Цель: формировать у учащихся представления об основных формах рельефа Земли.
Задачи:
- обучающие: углубить знания о рельефе, формах рельефа, горах, равнинах; выявит особенности образования и разнообразия форм рельефа, дать представление о различии гор по высоте;
- развивающие: развивать умение и навык работы с физической и контурной картами, развивать логическое мышление;
- воспитывающие: формировать научное мировоззрение, воспитывать толерантность, чувство коллективизма.
Оборудование: компьютер, проектор, контурные карты Граховского района, физическая карта мира, атласы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проблемная ситуация
– Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что их объединяет и чем они отличаются? (Картинки суши, показаны разные формы поверхности суши: равнины, горы…)
– А как же одним словом назвать равнины, горы, впадины? (Рельеф.)
3. Изучение нового материала
– Что же будем сегодня изучать? (Рельеф суши.)
– Что же такое рельеф? (Выслушиваем высказывания учащихся.)
– Рельеф – (от лат.– поднимаю) – совокупность форм земной поверхности, различных
по очертанию, происхождению, возрасту и истории развития. Или, рельеф –
совокупность неровностей земной поверхностей.
– Сегодня на уроке мы с вами изучим две основные формы рельефа Земной коры: горы
и равнины.
– Нарисуйте гору и равнину. Будут они отличаться? У какой из этих форм можно
найти следующие части: вершина, склон, подошва? (У горы.)
– Теперь 1-й ряд думает, что такое подошва, 2-й ряд – склон, 3-й ряд – вершина.
Где нам надо подписать эти части. (Работают над формулировкой и расположением
частей 2 минуты.)
– Выслушиваем выступления представителей от рядов.
Подошва – переход склона (горы) в равнину;
Склон – расстояние между вершиной и подошвой;
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
– Ребята, посмотрите на 2 рисунка. Можно ли сказать, что на обоих рисунках
изображены горы? (Нет.)
– Почему? (Потому что на одном рисунке высокая гора, а на другом маленькая
горка – холм.)
– Чем отличаются гора и холм? (Высотой, гора считается от 200 м.)
– Кто сможет дать определение слову ГОРА? (Это выпуклая форма рельефа,
большей высоты, чем холм – высота более 200 м – обычно с резко выраженной формой
рельефа.)
– Ребят, подумайте, пожалуйста, почему поверхность Земли неровная? (Выступает
ученик с докладом.)
4. Закрепление.
Дети по желанию работают у карты (показывают горные системы Земли и самые высокие вершины, находят равнины). Остальные выполняют эту же работу на атласах.
– Играют ли равнины и горы какую-нибудь роль в хозяйственной жизни человека. Если да, то каким образом?
Связь с региональным компонентом:
– Давайте рассмотрим рельеф Граховского района (рассматриваем карту
района). Какая форма земной поверхности преобладает на нашей территории
проживания? (Равнина.)
– Покажите это на контурной карте (работают в микрогруппах). Цветовая
гамма будет одна или будете использовать несколько цветов? Почему?
(Несколько, п. т. равнинная местность имеет низменности и возвышенности.)
5. Итог.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно показалось интересным?
6. Домашнее задание.
Сделать макеты разных форм земной поверхности.