Цели урока:
- формировать систему знаний по проверке написания безударных окончаний имен прилагательных, развивать внимание и орфографическую зоркость, воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды, перфокарты, карточки с заданиями, словари, фонограмма “Снег”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.Дети. Всем, всем – добрый день.
2. Психологическая подготовка класса
.– А я хочу на зорьке встать.
Солнце первым повстречать.
Крикнуть: “С добрым утром, солнце!”
И оно мне улыбнется!
Учитель: Дети, улыбнитесь друг другу.
3. Вхождение в урок.
– Внимание, блиц-опрос (в случае правильного ответа ребенок садится)
- Назови главные члены предложения.
- Часть слова, которая стоит перед корнем.
- Часть речи, обозначающая действие предмета.
- Слова, противоположные по значению.
- Антоним к слову узкий.
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Общая часть родственных слов.
- Согласуется с существительным в том же роде, числе и падеже.
- Синоним слова большой.
- Словообразующие морфемы.
- Формообразующие морфемы.
- Часть речи, обозначающая признак предмета.
У. Молодцы! Назовите прилагательные– эпитеты, подходящие к погоде дня сегодня. (Справка:16 декабря морозное утро без снежного покрова.)
Дети: погода ясная, небо хрустальное, воздух свеж и т. д.
4. Актуализация знаний об имени прилагательном.
Учитель: Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном.
Ответы детей.
5. Введение в тему урока.
– На этом уроке проведем исследование на тему:
“Правописание окончаний имён прилагательных во множественном числе” СЛАЙД 1.
– В ходе исследования темы также попробуем ответить на вопрос,
“Так без чего зимы не бывает?”
II. Чистописание.
Проговорить орфографически дату дня, запишите её.
На слайде №2:
Прочитайте пословицу, поставив нужные слова:
“Декабрь … начинает, а … заканчивает”.
1. Беседа над значением пословицы.
– по фенологическому календарю в Башкортостане должна быть зима с сугробами и морозами, как пишет автор Х. Габитов.
Слайд №3.
Сыплет, сыплет белый снег,
Тихо-тихо, как во сне.
Белый, белый и густой
Скажем мы ему: “Постой”!
Всё уже бело кругом.
Белый лес и белый дом.
– Такая ли картина за окном? За что вы любите зиму?
Ответы детей: Сегодня бесснежная морозная ясная погода….
– Попробуем изобразить будущие сугробы с помощью буквы, которую вы узнаете по алгоритму:
Ставим ручку на 1/3 сверху строки, поднимаемся по наклонной линии вверх, задерживаемся на строке, спускаемся вниз по наклонной, качалочка, крючок до середины строки.
Дети: буква “С”:
– Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой “С”.
Дети: Буква С обозначает …
– Запишите, соблюдая закономерность.
Сс Ссс Сссс Ссссс
сн*г*х*д, сн*г*п*х, сн*г*п*д
У. Какие буквы пропущены? Можно ли проверить написание данных слов? Кто знает значение слов?
2. Работа над правописанием и значением слов по словарю.
III. Вводная беседа.
О зиме можно говорить не только словами. Художники заменили слова красками.
(Рассматривание картины “первый снег”) слайд №4
У. Вы узнали здание?
Д. Это наша гимназия. Только снега уже нет, он растаял.
– Создалось ли у вас зимнее настроение?
Дети говорят о впечатлении от картины.
У. Составьте по картине распространённое предложение.
Варианты ответов.
Слайд №5.
1) Запись с комментированием, подчеркнуть орфограмму.
Сочинила зима сама задушевную музыку снега.
У. Какую еще работу можно сделать с предложением?
(разбор по членам предложения и частям речи)
– А музыку можно подобрать к снегу?
2) Слушание песни “Снег”
– Какая была по характеру музыка? А зима какую музыку о снеге сочинила?
3) Устная коллективная работа.
– Лексическое значение и разбор прилагательного
– А вы знаете, что у людей зимой стабильное настроение и не бывает депрессии, как говорят, душа на месте. Падающий мягкий снежок оказывает умиротворяющее действие. Снег – русское слово, по толковому словарю Леоновича означает осадки, выпадающие в виде кристаллов.
У. Подберите однокоренные прилагательные во множественном числе к слову снег. А всего однокоренных слов к слову снег 42.
Дети предлагают варианты слов: снежные, снеговые, …..
Как образованы данные имена прилагательные?
(Варианты ответов детей)
4) Запись с комментированием: снежные, снеговые, бесснежные, малоснежные (обратить внимание, если дети будут предлагать причастия)
IV. Работа по теме.
Учитель: Какую работу можем выполнить с прилагательными, чтобы выяснить, как правильно писать безударные окончания прилагательных множественного числа?
Варианты ответов детей: составить словосочетания и изменить по вопросам.
Устно: просклонять прилагательные снежные и снеговые, подобрав соответствующие прилагательные.
Учитель: Какую особенность заметили?
– Как проверить написание безударных окончаний прилагательных?
Варианты умозаключений детей:
– безударные окончания прилагательных пишутся так же, как и ударные;
– правописание можно проверить по окончаниям вопросов, так как они всегда под ударением.
Обобщение ответов по слайдам №6 и № 7.
Ф И З М И Н У Т К А.
Смена рабочей позы.
– какой вариант быстрее исправит ошибки на доске?
Коричневоми почками |
Трескучеми морозами |
V. Закрепление
1. Работа в парах по перфокартам – поставь окончание, определи падеж.
у лесн___ домов |
с пушист__ коврами |
У. Проверьте друг друга, если все правильно – поставьте “+”.
2. – С чем можно сравнить снег, подберите эпитеты.
В … снегу, про … снег, без … снега, есть … снег, над .. снегом, через .. снег.
Дети подбирают слова: серебряный, пушистый, сыпучий, колючий, мягкий, хрустящий и т.д.
3. Творческая работа
.– В России есть места, где и летом снег не тает . Знаете, где это?
– А вы знаете, что есть страны, где люди вообще не знают, что такое снег? Они живут рядом с экватором, у них круглый год лето. (Слайд про Африку) Давайте напишем письмо жителям Африки и расскажем, какой бывает снег.
Самостоятельная работа: письмо мини– сочинений.
Чтение вслух, оценивание художественного слова.
Учитель: Так без чего же зимы не бывает? Какая главная примета, что зима наступила?
Дети: Конечно, снег!
4. Чтение отрывка стихотворения А. С. Пушкина
…Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе!
Вывод: в природе происходят изменения, не свойственные данному климату.
VI. Обобщение
.Какую орфограмму вы будете писать правильно?
Как проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе?
VII. Оценивание.
– Покажите мимикой лица, насколько вы оценили свою деятельность, понятна ли тема урока?
VIII. Домашнее задание.
Используя прилагательные, сделать карточку для соседа.