Рельеф суши. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель: формировать у учащихся представления об основных формах рельефа Земли.

Задачи:

  1. обучающие: углубить знания о рельефе, формах рельефа, горах, равнинах; выявит особенности образования и разнообразия форм рельефа, дать представление о различии гор по высоте;
  2. развивающие: развивать умение и навык работы с физической и контурной картами, развивать логическое мышление;
  3. воспитывающие: формировать научное мировоззрение, воспитывать толерантность, чувство коллективизма.

Оборудование: компьютер, проектор, контурные карты Граховского района, физическая карта мира, атласы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проблемная ситуация

– Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что их объединяет и чем они отличаются? (Картинки суши, показаны разные формы поверхности суши: равнины, горы…)

– А как же одним словом назвать равнины, горы, впадины? (Рельеф.)

3. Изучение нового материала

– Что же будем сегодня изучать? (Рельеф суши.)
– Что же такое рельеф? (Выслушиваем высказывания учащихся.)
– Рельеф – (от лат.– поднимаю) – совокупность форм земной поверхности, различных по очертанию, происхождению, возрасту и истории развития. Или, рельеф – совокупность неровностей земной поверхностей.
– Сегодня на уроке мы с вами изучим две основные формы рельефа Земной коры: горы и равнины.
– Нарисуйте гору и равнину. Будут они отличаться? У какой из этих форм можно найти следующие части: вершина, склон, подошва? (У горы.)
– Теперь 1-й ряд думает, что такое подошва, 2-й ряд – склон, 3-й ряд – вершина. Где нам надо подписать эти части. (Работают над формулировкой и расположением частей 2 минуты.)
– Выслушиваем выступления представителей от рядов.

Подошва – переход склона (горы) в равнину;
Склон – расстояние между вершиной и подошвой;
Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.

– Ребята, посмотрите на 2 рисунка. Можно ли сказать, что на обоих рисунках изображены горы? (Нет.)
– Почему? (Потому что на одном рисунке высокая гора, а на другом маленькая горка – холм.)
– Чем отличаются гора и холм? (Высотой, гора считается от 200 м.)
– Кто сможет дать определение слову ГОРА? (Это выпуклая форма рельефа, большей высоты, чем холм – высота более 200 м – обычно с резко выраженной формой рельефа.)
– Ребят, подумайте, пожалуйста, почему поверхность Земли неровная? (Выступает ученик с докладом.)

4. Закрепление.

Дети по желанию работают у карты (показывают горные системы Земли и самые высокие вершины, находят равнины). Остальные выполняют эту же работу на атласах.

– Играют ли равнины и горы какую-нибудь роль в хозяйственной жизни человека. Если да, то каким образом?

Связь с региональным компонентом:

– Давайте рассмотрим рельеф Граховского района (рассматриваем карту района). Какая форма земной поверхности преобладает на нашей территории проживания? (Равнина.)
– Покажите это на контурной карте (работают в микрогруппах). Цветовая гамма будет одна или будете использовать несколько цветов? Почему? (Несколько, п. т. равнинная местность имеет низменности и возвышенности.)

5. Итог.

– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно показалось интересным?

6. Домашнее задание.

Сделать макеты разных форм земной поверхности.

Презентация.