Глина – это природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отрегулировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять» эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.
Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования глины», – пишет Вайолет Оклендер. По наблюдениям В. Оклендер, болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций. Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Модель дополнительной общеобразовательной программы – Приложение 1.
Пояснительная записка – Приложение 2.
Учебно-тематический план группы «Я могу» – Приложение 3.
Мастерская «Основы художественной керамики»
Каждое занятие содержит:
– познавательную информацию: по истории
керамики и окружающему миру;
– последовательные практические задания на
понимание и освоение изучаемого курса.
Занятие №1: «Путешествие по мастерской» – 2 часа.
Тип занятия: ознакомительный
Цель занятия: Знакомство с группой, а группы с мастерской, техникой безопасности, с материалом, с инструментом, с керамикой как видом декоративно – прикладного искусства.
1. Знакомство с группой. Знакомство группы с
мастерской, техникой безопасности.
2. Знакомство с художественной керамикой как
видом декоративного искусства. Беседа по истории
развития художественной керамики от архаики до
наших дней.
3. Первое практическое знакомство с глиной.
4. Лепка шара; лепка из шара – снеговика.
Занятие №2: «Путешествие во времени» – 2 часа.
Тип занятия: познавательный
Цель занятия: Познакомить детей с яркими моментами истории керамики.
1. Знакомство с керамикой Древней Греции.
Китайский фарфор. Итальянская майолика эпохи
Ренессанса.
2. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий,
словарь, тест.
3. Диагностика внимания.
Занятие №3: «Творит народ» – 2 часа
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Знакомство с народными промыслами России, Красноярского края.
Творчество в семье
1. Изделия народных промыслов. Майолика Гжели.
Абрамцевская мастерская. Современная
декоративная художественная керамика.
2. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий,
словарь.
3. Практическая работа по графической
инструкционной технологической карте «Птичка».
Занятие №4: «Я и моя семья» – 2 часа
Тип занятия: обучающий, развивающий
Цель занятия: Знакомство с глиной как с пластическим материалом выразительности.
Ценность семьи.
1. Рассказ о творчестве в семье.
2. Композиция в художественной керамике. Формообразование.
Способы художественной выразительности. Связь
между назначением и содержанием.
3. Практическая работа – самостоятельная работа
« Я и моя семья».
Занятие №5: «Угадай-ка» – 2 часа
Тип занятия: проверочно-развивающий
Цель занятия: Выявление знаний, умений, степень воображения и представления.
1. Информация – загадки.
2. Лепка овощей произвольным методом.
3. Выбор знатока овощей.
Занятие №6: «Узорчики» – 2 часа
Тип занятия: познавательно-развивающий
Цель занятия: Знакомство с историей развития художественного декорирования.
1. Способы декорирования художественной
керамики. История развития способов
декорирования художественной керамики.
2. Символы и знаковые элементы.
3. Символика народного творчества.
4. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать».
Занятие №7: «Вот она какая» – 2 часа
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Формирование любви к природному материалу – глина.
1. Беседа «Земля, вода, огонь и руки человека
основа этого древнего искусства». 2. Способы
приготовления глиняной массы в промышленных
условиях и в условиях мастерской. Пластические
свойства глин. Шкала пластичности. Определение
пластичности и способы ее изменения.
3. Упражнения по исследованию пластичности глины.
4. Упражнения по исследованию изменения
пластичности глины.
Занятие №8: «Песня птички» – 2 часа
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Знакомство с живописным декорированием.
1. Способы декорирования в промышленном
производстве. Способы декорирования
художественной керамики в условиях
художественной мастерской.
2. Практические кистевые навыки.
3. Практическая работа – показ и объяснение
декорирования изделий: «Птичка» – кистевая
декоративная роспись.
Занятие №9: «Это я – глина» – 2 часа
Тип занятия: ознакомительно-обучающий
Цель занятия: Знакомство с материалами керамики и их применение.
1. Материаловедение. Классификация
керамических материалов: глина, шамот, фаянс,
фарфор.
2. История развития материала искусства керамики.
3. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий,
словарь, тест.
Занятие №10: «Я и в печке посижу» – 2 часа
Тип занятия: ознакомительно-обучающий
Цель занятия: Знакомство с процессом обжига и его значением.
1. Сушка и обжиг изделий. Сведения о процессах,
происходящих в глине при сушке и обжиге.
Оборудование мастерской.
2. Упражнения по исследованию прочности
обожжённых керамических изделий.
3. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий,
словарь, тест.
4. Загрузка муфельной печи.
Занятие №11: «Близнецы» – 2 часа.
Тип занятия: ознакомительно-обучающий
Цель занятия: Знакомство со способами формования изделий керамики.
1. Способы формирования керамических изделий.
Прессование, литье, гончарный круг, формование в
формах, лепка жгутом, формование из пласта.
Сведения о модельно-формовочном деле.
2. Практический показ и объяснения по работе с
формой
3. Практическая работа – формование колокольчика
в гипсовой форме.
Занятие №12: «Настоящая медаль» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в прессовании изделия.
1. Сведения о модельно-формовочном деле.
2. Что такое – медаль?
3. Диагностика восприятия.
4. Практическая работа по прессованию медали.
Занятие №13: «Воображай и представляй» – 2 часа
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: освоение начальных технологических приемов изготовления керамических изделий.
1. Пластическое формирование изделий.
Стилизация растительных и животных форм.
2. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий,
словарь, тест.
3. Практический показ последовательности работы.
4. Практическая работа изготовление
геометрических фигур.
Занятие №14: «Контур» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.
1. Скульптурный и живописный декор: рельеф,
барельеф. Сочетание разных способов
пластического декорирования. Живописное
декорирование изделий.
2. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать»
линейные элементы.
3. Колокольчик – гладкая и контурная роспись.
Геометрические фигуры – контурная живописная
роспись;
Занятие №15: «Жгутик» – 2 часа
Тип занятия: практический, обучающий
Цель занятия: Освоение техники жгута.
1. Сведения об особенностях техники лепки
жгутом.
2. Учимся изготавливать жгут – практические
упражнения.
3. Показ изготовления изделия из жгутов.
4. Практическая работа – изготовление круглой
вазы;
Занятие №16: «Сграффито» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.
1. Способы художественного декорирования.
Лощение. Процарапывание. Фактура поверхности.
Сграффито. Резьба. Прорез. Использование цветных
масс.
2. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать»
безотрывное рисование элементов
3. Круглая ваза – сграффито;
Занятие №17: «Преобразуй меня» – 2 часа.
Тип занятия: обучающий
Цель занятия: Освоение методов преобразования форм.
1. Знакомство с ручным инструментом для
пластического формирования. Декоративные
изделия.
2. Что такое – форма.
3. Одновременный показ и изготовление
геометрических тел.
Занятие №18: «Кружка лилипута» – 2 часа.
Тип занятия: проверочно-обучающий
Цель занятия: Закрепление технологии жгута, изготовление тонкого жгута.
1. Опрос по технологии жгута.
2. Практический показ с напоминающими
объяснениями.
3. Практическая работа – изготовление маленькой
кружки с ручкой.
Занятие №19: «След оставил» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.
1. Сочетание различных способов окрашивания
керамических изделий. Печать.
2. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать»
штампом.
3. Кружка с ручкой – печать, живописная роспись.
Занятие №20: «Грани» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в изготовлении изделия из пласта.
1. Формование изделий из пласта. Граненая ваза.
2. Беседа о вазах.
3. Практическое объяснение правил изготовления
пластов и их соединения.
4. Практическая работа – изготовление граненой
вазы;
Занятие №21: «Фокус» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Понимание возможности глины через её пластичность.
1. Особенности техники формирования из пласта.
Пластичность глиняной массы. Промин.
2. Фокусы из пласта глины.
3. Практическая работа – упражнения на
пластические возможности пласта.
4. Диагностика воображения.
Занятие №22: «Бабочка» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Знакомство с декоративной керамикой.
1. Выкраивание из глиняного пласта деталей
формы. Соединение деталей изделия. Обработка
поверхности.
2. Беседа, какие бабочки бывают.
3. Практическая работа – изготовление бабочки.
Занятие №23: «Лягушка-квакушка» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в декорировании и изготовлении изделий.
1. Эстетические возможности сохранения фактуры
глины, раскатываемой на текстильных материалах и
других поверхностях со сложным рельефом.
2. Лягушка?
3. Практическая работа – изготовление лягушки;
Занятие №24: «Золотая рыбка» – 2 часа.
Тип занятия: проверочный, познавательный
Цель занятия: Закрепление имеющихся знаний и умений в практической работе.
1. Выкраивание из глиняного пласта деталей
формы. Соединение деталей изделия. Обработка
поверхности.
2. Где живут рыбы?
3. Практическая работа – изготовление рыбки.
Занятие №25: «Они живые» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.
1. Сочетание разных способов пластического
декорирования. Живописное декорирование
изделий. Материалы. Виды росписи.
2. Лягушка, бабочка, рыбка – живописное
декорирование.
Занятие №26: «Ехал Ваня на коне» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Знакомство с малой скульптурой керамики.
1. Мелкая пластика. (Анималистическая, жанровая,
скульптура, народная игрушка). Сведения из
истории и особенности художественного языка
керамической мелкой пластики.
2. Что такое и как пользоваться технологической
картой?
3. Практическая работа по графической
инструкционной технологической карте «Лошадка».
Занятие №27: «Цветочный домик» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно – обучающий
Цель занятия: Освоение технологии изготовления круглых форм формованием.
1. Формование в гипсовых формах. Сведения о
способах изготовления гипсовых форм и моделей.
Изготовление гипсовой формы. Изготовление
изделий.
2. Требования к глине, правила работы.
3. Практическая работа – изготовление цветочного
горшка;
Занятие №28: «Блеск» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.
1. Способы художественного декорирования.
Глазурование. Фактура поверхности.
2. Что такое глазурь?
3. Цветочный горшок – фактурное, глазурование.
4. Медаль – глазурование.
Занятие №29: «Собачка» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в изготовлении изделия из целого куска.
1. Образ и выразительность керамики.
2. Практическая работа – одновременный показ и
лепка собаки.
Занятие №30: «Мастерами славиться страна» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Знакомство с народным творчеством.
1. Народные корни и место в современном
искусстве. Работа над художественным образом.
2. Работа в рабочей тетради – зарисовки изделий,
словарь, тест.
Занятие №31: «Барышня» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Понимание значения пластичности глины в прессовании изделия.
1. Средства пластической выразительности.
Особенности композиции.
2. Практическая работа – одновременный показ и
изготовление народной игрушки «Барышня».
Занятие №32: «Солнышко» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.
1. Способы художественного декорирования. Виды
росписи.
2. Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать»,
народные элементы.
3. Народная игрушка «Барышня», «Лошадка» –
декоративная народная живопись.
Занятие №33: «Глинчик» – 2 часа.
Тип занятия: творчески-контрольный
Цель занятия: Применение индивидуальных знаний и умений в творчестве. Воспитательное значение народных баек.
1. Письмо Глинчика.
2. Творческая работа – «Глинчик».
Занятие №34: «Мастер» – 2 часа.
Тип занятия: познавательно-обучающий
Цель занятия: Изучение методов и приемов художественного декорирования, изготовленных изделий, создание индивидуальной коллекции произведений.
1. Словестный эскиз живописного декорирования,
анализ.
2. «Глинчик» – творческая роспись.
3. Выбор символа мастерской.
Занятие № 35-36: Итоговое задание « Цирк». – 4 часа.
Тип занятий:контрольный, творческий.
Цель: Формирование способности самостоятельной деятельности в творческом процессе. Повышение самооценки.
1. Беседа о цирке, клоунах, празднике.
2. Творческая идея и её воплощение в материале.
3. Декорирование изделия.
4. Выставка работ от «Я и моя семья» до «Цирк».
5. Награждение. Поздравления.
Конспект занятия №5 – Приложение 4.