Воспитатель: Дети, посмотрите на меня. Проведём гимнастику для глаз. Закройте глаза, откройте, посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Хорошо. А теперь сделайте сердитое лицо, радостное, удивлённое, серьёзное. Какие вы у меня красивые, умные, внимательные и я уверена, что мы с вами сегодня отлично позанимаемся.
(В коридоре возле двери пищит мышка)
Воспитатель: Слышали, ребята? Там кто-то есть. Пойду, посмотрю: кто к нам пожаловал?
(Возвращается с игрушечной мышкой, к хвостику которой привязан красивый конверт)
Смотрите: Мышка-почтальон принесла нам очень красивый конверт. Интересно, что в нём?
Дети: Конечно, давайте посмотрим.
Воспитатель: Вижу – здесь письмо и сейчас я вам его прочту. Рассаживайтесь поудобней, да слушайте внимательно.
(Дети садятся на ковёр)
«В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был царь. И был у него один
единственный сын, звали которого Иван-Царевич.
Когда Иван вырос, он полюбил прекрасную царевну
Веснянку – дочь царя из царства Природного. А
Веснянка была очень умной царевной и решила она
проверить, насколько умён её жених. Загадала она
Ивану-Царевичу три мудрёные загадки и
сказала: «В большом месте сидеть – много надобно
ума иметь. Отгадаешь мои загадки – пойду за тебя
замуж, а если нет – не обижайся!»
Загоревал Иван-Царевич, а царь-отец молвил:
«Сиденьем города не берут. Иди, сын мой милый,
по белу свету походи, поучись, мудрости наберись.
Быть может, тогда и отгадаешь загадки
Веснянки.
Взял тогда Иван ниток клубок, бросил его
впереди себя и пошёл: куда клубок катится, туда и
царевич идёт…
(Заходит в группу Иван-Ццаревич с заплечным мешком)
Иван: Много дней и ночей иду я по свету за своим клубочком. Вижу: теперь привёл он меня в детский сад. Здравствуйте, дети.
Дети и воспитатель: Здравствуй, Иванушка. Проходи, присаживайся. Слышали мы про твою беду. Может и могли бы тебе помочь, да вот жаль, что загадок не знаем.
Иван (радостно): Так я вам их загадаю! А вы мне поможете?
Дети и воспитатель: Постараемся.
(Иван раскрывает заплечный мешок и говорит)
Вот первая загадка: Подарила мне Веснянка ведёрко с грибами. Грибы велела высыпать, а что в ведёрке осталось – ей показать. Только что же ей показывать? В ведёрке-то пусто!
Воспитатель: Вот как раз об этом я
сегодня хотела поговорить с ребятами и
приготовила всё необходимое для нашего занятия.
Ребята, и ты, Иванушка, проходите к этому
большому столу и приготовьтесь слушать меня
внимательно.
А расскажу я вам сегодня о том, что всех нас
окружает воздух. Он находится везде-везде: вокруг
предметов, игрушек, строений, заполняет все
пустые места. Но мы его в обычной жизни не видим.
Скажите, а вам хотелось бы увидеть воздух?
Дети и Иванушка: очень, только как это можно сделать?
Воспитатель: Я догадывалась, что вам
интересно будет увидеть воздух и заранее
приготовила всё необходимое для опытов.
Итак, смотрите. Я приготовила обычный пакет и
положила в него полотенце. А теперь это полотенце
из пакета убираю.
(Широко раскрываю пустой пакет и закручиваю)
Как видите, в нём ничего больше нет. Но почему я не могу свернуть пакет, что мне мешает? Оказывается, это воздух, который я закрыла в пакете. Проверим? Для этого я попробую опустить этот пакет на дно аквариума. Смотрите, как ведет себя мой пакет: он не хочет лежать, выпрыгивает наверх. Это потому, что воздух очень лёгкий и вода его выталкивает.
(Повторяю несколько раз)
А теперь я попробую заставить пакет с воздухом опуститься на дно. Для этого мне нужно надавить на пакет. Но открою вам секрет: в моём пакете есть маленькие дырочки. Через них будет выходить воздух. Будьте внимательны и говорите всё, что увидите.
(Провожу опыт, дети комментируют)
Дети: Пузыри появились, их много, они крупные, большие, играют в догонялки, бурлят, как фонтан.
Воспитатель: Верно. А сейчас я раскрою пакет и наберу ещё воздуха, а потом снова опущу его в воду и попробую раскрыть в воде.
Дети: Огромный пузырь поднялся наверх и исчез, как будто лягушка квакнула.
Воспитатель: Вот, ребята, оказывается, в пустом пакете был воздух и с помощью опытов мы смогли его увидеть.
Иванушка: Я тоже видел. Очень интересно.
Воспитатель: А сейчас давайте проведём опыт с этим стаканом, на дно которого я с помощью кусочка пластилина прикрепила кусочек салфетки. Обратите внимание, какие у неё края: они загнуты вверх, словно лепестки у ромашки. Как вы думаете, если я опущу этот стакан в воду, салфетка намокнет?
Дети и Иванушка: Конечно, обязательно.
Воспитатель: Давайте проверим.
(ровно опускаю стакан вверх дном в воду)
И что же мы видим? Салфетка сухая.
Дети: Мы знаем, почему салфетка не намокла! Потому что воздух был в стакане.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Сейчас я снова проведу этот опыт, но немного
по-другому. Сначала также опущу стакан в воду, а
потом его наклоню. А вы наблюдайте.
(провожу опыт)
Дети и Иванушка: Из стакана воздух вышел в форме больших пузырей.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давай-ка, Иванушка, проведем опыт с твоим ведёрком.
(Провожу аналогичный опыт с комментариями детей)
Воспитатель: Вот тебе, Иванушка, отгадка на первую загадку: в пустом ведёрке находится воздух.
Иванушка: Спасибо. Вижу, вы ребята умные, сообразительные. Помогите, пожалуйста, и вторую загадку отгадать.
Дети: Загадывай, Иванушка! А мы постараемся.
Иванушка: Спрашивает меня Веснянка: без чего я не могу жить?
Дети: А ты, Иванушка, попробуй не дышать.
Иванушка: Как, совсем?
Дети: Хоть минуточку!
Иван: Никогда не пробовал. Ну-ка… (задерживает дыхание) Ой, не могу! Что такое?
Дети: Потому что всего нужнее человеку воздух!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё сказали правильно. Вспомните, только ли человеку необходим воздух?
Дети: Ещё воздух нужен птицам, рыбам, животным, деревьям, растениям, всей живой природе.
Воспитатель: Замечательно! Вот,
Иванушка, ответ на твою вторую загадку: человек
не может жить без воздуха! А чтобы убедиться в
этом, предлагаю снова перейти к опытам.
Давайте проверим, чем мы дышим. Для этого я буду
вдыхать воздух через нос, а выдыхать через
трубочку в стакан с водой. Смотрите, что у меня
получается.
(Провожу опыт, дети комментируют увиденное)
Ребята, а может у меня стакан волшебный? Интересно, у вас получится этот опыт? Попробуйте самостоятельно провести его. Помните, как надо правильно вдыхать и выдыхать воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начинайте.
Иванушка: А мне можно?
Воспитатель и дети: Конечно.
(Проводится опыт с комментариями)
Иванушка: Я так увлекся опытами, что чуть не забыл про третью загадку. Но она такая трудная.
Дети и воспитатель: Не горюй, Иванушка, загадывай свою загадку. Поможем, чем сможем.
Иванушка: Дала мне Веснянка ещё одно ведерко (достаёт из заплечного мешка), а в нём – кусочек кирпича, мела и земли. Спросила, что в них общего? А я не знаю, никак не могу догадаться! Как быть – ума не приложу!
Воспитатель: Не волнуйся, Иванушка. Смотри и слушай очень внимательно. Нам снова помогут опыты. Для начала, ребята, давайте вспомним, к какой природе относятся кирпич, мел, земля?
Дети: К неживой. И кирпич тоже, потому что он сделан из глины.
Воспитатель: Да, ответ правильный. А почему?
Дети: Потому что они не питаются, не растут, не дышат, не передвигаются.
Воспитатель: Очень хорошо. Но раз Веснянка придумала такую загадку, значит что-то общее в них всё же есть. Давайте проведём опыты. Вначале я в аквариум с водой брошу кусочки кирпича и мы с вами проверим, что с ними будет происходить?
(Провожу опыт, дети комментируют)
Теперь в воду опускаю кусочки мела. Что вы видите?
(Дети комментируют)
Настала очередь поместить в воду кусочки земли. Внимание, дети! В воде земля быстро рассыплется, поэтому вначале вы понаблюдайте, что произойдёт, а потом скажете. Договорились? Смотрите.
(Провожу демонстрационный опыт, а затем дети и Иванушка проводят его самостоятельно в своих стаканах)
Дети и Иванушка обмениваются
наблюдениями и выводами, что в кусочках кирпича,
мела и земли есть воздух. Его вода выталкивает
наверх, потому, что воздух очень лёгкий.
В кусочках кирпича воздуха было немного, в
кусочках мела – побольше, а больше всего воздуха
оказалось в земле.
Воспитатель: Именно потому, что земля
рыхлая (она быстро рассыпалась в воде) и в ней
достаточно много воздуха, все растения растут
в земле.
Иванушка: Как я рад, что мой волшебный клубочек привёл меня именно к вам, ребята! Вы так мне помогли! Большое спасибо! Теперь я смогу не только отгадать загадки Веснянки, но и опыты показать. Поспешу. До встречи!
(Уходит в смежное помещение)
Воспитатель (вслед): Иванушка, мешок забыл.
Иванушка (из-за двери): Это вам в подарок.
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что же нам Иванушка оставил.
(Дети подходят к столу)
Воспитатель заглядывает в мешок и говорит детям: «Вижу, что ещё один опыт можно провести. Закройте глаза и попробуйте по запаху определить, что в мешке?»
(Достаю горшочек с нарезанными апельсинами, открываю его и подношу к детям, предлагаю понюхать)
Дети: Вкусно пахнет апельсинами.
Воспитатель: Отгадали! Открывайте глаза и смотрите, сколько их здесь много. Все сможете угоститься после занятия. А пока продолжим. Вот сейчас вы вдохнули воздух, который пропитался запахом апельсинов. Значит, воздух можно не только увидеть с помощью опытов, но и почувствовать. Верно?
Дети: Да, и догадаться, чем пахнет.
Воспитатель: Правильно. А ещё человек
может запоминать запахи, а когда о них
вспоминает, у него на лице появляется особенное
выражение. Попробуем проверить?
Представьте себе, что мама для вас приготовила
салат из свежих огурцов (Дети мимикой
показывают свои впечатления друг другу),
бабушка испекла пирог с яблоками, сварила
малиновое варенье. Вижу, как вы любите всякие
вкусняшки. А представьте, что пахнет краской или
убежавшим молоком. Ой, какие вы смешные стали! Я
уверена, что вам не нравятся неприятные запахи.
Ребята, так что же мы выяснили?
Дети: Воздух можно не только увидеть с помощью опытов, но и почувствовать.
Воспитатель: Конечно. Но и это не всё. Есть у меня для вас ещё интересные опыты и эксперименты. Потрогайте свою руку ладошкой. Какая она?
Дети: Теплая.
Воспитатель: Значит, у нас в группе…
Дети продолжают: Тепло.
Воспитатель: А давайте на минутку выйдем из группы в холл.
(Дети вместе с воспитателем выходят в холл и возвращаются)
Воспитатель: Ребята, почувствовали разницу?
Дети: Да, в холле прохладнее, чем в группе.
Воспитатель: Правильно. А знаете, почему? Потому, что воздух в группе кроме горячих батарей греем ещё и мы сами.
Дети: Как?
Воспитатель: Очень просто. Проведём ещё один эксперимент. Смотрите на меня: я вдохну воздух через нос, а выдохну на ладошку, которую поднесу ко рту. Сделайте, как я и отгадайте, что я почувствовала.
(Дети проводят эксперимент)
Дети: Когда мы вдохнули воздух, он был прохладный, а на ладошку выдохнули теплый.
Воспитатель: Ребята, у всех так получилось? Очень хорошо!
Дети: Да!
Воспитатель: А кто догадался, как нагрелся воздух в нашем теле?
Дети: А мы же тёплые!
Воспитатель: Вы у меня просто молодцы!
Но хочу заметить, что свежий воздух полезнее для
нашего организма, поэтому нужно всегда
проветривать помещения и гулять на улице.
Ребята, в завершение нашего занятия давайте
вспомним, что нового и интересного вы сегодня
узнали о воздухе.
(Итог)
Вам ещё много интересного и полезного
предстоит узнать о воздухе, например, что он
упругий, имеет вес и т.д.
(Заходят Иван-царевич и Веснянка, разговаривая)
Веснянка: Помни, Иван-царевич, грамоте учиться – всегда пригодится! Эти ребятки помогли тебе отгадать мои загадки?
Иванушка: Да.
Веснянка: Очень приятно познакомиться с вами. Вижу – вы настоящие умники и умницы! Что ж, спасибо вам и до свидания. Нам пора. Будете в наших краях – милости просим в гости.
Воспитатель: Ребята, примем приглашение?
Дети: Конечно. Да ещё спасибо, Иванушка, за угощенье. Вот только куда идти – не знаем.
Иванушка: А я вам клубочек свой оставлю. Он и приведет к нам в гости.
Воспитатель и дети: Спасибо. А тебе,
прекрасная Веснянка – букет весенних цветов в
подарок.
Ребята, я думаю, нужно проводить гостей, а то наш
детский сад большой, как бы не заблудились.