Информационные технологии на уроках географии

Разделы: География, Информатика


На современном этапе достижение результата в обучении географии без использования информационно-компьютерных технологий не интересно и не актуально. Внедрение ИКТ позволяет усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала, а принцип наглядности в географии имеет особое значение. В процессе использования ИКТ на уроках географии повышается мотивация обучения, уровень эмоционального восприятия информации, формирования умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Данная технология формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также формировать умения работать с разнообразными источниками дополнительной информации и умение работать в программе Power Point.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, картины, видеозаписи и т.д.) способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, но не всегда можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу, тогда учитель может создать и использовать свои уроки с ИКТ.

Наиболее часто используют демонстрационные программы, к которым можно отнести компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний, научно-практических конференциях.

Обучение с использованием ИКТ должно строиться на основе сочетания объяснительно-иллюстративного метода с другими – презентационным, проблемным, проектным, исследовательским. Такие формы работы как групповые или индивидуально-исследовательские способны привлекать различные информационные ресурсы – от традиционных источников информации – учебных пособий, энциклопедий, справочников, до средств новых информационных технологий – обучающие компьютерные программы, компьютерные мультимедийные энциклопедии, а так же ресурсы в Интернет. При этом учащимися могут рассматриваться множество каналов получения информации. Исследовательская деятельность учащихся включает, как правило, следующие этапы:

  • определение темы исследования (на уроке);
  • выдвижение гипотезы и обсуждение плана исследовательской деятельности (на уроке);
  • определение основных источников информации (на уроке);
  • поиск информации (самостоятельно);
  • обработка полученной информации, анализ данных (самостоятельно);
  • оформление результатов исследования (самостоятельно);
  • итоговая презентация (самостоятельно).

Исследовательская методика с трудом вмещается в рамки урока. Поэтому, большая часть исследовательской работы – поиск информации, ее обработка и анализ, подготовка материала презентации – осуществляется во внеурочное время. Широкий выбор информационных ресурсов для сегодняшнего школьника позволяет выбирать, сопоставлять, анализировать, строить презентационный материал. Найдя нужную информацию, учащиеся ее обрабатывают, анализируют, используют в подготовке какой-либо работы. В любом случае, при организации подобной деятельности учащихся, на передний план выходят задачи формирования общей информационной грамотности, навыков самостоятельного отбора источников учебной информации, анализа полученной информации, и ее представление (презентации).

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Уроки с использованием ИКТ я организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе достаточно много: мультимедийные электронные учебники, электронные учебные модули (ЭУМ) информационного (И), практического (П) и контрольного (К) типов. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний. Одним словом, применение мультимедиа средств и технологий позволяет мне построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые, позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране извержения вулкана, разрушительного цунами, зарождающегося циклона и т. д. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. На уроке закрепления считаю целесообразным использование программ-контролеров, позволяющих осуществлять контроль усвоения изученного материала. Преимущество данных программ заключается в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на “2”, может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Он не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже их, потому что в данном случае процесс соревнования отсутствует. На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения в работе с картой, заполняют таблицы и т. д. Повысить интерес к географии можно через создание мультимедийных презентаций. Создание презентаций — это творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьники с удовольствием создают такие проекты и с ещё большим удовольствием и вниманием смотрят работы своих одноклассников, анализируют их и оценивают. В этом случае у  учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, формируются познавательно-информационная и коммуникативная компетенции. Презентация позволяет учащемуся реализовать свое “я”, создает для него ситуацию успеха. К примеру, в 6-м классе электронные презентации использую при изучении темы “Вулканы”, в 8-м классе – презентации, иллюстрирующие памятники природы России – “Озеро Байкал”. Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций. Например, в 9-м классе – можно сделать презентацию по теме “Города России”, в 10-м классе “Нетрадиционные источники энергии” и т.д. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

ЭУМ я использую в различных дидактических моделях построения учебного процесса:

  • ЭУМ И-типа
    • Предоставление учебной информации.
    • Иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий.
    • Организация самостоятельной работы.
  • ЭУМ П-типа
    • Закрепление знаний и применение их в практической деятельности.
  • ЭУМ К-типа
    • Повторение и закрепление пройденного материала.
    • Текущий, тематический и итоговый контроль.