Цель: закрепление представления детей о профессиях людей.
Образовательные задачи:
- уточнять и закреплять представления детей о профессиях людей;
- уточнять и актуализировать словарный запас по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи через согласование разных частей речи в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевую активность посредством диалога и ответов на вопросы;
- развивать устную связную речь через построение распространенного грамматически верного предложения, умение использовать предложения разной конструкции;
- развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, память, мыслительную деятельность посредством коррекционных приёмов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать мотивацию к обучению, нравственные качества (вежливость в общении на занятии, уважение к людям труда)
Оборудование:
- предметные картинки (врач, повар, учитель);
- предметы для организационного момента: молоток, гвозди, ножницы, расческа, нитки с иголкой, поварёшка, кастрюля, бинт, зелёнка, ручка, тетрадь;
- модель автобуса из стульчиков, сумка кондуктора с билетами, игрушка– водитель;
- белый фартук и колпак, д/и “Мы повара” (картинки овощей и фруктов, две кастрюли);
- мольберт, магниты, “зашумленная картинка”, аптечка, предметы в аптечке: термометр, шпатель, аэрозоль, таблетки, пипетка,
- модуль – магазин, игрушки – медвежонок, мышонок, львёнок, поросёнок, машинка военная, машинка спортивная, фартук продавца, чепчик;
- готовые цветы с двусторонним скотчем, картонный лист белой бумаги, на нем готовые стебли из бумаги;
- мяч.
Предварительная работа:
- экскурсии по детскому саду (на кухню, в медкабинет, прачечную, к плотнику);
- чтение художественной литературы по теме “Профессии”;
- занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме “Профессии людей”;
- сюжетно-ролевые игры по теме “Профессии”;
- составление рассказов по плану воспитателя на тему “Когда я вырасту большим”;
- оформление выставок рисунков и поделок из пластилина “Люди всякие нужны, люди всякие важны”;
- работа по тематическому циклу “Профессии” не ограничивалась периодом, указанным в годовом плане. Начала эту работу раньше, обобщала и закрепляла знания детей о профессиях, полученные при изучении предыдущих лексических тем. Закрепление изученного материала, его усложнение, дифференциацию буду осуществлять в течение оставшегося периода обучения.
Ход занятия
I. Организационный момент. Активизация внимания. Создание эмоционально положительного фона. Уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи через составление предложений с заданными словами. Развитие ассоциативного мышления путем подбора пары предметов.
Дети стоят перед входом в группу.
На столе лежат разные предметы: молоток, гвозди, ножницы, расческа, нитки с иголкой, поварёшка, кастрюля, бинт и зелёнка, ручка и тетрадь.
– Посмотрите, кто-то оставил предметы. Назовите их.
– Подумайте, какие предметы можно соединить в пары? Я думаю, что молоток и гвозди оставил плотник.
– Кто нашел пару и знает, кто оставил эти предметы? Начните свой ответ со слов: “Я думаю, что …”
Вывод воспитателя: – Все эти предметы нужны людям разных профессий.
II. Сообщение темы. Формирование осознанного представления о теме занятия и его основных задачах.
– В старину человека, который умел хорошо делать свое дело, называли мастером. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие по “городу мастеров”, мы побываем в гостях у людей разных профессий, которые любят свое дело и делают его очень хорошо. В конце занятия вы скажете с кем вы встречались и поделитесь друг с другом, кем хотите стать, когда вырастите. На занятии мы будем учиться правильно и красиво говорить как школьники полным предложением, будем учиться вежливо общаться, слушать ответы товарищей.
III. Введение в тему. Активизация знаний, развитие образного мышления.
– На чем можно путешествовать? Вы назвали разные виды транспорта. (Можно путешествовать пешком, но тогда быстро устанешь и далеко не уйдешь). Отгадайте, на чем мы с вами отправимся в путешествие по “городу мастеров”.
Что за чудо – едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином! Автобус
– Правильно! А как ты догадался?
– Мы с вами поедем на автобусе.
IV. Основная часть.
Закрепление представления детей о профессиях водителя и кондуктора.
Активизация знаний по теме. Развитие диалогической речи через ответы на вопросы. Формирование учебных навыков.
Встает он очень рано,
Ведь его забота –
Всех отвозить по утрам на работу. Кто это? (Водитель.)
– Кто еще работает в автобусе? (Кондуктор.)
– Что делает кондуктор? Кондуктор продает билеты для проезда в автобусе.
Стулья уже стоят.
– Сегодня шофером будет хорошо знакомый вам пес Барбос, а я буду кондуктором. Для того чтобы пройти в автобус вспомните и назовите любую профессию.
Дети по очереди называют, затем кондуктор выдает билеты.
– Внимательно посмотрите на номер вашего билета? Назовите его. Найдите место с таким же номером в автобусе.
– Билеты куплены, можно отправляться в путешествие по “городу мастеров”.
– Посмотрите в окно, направо. Солнышко светит так ярко прямо нам в глаза. Зажмурьте крепко глазки.
– А теперь посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся и помашем рукой.
Закрепление представления детей о профессии повара.
Активизация знаний по теме. Коррекция слухового внимания и памяти, мыслительной деятельности. Развитие речедвигательной координации. Продолжать учить работать совместно.
– Мы едем в гости к одному мастеру, а послушайте внимательно загадку. Воспитатель читает загадку.
Ходит в белом колпаке С поварешкою в руке |
Он готовит вам обед: Щи, котлеты, винегрет. (Повар.) |
– Молодцы, быстро дали ответ!
– Мы приехали. Автобус остановился. Свои билетики положите в карман. Выходим из автобуса.
– Встаньте так, чтобы всем было видно. К кому мы приехали? – К повару. Воспитатель показывает картинку повара.
– Это мой знакомый повар. Что он делает? Он готовит еду.
– Однажды с моим знакомым поваром случилась необычная история, когда на кухне отключили свет. Послушайте внимательно и скажите, что неправильно сделал повар?
Игровое упражнение “Что не так?”.
Повар Повар готовил обед, |
В печку кладет варенье, Сахар сыплет в бульон, И очень доволен он. То-то был обед, Когда починили свет! |
– Что повар сделал неправильно? Рыбу опустил в компот, в печку положил варенье, сахар насыпал в бульон.
– Давайте представим, что вы повара и поможем нашему повару приготовить вкусный обед. Сначала наточим ножи. Приготовьте руки.
Физкультурная минутка – пальчиковая гимнастика.
Слова к игре проговаривают дети. Воспитатель помогает при необходимости.
Точим, точим, точим нож, Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: |
Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы, Угощайтесь, молодцы. |
Игра “Мы повара”.
Детям раздаются наборы продуктов овощей и фруктов.
– Ножи наточили, а теперь будем готовить обед, разделимся на две команды. Первая команда – Даниил, Диана, Даша, – будет готовить борща. Вторая команда – Ксения, Кристина, Семён – компот. Возьмите тарелку и на тарелку выложите только те продукты, которые вам необходимы для борща, а вам для компота. Будьте внимательны.
Проводится игра “Мы повара”.
Затем команды проверяют друг у друга результат.
– Работу закончили. Проверим, как вы справились, подойдите и вы, и внимательно слушайте.
– Назовите, что вы положили на тарелку? Назовите одним словом. Почему не положили яблоко и грушу? Молодцы поварята! положите овощи в кастрюльку.
– Проверим поварят, которые готовили компот. Что вы положили на тарелку? Назовите одним словом. Что осталось? Огурец и помидор? А что из них можно приготовить?
– Чтобы борщ и компот варились положите овощи и фрукты в кастрюльки.
– Давайте попрощаемся с поваром и отправимся дальше к следующему мастеру.
Закрепление представления детей о профессии врача.
Активизация знаний по теме. Развитие навыка восприятия целостного образа предмета, используя “зашумленную картинку”. Совершенствовать грамматический строй речи через составление предложений с заданными словами. Развитие умения использовать предложения разной конструкции.
– Проходите, садитесь на стульчики. Мы пришли к следующему мастеру. Послушайте внимательно кто это?
Воспитатель читает загадку про врача.
Этот человек в дни болезни всех людей полезней. | Он излечит, исцелит И ангину и бронхит. Вы уже догадались – это … врач. |
– Правильно ли мы отгадали? Воспитатель показывает картинку врача.
Игровое упражнение “Что лежит в аптечке?”.
Детям предлагается зашумленная картинка с рабочими инструментами врача. Картинка на мольберте.
– А что же находится в аптечке у врача? Внимательно рассмотрите на картинку. Назовите по – одному предмету.
– Что увидела Ксения? Покажи всем ребятам, обведи пальчиком этот предмет.
– Ксения, а в аптечке есть этот предмет, достань его, покажи детям .
– Ксения, для чего врачу нужен этот предмет? В вашем предложении должны быть слова: “Врачу нужен …, чтобы …”
– Ребята, представьте, что случится, если врачей не будет? – Люди могут погибнуть от болезней, некому будет лечить людей.
– Значит профессия врача очень важная. Давайте попрощаемся с врачом и поедем дальше.
Дети садятся в автобус на свои места по номеру билета, где воспитатель читает загадку про продавца.
Закрепление представления детей о профессии продавца.
Активизация знаний по теме. Развитие диалогической речи. Распространение предложения описательными прилагательными.
– Мы отправляемся к гости следующему мастеру! Догадайтесь, кто это?
У него так много дел, Что ни разу не присел. Показал, рассказал, Деньги взял, товар отдал. Кто это? (Продавец.) |
А кто смотрит, выбирает, Платит деньги, покупает? (Покупатель.) |
Воспитатель надевает фартук и чепчик продавца.
Проводится игра “Покупаем за рассказ”.
– Я приглашаю вас в магазин. Продавцом буду я. Вы, мои покупатели. Магазин, в котором я работаю, необычный, здесь можно купить товар не за деньги, а за рассказ.
– Выходим из автобуса. Рассмотрите товар. Что продается в моем магазине? Назовите одним словом.
Вставайте в очередь и выбирайте покупку. Даниил встанет первым, а вы за ним.
– Итак, чтобы купить игрушку, нужно рассказать, например, я хочу купить маленького серого, мягкого мышонка.
– Здравствуйте, что хотите купить?
– Я хочу купить маленького белого мягкого, пушистого медвежонка.
– Кто купил, тот садиться в автобус на свое место, вспомните, как надо себя вести в автобусе.
5. Закрепление представления детей о профессии учителя.
Активизация знаний по теме. Развитие диалогической речи. Развитие навыка восприятия целостного образа картины. Совершенствование грамматического строя речи через составление предложений с заданными словами.
– Мы с вами побывали у продавца, купили игрушки, а теперь отправляемся вот к кому!
Воспитатель в автобусе рассматривает картинку “Учитель ведет урок”.
– Кто на картинке? (Учитель.) – А это кто? (Ученики.)
– Где работает учитель? Учитель работает в школе.
– Что он делает? Он учит детей. – Чему учит учитель? Он учит читать, писать, решать примеры и задачи.
– А вот и наша остановка. Мы приехали в школу. В школе игрушки нужны? Покупки оставьте на своем стульчике. Выходим. Садитесь на свободное место.
На столе разрезная картинка из 6 частей. Каждому ребёнку предлагается
игровое упражнение “Собери картинку”.
– Первое задание. Соберите картинку.
– Молодцы, вы быстро справились. А теперь наведите порядок на столе, сложите картинку в коробочку.
Проводится игра “Соберем букет”. Каждый ребёнок приклеит готовый цветок на картинку.
– Совсем скоро вы станете школьниками. 1 сентября вы нарядные с букетом цветов пойдете в школу. Вас будет встречать ваш учитель.
– Давайте и мы для наших гостей учителей соберём красивый букет из цветов, которые приготовили своими руками?
– Каким будет ваш учитель?
– Я думаю, что ваш учитель будет заботливым …(добрым, внимательным, справедливым, веселым, красивым, хорошим, умным).
Дети по очереди называют характеристику учителя и приклеивают готовый цветок.
– Мы собрали букет и отвезём его учителю. Урок закончен. Встаньте, задвиньте стульчик и подойдите ко мне, встаньте в круг.
– Наше путешествие в “город мастеров” подходит к концу. Вспомните, с кем мы встречались на пути? (С поваром, с врачом, с продавцом, с учителем, с кондуктором, с водителем)
V. Закрепление.
Развитие памяти, мыслительной деятельности через исправление ошибки.
Игра с мячом “Скажи правильно”.
– Повар водит самолет – повар готовит еду.
– Врач тушит пожар – врач лечит людей.
– Продавец красит дом – продавец продает товары.
– Учитель разносит почту – учитель учит детей.
– Кондуктор красит дом – кондуктор продает билеты.
– Водитель шьет одежду – водитель водит машину.
VI. Итог занятия. Помочь детям понять главный смысл необходимости профессий. Поддержание эмоционально положительного фона. Развитие умения использовать предложения разной конструкции.
Вывод воспитателя:
– Как много профессий и все они нужны людям, потому что ничего на свете не может сделаться само! Обед сам не сварится. Одежда сама не сошьётся.
Дети по очереди по одной строчке читают стихотворение.
Ничто никогда не выходит САМО: – Ксения
Само не приходит к нам на дом письмо. – Кристина
Само не умеет свариться варенье, – Даниил
Само не напишется стихотворенье, – Диана
Мы делать все это обязаны САМИ, – Даша
Своей головой и своими руками. – Семен
В.Лунин
В автобусе спросить детей.
– А вы уже выбрали себе профессию? Кем хотите стать? – Когда я вырасту большой, стану продавцом. Дети по очереди отвечают.
– Садитесь в автобус, отвезем подарок нашим гостям. (Воспитатель забирает в автобус букет.)
– Вам понравилось путешествие?
– Мы приехали, подарите свой букет учителям, скажите: “Примите от нас подарок!”
– А теперь можете поиграть с игрушками.