Лесные опасности. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2009.
  • Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 2 к учебнику для 2 класса “Мир вокруг нас”. М.: Просвещение, 2009.
  • Плешаков А.А. Атлас-определитель «От Земли до неба». 2 класс М.: Просвещение, 2009.

Используемая методическая литература: Методическое пособие для учителя

Используемое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер

Используемые ЦОР:Презентация: “Лесные опасности” (Приложение 1), иллюстрации грибов и ягод, изображения Лесовика, изображения остановок раздаточный материал.

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2009.
  • Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 2 к учебнику для 2 класса “Мир вокруг нас”. М.: Просвещение, 2009.
  • Плешаков А.А. Атлас-определитель «От Земли до неба». 2 класс М.: Просвещение, 2009.

Раздел: Здоровье и безопасность.

Цель: выяснить, какую опасность несут ядовитые грибы, растения, некоторые насекомые и разработать правила безопасного поведения в лесу.

Задачи:

  • систематизировать и обогатить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и растениях;
  • создавать условия для развития:
    – наблюдательности на основе работы с презентациями, наглядными пособиями, иллюстрациями;
    – логического мышления на основе отработки логических операций (анализа, сравнения, группировки);
    – самостоятельности и работы в группах;
    – умения работать с дополнительной литературой,
  • содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.

Образовательные ресурсы: Презентация: “Лесные опасности” (Приложение 1), иллюстрации грибов, изображения остановок, раздаточный материал,

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2009.
  • Плешаков А.А. Рабочая тетрадь 2 к учебнику для 2 класса “Мир вокруг нас”. М.: Просвещение, 2009.
  • Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба». 2 класс М.: Просвещение, 2009.

План урока:

I. Организационный момент (2 мин.)
II. Изучение новой темы (15 мин.)
III. Физкультминутка (2 мин.)
IV. Продолжение изучения новой темы (10 мин.)
V. Физкультминутка (2 мин.)
VI. Закрепление изученного (6 мин.)
VII. Итог (2 мин.)
VIII. Домашнее задание (1 мин.)

ХОД УРОКА

Этапы урока

Методические комментарии

Используемые образовательные ресурсы (Приложение 1)

I. Организационный момент.

 

Психологический настрой

 

 

 

 

 

 

II. Постановка темы, целей урока

 

 

 

 

 

III. Работа по теме урока

 

 

1. Практическая работа (работа в парах)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Физкультминутка.

 

 

3. Станция «Грибная»

 

 

 

 

4. Игра «Съедобный, несъедобный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физкультминутка.

 

 

 

 

6. Станция «Насекомые»

 

 

 

 

 

IV. Закрепление

Индивидуальная работа в тетрадях.

V. Итог урока

 

 

 

 

1. Игра «Проверь себя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценки.

3. Домашнее задание.

 

 

 

4. Рефлексия.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!

– Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам, за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкой скок в ручеек.
“Что” мышью шныряет под листьями в норах.
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “отчего” на зеленом листе,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень,
Вопрос за вопросом и так целый день.

– Сегодня на уроке, я приглашаю вас в путешествие. Чтобы узнать, куда мы отправимся нужно отгадать загадку.

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью засыпает,
Весной опять оживает… (лес)

– Молодцы! Я приглашаю вас в путешествие по лесу, в ходе которого мы поговорим о некоторых растениях и обитателях леса и узнаем, с какими опасностями можно встретиться в лесу.

– Поднимите руку, кто летом ходил в лес?
– Хорошо. Тогда закройте глазки и представьте, что сейчас лето, август месяц.
– Вот мы и в лесу. И нас встречает Старичок-Лесовичок
– он очень свой лес и всё о нём знает. Он будет нашим экскурсоводом по лесному царству.
– И вот мы на ягодной поляне.
– Поднимите руку, кто любит ягоды?

– Назовите только те, которые растут в лесу.
– А вы знаете, что среди лесных ягод есть и такие, которыми можно отравиться.
– Сейчас мы с Лесовичком и проверим, не наберёте ли вы их в свои корзинки.
– На ваших партах лежат корзины с ягодами, зелёные и красные фишки.
– Вам нужно накрыть съедобные ягоды зелёными фишками, а несъедобные – красными.
– Ребята, Лесовичок волнуется, правильно ли вы справились? Давайте его успокоим.
(Проверка)
– Назовите съедобные ягоды.
– А теперь несъедобные.
– Рассмотрите их на картинке в атласе определителе (Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба». 2 класс М.: Просвещение, 2009.)
– Как вы думаете, почему растение «вороний глаз» так назвали?
– Какое культурное растение похоже на волчье лыко? (Облепиха)
– А как называется это растение?
– Как вы думаете, почему мы вспомнили это растение?
– Когда ландыш созревает, на нём появляются красные ягоды. Они съедобные или нет?
– Что нужно делать, если не знаешь, какая это ягода и можно ли ее есть?
– Молодцы! Пришло время сделать привал и немного отдохнуть.

Мы по лесу пойдем,
Мы бруснику найдём.
Если нет кулачка,
Соберем в ладошки.

– Посмотрите, лесная тропинка завела нас дальше в лес.

Тропинкою зеленою
Свернем в чудесный лес,
Туда где сосны рослые
Касаются небес,
Где сказки шепчут ели,
Березы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.

– Сейчас, мы с Лесовичком узнаем, знаете ли вы грибы.
Как гриб мы называем, сразу же определяем съедобный он или нет с помощью сигнальных карточек. Зеленая карточка – гриб съедобный, красная – гриб несъедобный.

1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу,
Называют их. (Опята)

2. Серенькая шапка,
Рябенькая ножка,
Под березою расту.
Как меня зовут? (Подберезовик)

3. А это – красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шапке,
На шляпе горошки. (Мухомор)

4. Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотые… (лисички)

5. Я стройна, бела, красива,
На полянке я расту
И в корзинке оказаться
Очень сильно я хочу… (бледная поганка)

6.Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпкой
С нежной бархатной подкладкой. (Боровик)

– Молодцы! Ребята, посмотрите на плакаты. Давайте прочитаем название съедобных грибов. А также названия несъедобных грибов.

Бледная поганка – самый ядовитый гриб наших лесов. Даже крошечный кусочек, попав в организм человека, способен вызвать смертельное отравление.

– Лесовичок хочет вас предостеречь, и вот второе правило. Как вы думаете, почему?
Для того, чтобы не повредить грибницу. А также многие грибы едят лесные жители, и даже лечатся. Например, мухомор, люди считают его ядовитым, а лось им лечится.
– Старичок-Лесовичок просит вас помнить о том, что в лесу мы не хозяева, а гости, поэтому давайте не забывать про жителей леса и не обижать их.

– Ребята, собирая ягоды и грибы, нужно быть очень осторожными и обязательно обувь резиновую обувь. Зачем? (можно встретить змею)

– Многие очень боятся змей, считая, что все они ядовитые. На самом деле ядовитых змей, обитающих в наших лесах не так уж и много. У нас особенно распространена гадюка обыкновенная. Ее можно узнать по темной зигзагообразной полосе на спине.

Змеи пугливые существа. Просто так они не нападают. Могут укусить только ради самозащиты. Поэтому в лесу необходимо соблюдать осторожность, что поможет избежать укуса змеи.
Если же все-таки змея укусила, нужно немедленно обратиться в больницу. Только там вам могут оказать правильную помощь.

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели –
Их всех лучики согрели.

– Мы отправляемся вперед –
Нас дорога вдаль зовет.

– Но что это? Прислушайтесь. Я слышу чьё-то жужжание. Кто это? (Насекомые)
– Каких насекомых можно увидеть на лесных полянах?
– Чем опасны пчела, оса, шершень, шмель? (Есть жало)
– Да, эти насекомые могут ужалить. Перечисленных насекомых можно отнести к жалящим.
– Как их можно различить?
– Насекомые, так же как и другие лесные жители специально на людей не нападают, они жалят для самозащиты.
– Прочитайте в учебнике, как можно защитить себя от укуса жалящих насекомых.

– А что делать если все-таки насекомое ужалило?

– Наше путешествие подходит к концу.

 

– Закройте глазки и еще раз представьте лес, по которому мы гуляли.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой.

– Открыли глазки. Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Лесовичок на прощание просил вам передать письмо.
«Дорогие, ребята! Я очень рад был видеть вас у себя в гостях. Надеюсь, наша прогулка пошла вам на пользу. Примите от меня подарок – игру «Проверь себя».
Желаю удачи! До свидания. Жду в гости. Старичок – Лесовичок»

– А вот и условия игры. Перед вами игровое поле. Нужно ответить на вопросы, а фишка будет передвигаться с одной цифры на другую. Цифры можно называть в разнобой.

1. Летит – жужжит,
А сядет – молчит. (Оса)

2. Стоит Трошка на одной ножке,
Его ищут, а он молчит. (Гриб)

3. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушеная в запас
Лечит от простуды нас. (Малина)

4. Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

5. Назови три съедобных и три несъедобных гриба.

6. Назови три съедобные и три несъедобные ягоды.

7. Как различить гадюку и ужа?

– Какое слово получилось?

МОЛОДЦЫ!

– Наше путешествие завершилось. Но отправляясь на прогулку в лес помните:
Человек может быть счастлив тогда, когда он живет в гармонии с природой. Бережно к ней относится, заботится о ней. Помнит, что жители леса специально на людей не нападают, а только защищаются. А как уберечь себя от лесных опасностей вы уже знаете.
– Мы с Лесовичком приготовили для вас подарки. Это памятки «Правила поведения в лесу»

– Дома ребята, ваше путешествие по лесному царству продолжится. Подготовьте ответы на вопросы в учебнике стр. 35

– Чему научились на уроке?
– Что узнали нового?
– Что удивило?
– Вам понравилось наше путешествие? Если понравилось поднимите красный грибок, а если нет – зеленый грибок.
– Мне было очень приятно с вами путешествовать.
– Урок окончен.

Слайд 1

Титульный лист

 

Слайд 2 – «Урок окружающего мира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слад 3 – Лес.
Звучит пение птиц.
Слайд 4 – Старичок-Лесовичок.
Слайд 5 – «Ягодная поляна»

 

 

 

Слайд 6 – «Корзина с ягодами»

 

 

Слайд 7 – Облепиха

Слайд 8 – Ландыш

 

Слайд 9 – 1 правило

 

 

 

Слайд 10 – Грибная поляна

 

 

 

 

Слайд 11 – Грибы: опята, подберезовик, мухомор, лисички, бледная поганка, боровик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плакат «Съедобные и несъедобные грибы»

 

Слайд 12 – Бледная поганка.

 

Слайд 13 – 2 правило

Слайд 14 – плакат «В лесу мы не хозяева, а только гости»

Слайд 15 – Змеи

 

Слайд 16 – Гадюка обыкновенная.

 

 

Слайд 17 – 3 правило.

 

 

 

 

 

Жужжание насекомых

Слайд 18 – Насекомые: пчела, оса, шершень, шмель

 

 

Слайд 19 – 4 правило

 

 

 

Пение птиц.

 

 

 

 

Слайд 20 – Письмо Лесовичка

 

Слайд 21 – Игра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 22 – плакат

 

 

 

 

 

 

Слайд 23 – Спасибо за урок!