Цели:
- Создавать атмосферу волшебства, радости и добра, создавать чувство группового единства, обогащать музыкальные впечатления;
- Развивать чувство ритма, упражнять в ритмическом выполнении знакомых музыкально-ритмических движений, совершенствовать естественные движения, развивать координацию;
- Активизировать речь детей, используя разные виды музыкальной деятельности;
- Развивать звуковысотное чувство;
- Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук;
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
Оборудование, материал: султанчики, блестящие ветки, шишки, белые платки, корзина, зеленые елочки разной высоты, картинки-игрушки (ворона, птичка, белочка); колокольчик; аудиокассеты и СD диски.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети под музыку забегают в зал. В центре выложен круг из блестящих султанчиков и веток. У боковой стены стоят стульчики, накрытые белыми платками.
Педагог. Здравствуйте, мои друзья! Поздоровайтесь, как я!
Игра-эхо «Здравствуйте»
(Произнесение приветствия с разной интонацией, динамикой, высотой; со звучащими жестами, пропевая.)
Педагог.
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмет,
Каждый мне привет пошлет!
Танец-приветствие «Здравствуйте».(«Семь прыжков», датская народная мелодия)
Педагог.
Каждое утро с улыбки начинается,
Утром вся природа просыпается.
– Ребята, а как это природы пробуждение называется?
Дети. Рассвет.
Голосовое упражнение «Рассвет»
Педагог. Рано утром на рассвете…
Дети. Шу-шу-шу! Шу-шу-шу! (произносят, сильно вытягивая губы трубочкой и потирая ладошку о ладошку поочередно у правого и левого уха)
Педагог. Пролетает зимний ветер…
Дети. Шу-шу-шу! Шу-шу-шу!
Педагог. Пролетел среди берез…
Дети. А-а! А-а! (глиссандо вверх с постепенным крещендо, нижняя челюсть максимально опущена).
Педагог. Новость свежую принес!
Дети. А-а! А-а! (глиссандо вниз с постепенным диминуэндо).
Педагог. И сейчас же слухи, слухи…
Дети. З-з-з! (издают «зудящий» звук со сжатыми зубами, уголки рта сильно растянуты)
Педагог. Зазвенели, словно мухи!
Дети. З-з-з!
Педагог. Вся природа просыпается и
волшебный зимний рассвет начинается…
Ребята, отправимся встречать зимний рассвет? А
какую по характеру музыку мы с собой возьмем? (Дети
отвечают: радостную, светлую, медленную,
неторопливую и др.)
Ритмодекламация «Волшебный рассвет» (автор Т. Боровик)
Чтобы сделать волшебным зимний рассвет, – дети идут по кругу
Надо долго, долго идти.
И охапку блестящих холодных лучей – останавливаются и берут по показу педагога
Самому на дороге найти, самому найти. султанчик, лежащий в кругу
С танцем вьюги перемешать, – волнообразные движения султанчиком
Закрыть глаза и почти не дышать… – движения по тексту
Ты знаешь, это будет волшебным рассветом. – открывают глаза, руки разводят в стороны перед собой.
Ты долго будешь помнить об этом. – Кружатся на месте
И добавить к блестящим холодным лучам – идут по кругу
Охапку заснеженных веток, – останавливаются и берут другой рукой блестящую ветку, лежащую в кругу.
Краешек неба, хрусталик ручья, – поочередное поднимание и опускание рук
Сияющий снег всевозможных расцветок.
С пеньем вьюги перемешать, – кружатся на месте
Закрыть глаза и почти не дышать. – Движения по тексту
Ты знаешь, это будет волшебным рассветом, – открывают глаза, руки разводят в стороны перед собой.
Если ты не забудешь при этом сказать:
«Доброе утро, здравствуйте, мы желаем всем добра».
Педагог. Ребята, давайте украсим нашу полянку.
Дети украшают лес атрибутами (султанчики, блестящие ветки), которые сопровождали ритмодекламацию.
Педагог.
Сели дети на полянку. Тишина.
Волшебство продолжается.
Возле елочки зеленой сказка начинается.
Музыкально-дидактическая игра «Кто сидит на елке?» (авторская)
Педагог.
На верхушке елки птичка сидит,
Высоко и тонко голосок ее звучит. (Высокий звук, дети поднимают руки вверх)
«Кар-кар-кар» звучит под елкой,
Кто же это? Ворон черный. (Низкий звук, руки детей лежат на коленях)
В середине елочки стукоток идет,
Это наша белочка орешки грызет. (Средний звук, дети хлопают в ладоши)
А сейчас давайте угадаем, кто свою песню распевает. (Дети слушают разные по высоте звуки, определяют их и показывают руками.)
Педагог. А наша белочка-трудяга не с
пустыми руками пришла,
Она нам шишек целую корзину принесла. Поиграем?
Пальчиковая игра «Белка» (муз. Железновой)
Ши-ши-ши – 2р., шишки в гости к нам пришли. – 2р.
Ритмичное постукивание шишкой по ладошке.
Белка с ветки в свой домишко перекладывала шишки. – 2р.
Ритмичное перекладывание шишки из одной руки в другую.
Ши-ши-ши – 2р., шишки белочке нужны. – 2р.
Ритмичное постукивание шишкой по ладошке.
Белка шишку уронила,
Ой-ой-ой!
Постукивание шишкой по правой ноге.
Прямо в мишку угодила,
Ой-ой-ой!
Постукивание шишкой по левой ноге.
Застонал, заохал мишка,
Ой-ой-ой.
Поглаживание шишки правой рукой.
На носу большая шишка,
Ой-ой-ой!
Прикладывание шишки к носу.
Педагог.
Вот так поиграли с шишками и разбудили мишку…
(Собирают шишки в корзину.)
Встал медведь в своей берлоге
И зашагал по лесной дороге.
Песня-танец «Почему медведь зимой спит»
Педагог.
Полно, Мишенька, спать. Раз проснулся, давай с нами играть.
Колокольчик я возьму, с ним игру свою начну.
Кто считалочку знает, тот ведущего выбирает.
Игра «Веселый колокольчик» (муз. В. Кикты).
(Дети образуют круг и поют 1 куплет песенки, пританцовывая и хлопая в ладоши в конце каждого 4 такта. Водящий пляшет в кругу с колокольчиком. На 2 куплете дети присаживаются на корточки и закрывают глаза – «засыпают». Водящий бежит за кругом и кладет колокольчик за спиной у кого-нибудь из игроков. Игра повторяется. Новый «колокольчик» пляшет в кругу.)
1. Веселый колокольчик,
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
Смеется и хохочет,
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.2. Он пел зимой чуть слышно,
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
Но снова солнце вышло,
Динь-динь, динь-динь, динь-динь.
Педагог.
Пока мы медведя нашего веселили,
Налетела вдруг пурга, закрутила, замела
И снежный свой танец начала.
Танец-импровизация «Белая метелица» (с белыми платками)
Педагог.
Зима была белым-бела – дети идут к центру круга
Платок из снега соткала – укладывают платки горкой в центре круга.
Педагог.
Как на горке – «рисуют» руками высокую горку
Снег, снег – Скользящие хлопки
И под горкой – «рисуют» руками яму
снег, снег. – Скользящие хлопки.
А под снегом спит медведь, – обе ладошки под правой щекой
Тише, тише, не шуметь. – указательный палец возле губ.
Как жалко, что наша зимняя сказка закончилась… А давайте превратимся в снежинок и легко порхая полетим в группу рассказывать зимнюю сказку нашим воспитателям. (Под музыку дети, танцуя, возвращаются в группу.)
Литература:
1. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в
детском саду. – М.: изд-во «Сталкер», 2005.
2. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в
детском саду. – М.: изд-во «Вако», 2006.
3. Давыдова М.А., Агапова И.А. Музыкальные игры
и праздники. – М.: РИПОЛ КЛАССИК ДОМ. XXI век, 2007.