Математический вечер "Время и часы"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Внеклассная работа по математике в школе располагает большими возможностями. Опыт показывает, что на внеклассных мероприятиях активность учащихся намного выше, чем на уроках, а в результате и качество запоминания и воспроизведения изучаемого материала намного лучше. Принцип состоит в том, что ученики не только воспринимают материал от учителя, но и сами активно участвуют в его создании и усвоении путем сочетания мыслительных операций с практическими действиями. Привожу пример математического вечера "Время и часы", проведенный в ходе Недели математики в классах среднего звена.

Цель: развитие познавательной активности, совершенствование способов умственной деятельности с помощью занимательных заданий, поддержка и развитие интереса к математике.

Программа:

  1. Сообщение учителя “Время и его измерения”.
  2. Выступления учеников: рассказы и чтения стихотворений.
  3. Конкурс “Кто быстрее и правильнее?” (Решение занимательных задач.)
  4. Игры: фокусы, кроссворды, ребусы и другие.

Ход вечера.

I. Рассказ учителя по плану:

  1. Время не останавливается.
  2. Первые люди определяли время по смене дня и ночи, по смене времен года.
  3. Более точное определение времени года по перемещению Солнца, Луны и звезд.
  4. От первых солнечных часов до современных часов.
  5. Что было бы, если бы не было часов?

II. Выступления учеников.

1. Рассказ “Старик– годовик” (В.Даль).

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – полетели пернатые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко. Душно. Знойно. Крестьяне стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица один раз – станет светло, махнет другой – станет темным – темно.

Что означают в рассказе птица, крыло, перья, семь перьев, одна половина пера, другая?

2. Стихотворение Г. Кайтукова “Четыре времени года”.

Четыре времени в году –
Я разговор о них веду.
Зима бела и холодна,
Пушистый снег несет она.
Весна бросает в землю зерна.
А лето трудится проворно.
За летом осень золотая
Несет корзины урожая.

3. Стихотворение Юлиан Тувим “Четыре времени года” (перевод Е.Тараховской).

Что ты сердишься, мой цветик,
В ясный день весною?
Видишь, в небе солнце светит,
Ландыш под сосною!

И не хмурься в летний полдень –
Земляника зреет,
Темный бор цветами полон,
В небе птицы реют.

Слез не лей! Не надо плакать,
Если дождик льется!
Ведь в саду и в дождь, и в слякоть
Яблоко найдется!

Пусть опять зима сурова,
Небо ледяное –
Ну и что же? Ландыш снова
Расцветет весною!

4. Рассказ “Солнечные часы”.

Когда светит солнце, время удобно определять по солнечным часам. Для этого надо на чистой, освещенной солнцем площадке вбить в землю палку так, чтобы она не качалась, а затем отметить маленькими колышками, где будет тень от этой палки в 6 ч, в 7 ч, в 8 ч и т.д. до самого захода солнца. Промежутки между каждыми двумя соседними колышками вы можете разделить на 12 равных частей и отметить их черточками. Вы знаете, что в часе 60 минут, а если 60 разделить на 12 , получится 5, т.е. расстояние между двумя ближайшими черточками соответствовать 5 мин. Значит, в солнечную погоду по таким часам можно определить время с точностью до 5 мин. Сделанные таким образом часы не будут отставать или забегать вперед. Но они показывают время только днем, да и только в солнечный день.

До нашего времени подобные часы сохранились в некоторых местах. Например, на старой дороге из Санкт-Петербурга в Москву в городе Пушкин стоит небольшой столб с надписью: “От Санкт-Петербурга 22 версты”, а около него лежит плита с римскими цифрами по окружности. Тень, падающая на ту или другую цифру, как стрелка часов указывает время дня.

5. Стихотворение “Солнечные часы” (Е.Тараховская).

Я узнаю, который час,
Когда в саду бываю:
На солнечных часах у нас
Есть стрелка теневая.

Лишь только загорится день
И защебечет птица,
По кругу тоненькая тень
Тихонько шевелится.

Когда будто солнышко лучом
Когда над садом всходит,
Огромным золотым ключом
Мои часы заводит.

Покажет стрелка на часах
Все цифры по порядку,
Мы в семь в панамках и трусах
Выходим на зарядку.

А в пять нам плавать и грести –
На речке столько дела!
За ужин сели к девяти,
И стрелка побледнела…

И солнышку поспать пора
И скрыться в час заката…
И наша стрелка до утра
Уходит с циферблата.

6. Рассказ “Небесные тела”.

Задолго до того, как были созданы часы, похожие на современные, и даже до того, как люди придумали слово “час”, они узнавали время, взглянув на небо. Даже теперь мы довольно часто говорим: “ утром”, “до рассвета”, “в полдень”, “после полудня”, “вечером”, “в сумерки”, “в полдень” и т д., то есть указываем время частями дня и ночи.

Днем при солнце указать время дня довольно легко, посмотрев, куда переместилось солнце или какую тень отбрасывает какой-либо предмет. Ночью же не всякий заметит, какое положение занимают звезды: ведь они тоже перемещаются по небесному своду. И это наблюдательные люди заметили давно.

Если вы найдете на небе Полярную звезду, которая всегда расположена на севере, и семь довольно крупных звезд, расположенных недалеко от Полярной звезды в виде ковша, – созвездие Большой Медведицы, то легко заметите, что вечером это созвездие расположено ниже, а через некоторое время (ночью) оно, повернувшись вокруг Полярной звезды, переместится выше.

Взглянув на положение Большой Медведицы и Полярной звезды, наблюдательный человек легко определяет, какая часть ночи пошла и сколько времени до восхода солнца.

7. Рассказ “Ночные часы”.

Когда люди еще не знали механических часов, они пользовались днем солнечными часами. Для ночного времени придумали песочные часы. Это два сосуда, соединенные между собой маленьким отверстием, и наполненным (верхний сосуд) мелким сухим песком. И в настоящее время в некоторых лабораториях применяют песочные часы, в которых песок пересыпается из верхнего сосуда в нижний сосуд за 1 мин, за 3 мин, за 5 мин и т.д. Перевернул такие часы и жди. Высыпался весь песок – прошло 3 или 5 мин.

8. Стихотворение “Встал я рано” (И.Дементьев).

Вместе с бабушкой ходили
Мы вчера чинить будильник.
На семь тридцать завели,
Завели и спать легли.

Я проснулся – рано было,
Встал – будильник зазвонил…
После бабушка шутила:
“Ты будильник разбудил!”

III. Решение занимательных задач.

1. Старинные часы с боем делают каждый час столько ударов, сколько часов показывает часовая стрелка, и, кроме того, каждые полчаса делают один удар. Однажды хозяин, входя в комнату, услышал один удар, а через полчаса – еще один, а через полчаса – еще один удар. Сколько времени показывали часы, когда входил хозяин в комнату? Ответ: 12 ч.30 мин.

2. У стенных часов за 24 часа гиря опускается на 120 см. В 10 ч утра я подтянул гирю до самого верха. А когда вечером вошел в темную комнату, то не мог рассмотреть на циферблате часов цифры, но линейка, которая была у меня в руках, как раз проходила между гирей и часами. Я вышел из темной комнаты и, убедившись, что длина линейки равна 50 см, высчитал время, которое показывали часы. Сосчитайте это время и вы.

Решение. 120: 24=5 (см). За 1 час гиря опускается на 5 см. На 50 см она опускается за 50:5=10 (ч). Часы показывали 8 часов вечера.

3. Один человек проходит за час 5 км. Как далеко уйдут 3 человека за 2 часа, если будут идти с такой же скоростью? Ответ: на 10 км

4. Сколько лет составляет миллион часов? Ответ: приближенно 114 лет.

5. Циферблат часов нужно разрезать на 6 частей так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинакова.

Ответ:

4. Игры: фокусы, кроссворды, ребусы и другие.