Цель урока: продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер».
- Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.
- Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.
- Воспитывать уважение и любовь к природе.
Оборудование: Чуракова Н. А. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара: Корпорация «Фёдоров»; Изд-во «Учебная литература», 2006; словарь С. И. Ожегова; загадки; индивидуальные карточки; пословицы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Создание эмоционального настроения.
Учитель:
В сказке, рассказе, даже во фразе –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой, фраза за фразой.
Совет мой такой: забыть про покой,
А думать, читать, отгадывать.
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.
Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.
– Это высказывание о загадках.
Учитель: Что знаете о загадках?
Дети: Загадки бывают авторские и
народные.
– Загадки относятся к устному народному
творчеству.
– Предмет может быть загадан через описание
внешнего вида или действий.
3. Проверка домашнего задания
Учитель: Дома вы самостоятельно сочиняли загадки о природных явлениях и природе. Поделитесь своими находками.
Дети выходят, показывают свои работы и зачитывают загадки.
Учитель: Загадки у вас получились замечательные, но и я для вас приготовила загадки.
4. Создание проблемной ситуации
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотой косою. (Солнце)
Учитель прикрепляет на доску карточки со словами:
Ветер Мороз Солнце |
Учитель: Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?
Дети: Мы будем читать произведение «Мороз, Солнце и Ветер».
5. Постановка целей и задач урока
Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.
О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
6. Первичное восприятие текста
Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.
Проверка эмоционального восприятия.
Учитель: Поделитесь своими мыслями о прочитанном произведении.
Дети: Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я
первый раз читаю сказку о явлениях природы.
– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и
Ветер.
Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?
Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.
Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?
Дети: В этой сказке есть особенности
сказочного жанра.
– Волшебное число 3.
– Есть злые и добрые герои.
– Человек разговаривает с природными силами.
Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?
Дети: Олицетворение.
7. Работа над произведением
Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.
Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.
Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.
Почитает – верхняя прядь волос Невдомёк – недалёкий, простодушный, малознающий человек Чубы – выражает признание за заслуги Простак – не может догадаться, сообразить Уважить – оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание |
Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.
(Читает ученик)
Учитель: Из каких частей состоит сюжет?
Дети: Завязка, кульминация, развязка.
Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.
(Дети зачитывают предложения)
Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?
Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.
Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки. Если трудно, поработайте в парах.
(Дети зачитывают предложения)
Учитель: Во что перерос спор?
Дети: Спор героев перерос в драку.
Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?
Дети: Нельзя считать себя самым
лучшим.
– Нельзя себя превозносить и возвеличивать.
Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.
(Дети зачитывают предложение)
Учитель: Какая основная мысль сказки?
Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.
Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей. Прочитайте.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
- Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Друзья познаются в беде.
- Жизнь дана на добрые дела.
Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.
Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.
Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова – ветер, солнце, старик, мороз. (Задание даётся по вариантам). Ответ сообщите на ушко учителю.
Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.
Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; ветер – самодовольный, хвастливый; мороз – лютый и коварный.
Учитель: Как старик относится к силам природы?
Дети: Человек находится в зависимости
от стихий.
– В данной сказке старик относится с уважением к
силам природы.
Учитель: Почему появилась данная сказка?
Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.
8. Итог урока
Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?
Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.
Учитель: Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.
9. Домашнее задание
Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.
Дети: Прочитать сказку по ролям.
– Нарисовать иллюстрации главных героев.
– Попробовать сочинить свою сказку о других
явлениях природы.
– Прочитать авторскую сказку К. Ушинского «Ветер
и Солнце».
Учитель: Вот и всё.
Последнюю закрываем мы страницу!
Очень быстро время мчится!
Но чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!