Цели урока:
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
- развивать логическое, пространственное мышление, воображение, смекалку;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- формировать интерес к математике.
Оборудование: жетоны жёлтого, зелёного и красного цвета (желательно большое количество), презентация (приложение 1), грамоты и призы для награждения.
Предварительная работа: данную игру можно провести в рамках декады математики. Для её успешного проведения заранее формируется несколько команд. Классный руководитель объясняет условия игры, но не называет содержание заданий. Каждая команда знакомится с дополнительной литературой, придумывает название команды, девиз, готовит один номер художественной самодеятельности.
Игру ведёт учитель. В жюри можно пригласить учителей, родителей, старшеклассников.
Ход игры
Ведущий:
– Здравствуйте! Сегодня в нашем зале собрались любознательные ребята, которым нравится математика. Они готовы сегодня продемонстрировать свои знания, смекалку, умение работать сообща.
Представление команд: название, девиз.
Ведущий:
– На протяжении многих уроков мы с вами путешествуем по удивительной стране – Математике. Где она находится? Возможно, так далеко, что самые далёкие звёзды оказываются к нам ближе. А может быть, так близко, что ты, сам не замечая, каждый день бываешь в гостях в этой стране и встречаешься с её жителями. Потому что эта страна – волшебная! Она – везде!
Здесь числа и цифры бок о бок живут.
Здесь точно ответят за десять минут,
Когда твой корабль долетит до Луны,
И скажут удаву, какой он длины!
Решат, сколько яблок досталось мартышке,
А сколько она подарила зайчишке,
И сколько конфет дала девочка братику…
Такая уж эта страна – Математика!
– Как думаете, с кем хочет дружить Математика?
– Кого мечтает пригласить в своё царство?
– Я предлагаю поиграть вам в интересную игру, которая называется “Интеллектуальная биржа”. Существует фондовая биржа – это рынок ценных бумаг. А наша с вами биржа – интеллектуальная: мы покупаем “акции-задания” и обмениваем свои знания на баллы. Каждое задание имеет уровень сложности, чем сложнее задание, тем выше его стоимость:
- жёлтый – простое задание – 10 баллов;
- зелёный – средней сложности – 20 баллов;
- красный – сложное задание – 30 баллов;
– Команда, посовещавшись, может выбрать задание любого уровня сложности. При правильном ответе команда забирает все заработанные баллы. Если же ответ неверен, то баллы забирает ведущий. Право хода переходит следующей команде (например, команда выбрала задание стоимостью в 30 баллов, но не дала правильный ответ, значит, ведущий забирает из копилки команды 30 баллов).Чья команда наберёт наибольшее количество баллов, та и победит.
– Болельщики могут помочь своим командам и заработать дополнительные баллы, отвечая на вопросы ведущего. Стоимость каждого задания – 10 баллов.
– Но прежде чем отправиться на биржу нам необходимо заработать начальный капитал. Я буду задавать вопросы, на которые по очереди будут отвечать команды. Если одна команда не может дать ответ, то ответить может другая команда. Если же ни одна команда не отвечает, то помогать могут болельщики команд. И ТАК МЫ НАЧИНАЕМ!
Задачи-шутки – 10 баллов за каждую. Подсчёт начального капитала.
– Каждая команда заработала начальный капитал и у вас есть возможность купить задание определённого цвета. Напоминаю, что каждый цвет имеет свою стоимость.
Выполнение заданий (приложение 2) по секторам. (Во время выполнения заданий командами ведущий задаёт вопросы болельщикам)
Подведение итогов, награждение (Во время подведения итогов демонстрируются номера художественной самодеятельности).
Литература:
1. Галеева Р. А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность / Р. А. Галеева, Г. С. Курбанов, И. В. Мельченко – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Гейдман Б. П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы / Б. П. Гейдман, И.Э. Мишарина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
3. Дик Н. Ф. 1000олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие / Н. Ф. Дик. Изд. 3-е, доп. И перераб. – Ростов н/д: Феникс, 2010.