Коммерческий результат: издание совместного детско-родительского словотворчества, демонстрация эскизов книг, выполненных детьми.
Диагностическая карта контроля
№ | Имя ребёнка | |||||||||||
1. | ЧИТАЕТ КНИГИ ДОМА | |||||||||||
2. | РАССМАТРИВАЕТ КНИГИ В МУЗЕЕ КНИГИ |
|||||||||||
3. | ПРИНОСИТ КНИГИ ИЗ ДОМА | |||||||||||
4. | ВНИМАТЕЛЕН В БИБЛИОТЕКЕ | |||||||||||
5. | АККУРАТЕН ПРИ РАБОТЕ С КНИГОЙ |
|||||||||||
6. | ЗНАЕИ ОБ ИСТОРИИ ДЕТСКОЙ КНИГИ | |||||||||||
7. | ЗНАЕТ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ | |||||||||||
8. | ЗНАЕТ СТИХИ О КНИГАХ |
|||||||||||
9. | ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС «ЗАЧЕМ НУЖНА КНИГА?» |
Тема: «Научные забавы».
Цели:
- Сформировать у детей умение видеть необычные свойства предметов в обычных вещах; расширять представления детей об окружающем мире.
- Познакомить с физическими явлениями наэлектрилизованности предметов и давление воздуха
- Продолжать развивать умение экспериментировать с хрупкими предметами.
- Воспитывать наблюдательность, выдержку и умение работать в коллективе. Через создание проблемных ситуаций развивать творческий потенциал.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова и выражения: «хрупкая», « хрупкая скорлупа», « наэлектрилизованная расческа », опыт, эксперимент.
Предварительная работа: беседа с детьми о яйце, как источнике жизни, проведение опытов: в какой воде яйцо тонет, а в какой нет, изготовление поделок из яйца, чтение художественной литературы.
Материал к занятию:
- раздаточный: сырое и вареное яйцо, обрывки бумаги в тарелочках, расчески пластмассовые.
- демонстрационный: сырое и вареное яйцо, целая скорлупа яйца, бумажные обрывки в тарелочке, спички, фитиль (бумага, сложенная в несколько раз ), расческа пластмассовая, яйцо очищенное вареное, смазанное маслом, бутылка литровая , ложка, мяч, скотч.
Методические приемы: постановка цели, беседа с детьми, вопросы к детям, загадки, пояснение, напоминание , показ, экспериментальная деятельность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Мы снова с вами в лаборатории, а это значит что? (Ответы детей: Будем экспериментировать и узнавать что-то новое и интересное о некоторых известных нам всем предметах.) Я прочитаю вам загадку:
Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый.
А как треснул наконец
Так и выскочил жилец.
– Итак, вы догадались, что это? (Яйцо)
– Мы начнем проводить опыты с яйцом.
– Что такое яйцо? (Ответы детей)
– Назовите части яйца (Скорлупа, белок, желток)
– Опишите яйцо, какое оно? (Ответы детей)
– Острый конец яйца не пустой, а тупой конец
имеет мешочек, где имеется воздух. Вы знаете из
наших предыдущих опытов, что в соленой воде
яйцо... (ответы детей) да яйцо не тонет.
Сегодня мы экспериментально докажем каким
концом яйцо всплывет вверх, а каким вниз? Вот я
вам говорю, что тупым, а вы как думаете? (Ответы
детей). Проверим на опыте. Почему острым? (Потому
что оно тяжелее)
– Следующий опыт. Я беру два яйца – одно сырое,
другое вареное. Скажите, какое сырое, какое
варёное. Есть опыт, который объясняет это (кручу
вареное и сырое яйца). Я вам говорю, что вот это
сырое, а это вареное – оно крутится лучше. А
теперь вы определите сами. Покажите мне вареное
яйцо, уверены в этом? А как узнать? (Ответы
детей).Очистите яйцо.
– Итак, из опыта что мы узнали? (Сырое яйцо
крутится плохо, а вареное хорошо)
– Для следующего опыта подойдите ко мне. Мы будем
узнавать может ли яйцо прокатиться по прямой или
нет.
– Выйдите из-за столов и встаньте лицом ко мне.
Перед нами мяч и прямая дорожка (дети катают мяч
по прямой дорожке). Как катится мяч? (По прямой)
– А теперь мы прокатим яйцо по этой дорожке. (Дети
катают яйцо по очереди, дети следят куда катится
яйцо)
– Как вы думаете, почему это происходит? (Держу
перед ними мяч и яйцо)
– Да у них разная форма? Что мешает яйцу катится
по прямой? (Форма). Вывод какой можно сделать?
(Яйцо по прямой не катится)
– Это яйцо у меня в руках необычное, подержи его
только осторожно. Да, это всего лишь скорлупа.
Сейчас я покажу вам почти фокус, следите за мной
внимательно. Я натираю расческу о волосы и не
дотрагиваясь до скорлупы расческой её двигаю,
что происходит? (Яйцо двигается за расчёской
тоже.)
– А теперь вы будете фокусниками. Высыпать
обрывки бумаги на стол, дети трут расческой о
волосы и подносят её к бумажкам, они прилипают к
расческам. Что же произошло, как вы думаете? (Ответы
детей)
– Расческа наэлектрилизовалась и поэтому
притянула к себе бумагу, т.к. бумага и скорлупа
легкие.
– И последний наш опыт, наверное, самый
интересный. Может ли обычное вареное вкрутую
яйцо самостоятельно попасть в бутылку? (Ответы
детей). А почему? (Ответы детей). Мешает
скорлупа, очищаем, пробуем, яйцо больше горлышка.
А теперь посмотрите внимательно. (Беру жгут из
бумаги, поджигаю, бросаю в бутылку, смазанное
маслом яйцо кладу острым концом на горлышко
бутылки, яйцо падает в бутылку.)
– Что случилось? Где яйцо? Кислород в
бутылке сгорел, воздух нагрелся и яйцо засосало в
бутылку.
– На этом сегодня наши опыты закончились.
Диво-дивное – яйцо. Это – символ жизни, форма
яйца вдохновляет художников и ювелиров, его
расписывают народные умельцы. Оно стало эмблемой
одной из сотовых связей. Про яйца существует
много пословиц и поговорок. Вам домашнее
задание: объясните вместе с родителями
такую пословицу: «Яйца курицу не учат»,
поговорки.