Общие цели урока: познакомить учащихся с произведениями искусства малой формы: икэбана, нэцкэ, оригами, хайку; показать особенности, своеобразие искусства Японии; воспитывать любовь к природе; пробудить в детях интерес к традициям, культуре других народов; учить вдумчиво относиться к обыденным явлениям жизни.
Диагностические цели. Ученики смогут:
– назвать отличительные признаки икэбаны, нэцкэ, оригами, хайку;
– назвать основные приемы создания оригами, икэбаны, нэцкэ; освоить и применить
на практике полученные сведения по созданию икэбаны, нэцкэ, оригами,
хайку;
– проследить мироощущение лирического героя, автора в данных “малых жанрах”.
Эпиграф:
Наша жизнь – росинка,
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же.
Кабаяси Исса.
1. Вступительная часть. (Подготовка к восприятию.) Словарная работа.
- Нэцкэ – нэ – корень, цкэ – прикреплять (прикреплять корень). Брелок – противовес.
- Оригами – это искусство складывать различные фигурки из бумаги.
- Икэбана – искусство аранжировки цветов.
- Хайку (хокку) – японское лирическое стихотворение.
- Кимоно – традиционная японская одежда.
- Дзори – японские сандалии.
- Оби – пояс, надеваемый с кимоно.
- Синкансэн – высокоскоростной железнодорожный экспресс (поезд – пуля).
Ход урока
Трудно говорить о стране, которая для европейцев является странным и непонятным миром. Трудно говорить о стране, к которой у тебя особое отношение. К тому же японцы являются тем народом, который в отличие, наверное, от многих не жаждет, чтобы другие видели их славу, их чувства – они скрывают свой внутренний мир.
"Японцы стараются держаться на расстоянии, сохранить свой особый облик, быть непроницаемыми. Подобный образ действий отвечает их целям. По существу, Япония не испытывает ни малейшего желания раскрываться перед окружающим миром", – так высказывался о японском характере американский бизнесмен Серж Ленц.
Ассистент: С детства мы знакомы с Робин Гудом, с его удивительными приключениями. Каждый школьник в нашей стране с легкостью назовет трех известных богатырей, прославившихся своей удалью и силой. Это Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. А многие ли слышали о подобном японском разбойнике? Пожалуй, нет… Многие знают о научном подвиге Ньютона и Лейбница. А кто-нибудь знает о японском математике Сэки Кова?
Учитель: Входя в дом, мы снимаем шапку; японцы – ботинки; русская мать, желая приструнить не в меру расшалившегося ребенка, обычно пугает: "Смотри, из дома больше не выйдешь!" А японская мать в сходной ситуации говорит: "Смотри, в дом больше не войдешь!"
Ассистент: Строгая, мы ведем рубанок от себя, японцы – к себе.
Учитель: Много удивительного и непонятного для нас еще можно рассказать о жизни японцев.
Ассистент: Такое же удивление и восторг вызывает у нас искусство Японии. В какой другой стране, как не в Японии, возможно такое чудо – искусство как икэбана, нэцкэ, оригами и хокку.
Учитель: Япония расположена на островах Тихого океана, протянувшихся вдоль восточного побережья Азиатского материка с севера на юг. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители острова привыкли постоянно быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.
Учитель: Сегодняшний урок называется “Япония в миниатюре”, и мы познакомимся с такими видами искусства, как икэбана, нэцкэ, оригами, хокку.
Эпиграфом к уроку мы взяли хокку известного японского поэта Кобаяси Исса:
Наша жизнь – росинка,
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же.
Почему именно это хокку? Почему японцы вообще тяготеют к малым формам искусства? Ответом на эти вопросы послужит наш урок.
Ассистент: Разговор начнем с древнего вида искусства, которое возникло в Японии еще в 16 веке. Это – нэцкэ.
(Выявление восприятия, творческие задания, подготовка к анализу хокку.)
Рассказ учащегося о нэцкэ. Демонстрация слайдов.
Слово нэцкэ – сложное слово, состоит из двух корней, нэ – означает корень, цкэ – прикреплять. Нэцкэ – это брелок или противовес, с помощью которого у пояса носят кисет с табаком, связку ключей или коробочку для парфюмерии и лекарств. Нэцкэ имеет сквозное отверстие, через которое пропускается шнур со связкой ключей и т.д. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном свисающем конце находится кисет, а на другом в качестве противовеса нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвано отсутствием карманов в японском традиционном костюме.
Нэцкэ появляется в Японии в середине XVI века – начала XVII века. Ко второй половине XVIII века нэцкэ стало повсеместным обычаем японцев. К этому времени нэцкэ уже имели не только практическое назначение, но и стали предметом украшения. Постепенно нэцкэ выделяются в самостоятельный вид искусства, который к концу XVIII – IX веков достиг подлинного совершенства. Однако к концу IX века в связи с постепенным распространением одежды европейского типа и сигарет, вытеснивших курительные трубки, обычай носить нэцкэ исчез.
Как же делали нэцкэ?
Японские мастера нэцкэ заимствовали богатство пластического языка, чувство меры, завершенность и четкость композиции, тщательность переработки деталей.
При всем многообразии форм нэцкэ всегда отвечали практическому назначению. Так как их носили у пояса, они должны быть гладкими, закругленными, компактными, без резких выступов – в противном случае они мешали человеку или же царапали и рвали кимоно. Мастера избегали формы шара или цилиндра, так как такие изделия вращались, перекатывались и раздражали человека. Подвешенная к поясу нэцкэ была хорошо видна и поэтому должна быть обработана со всех сторон одинаково тщательно. Отверстие для шнура делали незаметным для глаза, размещали с внутренней стороны так, чтобы они не нарушали общей композиции.
Среди мастеров была строгая специализация по сюжетам. Одни – вырезали животных, другие – легендарных персонажей, третьи – насекомых. Как правило, на нэцкэ есть подпись мастера. Материал для нэцкэ был самым различным: дерево, слоновая кость, металл, фарфор, коралл, агат, янтарь. Процесс изготовления нэцкэ был очень сложным. Мастера их делали долго, иногда целые года.
Нэцкэ – искусство городского сословия, массовое и демократичное. По сюжетам нэцкэ можно судить о духовных запросах, повседневных интересах, нравах и обычаях горожан.
Учитель: Ребята, подумайте, почему именно в Японии возникла необходимость носить нэцке.
(Ответ: В японском традиционном костюме (кимоно) не было карманов, самые необходимые вещи: ключи, пузырек с лекарством вместе с брелоком – противовесом продевали за пояс.)
Ассистент: Сколько радости приносят человеку цветы! Нежные лепестки роз, их аромат наполняют наш дом особой жизнью, красотой. Японское искусство аранжировки цветов – икэбана – восходит своими корнями к XV веку.
Икэбана. Сообщения учащихся. Демонстрация слайдов.
Искусство расстановки цветов в вазах – икэбана ("Жизнь цветов") – восходит к древнему обычаю возложения цветов на алтарь божества, который распространился в Японии вместе с буддизмом в XVI в. С развитием светской культуры в X-XII в.в. композиции из цветов устанавливали во дворцах и жилых покоях аристократов. В XVII-XIX в.в. искусство икэбаны получило широкое распространение. Возник обычай обязательного обучения девушек искусству составления букетов.
Учитель: В композиции икэбаны присутствуют, как правило, три обязательных элемента, обозначающие три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. Их соотношение друг с другом и дополнительными элементами создает разные по стилю и содержанию произведения. Задача художника состоит не только в том, чтобы создать красивую композицию, но и наиболее полно передать в ней собственные раздумья о жизни человека и его месте в мире. Произведения выдающихся мастеров икэбаны могут выражать надежду и грусть, душевную гармонию и печаль.
Работа по икэбанам: человеку какого возраста может быть предназначена эта икэбана? На какое торжество может быть составлена такая икэбана? Какую икэбану вы бы подарили сестре, маме, бабушке?
Сообщение учащегося об оригами. Демонстрация слайдов.
Оригами – это оригинальный дизайн упаковки, тары, коробок. Существует и своего рода "абстрактное" оригами, уделяющее внимание красоте и оригинальности пространственных построений, без учета их практического использования. Последняя область оригамистики наименее разработана и таит в себе огромный потенциал для развития, для создания сложных вещей требуется особое видение, хорошо развитое пространственное воображение, и, конечно же, навыки. Символом оригами и мира являются журавлики. Рассказ про девочку-японку, болеющую лучевой болезнью и мечтавшую сделать 1000 журавликов. (Песня "1000 журавликов".)
Для оригами много не надо, всего-то листы бумаги, но из них можно творить чудеса: фигурки зверей, домов и замков, насекомых, людей, предметов быта, техники, одежды.
*Демонстрация оригами, сделанные заранее учащимися.
Учитель: Дорогие ребята, как много мы узнали сегодня. Познакомились с малыми формами японского искусства: нэцкэ, икэбана, оригами и хокку. Можно сказать, что мы открыли "Японию в миниатюре": нэцкэ – эта миниатюрная скульптура; икэбана – составление композиции из минимального количества цветов, веток; оригами – минимум затрат, максимум фантазии; хокку – миниатюрное лирическое стихотворение. Почему же японцы тяготеют к малым формам, маленьким размерам?
3. Анализ японских трехстиший.
**Учитель: Стихотворения, которые вызывают удивление и восторг, всегда содержат в себе что-то, чего мы зачастую в обыденной жизни не замечаем, проходим мимо красоты, мимо "чудного мгновенья". В японской литературе лирические стихотворения имеют некоторые особенности:
- Японские трехстишия (хокку) не похожи на те стихи, которые мы читали и
анализировали.
- В стихах совершенно отсутствует рифма.
- Ударения в хокку роли не играют.
- Но японцы особо заботятся о ритме стиха. Поэтому в каждой стихотворной
строчке определенное количество слога:
– 1 стих: 5 или 4 слогов;
– 2 стих: 7 или 6 слогов;
– 3 стих: 5 или 4 слогов;
Всего: 17 или 14 слогов.
Особенно важно в хокку: в стихах нет ни одного лишнего слова, стихотворение предельно кратко, японцы очень любят в малом показать большое, великое.
Чтение и анализ хокку.
5. Обобщение по теме.
Долгая история непосредственной близости с природой воспитала у японцев необыкновенное уважение связи человека с природой, со всем Миром, со всей Вселенной. Это эстетическое восприятие всех мельчайших сторон бытия породило множество обычаев и традиций, которым жители Японии верны по сей день, например, – чрезвычайно популярно в Японии ежегодное любование цветущей вишней (сакурой), устраиваются специальные праздники ханами – "Любование цветами". Умение японцев часами созерцать природу удивляет и восхищает европейцев. Еще в древности у этого народа сложилось представление о значительности каждого явления природы. Философская идея "великого в малом" выражалась в том, что одна ветка, один цветок или птица как бы вмещали в себя всю Вселенную. Буддийская школа в Японии Дзэн (Созерцание) призывала не только любоваться природой, но и стремиться увидеть в ней общие законы мироздания. Приобщаясь к природе, можно найти путь к истине, просветлению.
Сегодня на уроке литературы мы говорили не только о хокку, но и о других малых формах искусства, потому что японский характер, склад ума и души можно понять, изучив в "миниатюре" разные виды искусства Японии: нэцкэ, икэбана, оригами и хокку.
Япония – это страна "восходящего солнца". Когда восходит утром солнце, особенно четко и ярко видны все предметы окружающего мира… и росинки, освещенные этим восходящим солнцем. А если вы рассмотрите капельку росы на листе, то вы можете увидеть все: огоньки, искры, свое лицо, небо, облака, жизнь, вселенную. Поэтому давайте еще раз вчитаемся в эпиграф нашего урока:
Наша жизнь – росинка,
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь – и все же…
Подумай, этой капелькой росы может быть коротенькое трехстишие (хокку), миниатюрная скульптура (нэцкэ), икэбана (лишь три компонента в композиции). Все они будто говорят: "Какие мы маленькие, но сколько в нас большой красоты, великой мысли".
6. Домашнее задание. Сочинить свое хокку, составить икэбану к празднику, маме, подруге и т.д., создать свое оригами. А хочу закончить урок словами, которые произносят японцы после работы, труда, для них недопустимо, что кто-то предается пустой праздности. "Оногасий Токоро" – т.е. "спасибо" тем, кто почтил своим присутствием, несмотря на занятость, кто приготовил сообщения, оригами, икэбану.
Спасибо всем, кто трудился!