Цель: создать условия для развития речевых навыков детей.
Задачи:
- Коррекционные:
- актуализация и обогащение словаря;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мышления;
- развитие мелкой моторики;
- развитие слухового внимания.
- Образовательные:
- обучение слушанию речи взрослых и детей;
- закрепление лексики по теме «Мой город».
- Воспитательные:
- воспитание «чувства языка»;
- привитие навыка работы в коллективе и парами;
- воспитание любви к родному городу.
Подготовительная работа:
- работа со стендом «Город, в котором я живу»;
- беседы о г. Новоуральске;
- экскурсия в городской музей;
- экскурсия по г. Новоуральску;
- создание коллажей о городе (с помощью родителей);
- конкурс рисунков;
- конкурс фотографий «Мой любимый уголок города».
Место проведения: школьный музей.
Оборудование: кукла Лунтик, ракета, конверты с заданиями (мозаика с изображением городских улиц, памятников и т.д.), изображенные на доске улицы города, домики с фотографиями детей, стенд «Город, в котором я живу», индивидуальные задания на развитие мышления и зрительного восприятия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие гостей.
II. Сюрпризный момент
Появляется игрушка Лунтик.
– К нам на ракете прилетел Лунтик. Он получил письмо от жителя нашего города. Но в письме так много ошибок, что Лунтик ничего не понял и обратился к нам за помощью.
III. Работа над связной речью
Чтение письма учителем. Дети сидят за столами.
«Я живу – город– Новоуральск–.
У нас много красивых дом – –.
По городу протекают река Бунарка.
Прилетай к нам – гости».
Дети произносят правильно каждое предложение.
IV. Сообщение цели урока
– Сегодня мы расскажем Лунтику о городе, в котором мы живём. Каждая встреча начинается со знакомства. Давайте расскажем Лунтику о себе.
V. Работа над связной речью
На магнитной доске находится план города, на котором обозначены названия улиц, где живут дети. Ученики по очереди выходят и рассказывают о себе, прикрепляя домик на свою улицу.
VI. Работа над развитием зрительного восприятия, внимания, речи
Индивидуальные задания – на столах.
– Помогите Лунтику определить лишний домик на этой улице.
Учащиеся по очереди объясняют свой выбор.
VII. Работа над развитием фонематического слуха
Дети стоят вокруг учителя. Игра «Хлопочки».
– Я буду называть то, что есть в нашем городе. Если услышите в слове звук [c], хлопните в ладоши: мост, театр, сквер, парк, лес, бассейн, дома, стадион, площадь, спорткомплекс. Внимательные ребята!
VIII. Работа над развитием мышления, мелкой моторики, речи
Работа в парах за столами.
– Когда Лунтик летел к нам, он сделал несколько снимков нашего города, но по дороге они рассыпались. Кто готов помочь Лунтику собрать их?
Дети выполняют задания в парах, собирая мозаику с видами города, рассказывают о том, что видят на фотографиях.
IX. Работа над развитием связной речи
– Лунтик, у наших ребят есть любимые места в городе.
Желающие выходят к доске, рассказывают о любимых уголках Новоуральска, показывают фотографии.
X. Работа над развитием речи
– В нашем городе часто проходят праздники. Чем
украшают в это время город? (Шарами, флагами.)
– Давайте попробуем украсить город красивыми
словами. Какой наш город? (Наш город красивый,
любимый, уютный…)
Дети, называя слово, прикрепляют разноцветные
бумажные шары
на доску со схемой улиц города.
XI. Работа над развитием речи (воспитательный момент.)
– А что мы можем сделать уже сейчас, чтобы наш город Новоуральск оставался таким же уютным и чистым? (Ответы детей с места: «Мы можем не сорить» и т.д.)
XII. Работа над выразительностью речи
– В подарок Лунтику мы приготовили стихотворение о нашем городе.
Чтение стихотворения ребёнком у доски.
Слушатели благодарят его аплодисментами.
XIII. Итог урока
– Лунтик благодарит вас за помощь, за активную работу и дарит вам фотографии на память об экскурсии нашего класса по родному городу.
Дети получают фотографии.