Цель: выявить основные способы употребления существительных в речи; изучение концепта “родина” и его отражение в русском национальном сознании; развитие монологической речи учащихся; развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
Оборудование: “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, учебный лингвокультурологический словарь Т.И.Кобяковой “Концепты духовности в русской языковой картине мира”, репродукция картины И.И.Левитана “Березовая роща”.
Ход урока
1) Сообщить цели, задачи и тему урока.
2) Обобщение пройденного материала начинается с вопроса: вспомнить, какая часть речи называется существительным и каковы морфологические признаки существительного.
Задание 1. Выразительно прочитать текст, списать его, вставить пропущенные буквы, найти имена существительные.
В юн(нн)ом сердце должна жить св(я)тыня: Отечество, его счастье и м(о)гущество, его в(е)личие и слова должны быть незыблемы и непоколебимы, как обра(з/с) р(о)дной матери и р(о)дного отца, как вечное с(и)яние звезд, как пр(е)красный мир…
Привитие патриотизма человеку – вот в чем высокая цель воспоминания. Те, кого мы воспитываем, должны быть настоящими людьми – подли(н/нн)ыми гуманистами. (В.Сухомлинский).
3) Работа по тексту:
а) проверить и объяснить орфограммы;
б) объяснить лексическое значение выделенных слов (по толковому словарю С.И.
Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
в) определить тему и идею текста;
г) ответить на вопрос: можно ли без существительных раскрыть тему и идею текста?
Вывод: использование существительных в речи помогает говорящему образно раскрыть тему и идею своего высказывания. Существительные в нашей жизни являются ключевыми словами.
Задание 2. Напишите свои ассоциации к слову “родина” и определите, что для вас значит это понятие.
Далее работаем по лингвокультурологическому словарю:
1) Прочитать научно-философский комментарий:
В русской языковой картине мира концепт “родина” отражает духовное отношение человека и к месту его рождения (в узком понимании), и в целом к стране, гражданином которой он является.
Родина прежде всего воспринимается человеком как микромир родных и близких. Именно через него личность постигает все стороны окружающего ее пространства(физическую, языковую, этическую и эстетическую) и ощущает свою принадлежность к конкретной этнической группе. Неслучайно рано или поздно “всякая благодарная личность” осознает свое единение с Родиной: “свое кровное родство, свои кровные связи…” (В.Г. Белинский.)
Любовь к Родине – святое для души чувство, являющееся неотъемлемой частью национального характера и сравнимо только с любовью к матери. Оно может проявляться в личности по-разному: это и любовь к родной природе и традициями своего народа, и защита ее от врагов. Однако за идеей патриотизма может скрываться проявление национализма. “Любовью к своему отечеству так же, как и любовь к своей семье, никак не поможет быть добродетелью, … когда преступает те пределы, которых нарушается любовь к ближнему”. (Л.Н.Толстой).
Через концепт “родина” раскрывается “своеобразие нашего духа и опыта” (И.А. Ильин), т.е. национальное самосознание. Родина – это личностное восприятие “своего” земельного пространства как конкретного человека, так и нации в целом, как совокупность понятий “малая” и “большая” родина. В семантическую структуру концепта входят следующие компоненты: архаичность (возник в глубокой древности и связан с архетипом матери-земли); этническая семейственность (отражает связь конкретного человека с этнической группой); самобытность (культурно-историческое наследие конкретного народа); социальность (выступает как социально-политическое пространство) и индивидуальность (личностное восприятие и отношение к родной земле).
2) Объяснить по толковому словарю значение слов: гражданин, этика, эстетика, национализм, добродетель, этнос. (Можно дать задание накануне урока);
3) Сжато пересказать содержание комментария к концепту “Родина”.
Задание 3. Вспомнить, какие слова называются синонимами, и найти в тексте синоним к слову “родина”. Далее выберите синонимы из синонимического ряда к концепту “родина”, представленные в учебном словаре “Концепты духовности в русской языковой картине мира” (раздел “Слово в системе языка”) и составьте с ними 2–3 словосочетания (предложения). Как вы думаете, для чего мы используем в речи синонимы-существительные?
Вывод: Существительные могут образовывать синонимические ряды. Синонимы делают нашу речь выразительнее.
Задание 4. Вспомните, какие слова называются антонимами? Используя словарный материал раздела “Слово в пословицах и текстах” к концепту “родина”, ознакомиться с комментарием к пословицам, выписать из рубрики те народные афоризмы, в основе которых лежит прием противопоставления (антитеза). Определить, каким членом предложения являются антонимы-существительные в данных пословицах. Как вы думаете, с какой целью человек в своей речи использует антонимы?
Чужбина – калина, Родина – малина.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
В гостях хорошо, а дома лучше.
(В первом предложении антонимы чужбина/калина – подлежащие; калина – малина – сказуемые. Во втором предложении антонимы мать/мачеха – сказуемые. В третьем предложении антонимы гостях/дома – обстоятельства.)
Вывод: Таким образом, антонимы-существительные помогают говорящему противопоставить друг другу предметы, явления. В предложениях они используются в качестве главных и второстепенных членов.
Чтобы правильно подобрать синонимы и антонимы, вы должны уметь пользоваться справочной литературой (показать словари синонимов антонимов).
Задание 5. Выразительно прочитать предложения и найти среди них соответствующие по схеме.
Объясните знаки препинания. Определите, какой частью речи выражено обращение в выбранном вами предложении.
Полюбил я мир и вечность, как родительский очаг. (С.Есенин)
Люблю Отчизну я, но странною любовью! (М.Лермонтов)
Это, ты моя Русь державная, моя родина православная! Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась! (И.Никитин)
Вывод: Имена существительные выступают в роли художественных обращений, которые широко используются в поэтической речи. Итак, средства художественной выразительности помогают говорящему образно раскрыть детали высказывания и выразить свою эмоциональную оценку.
Задание 7. Рассмотрим картину И.Левитана “Березовая роща” . Что изображено на ней? Какие художественные средства использует художник, чтобы показать красоту березовой рощи?
Слово учителя: В сознание русского народа “береза” является образом Родины. Это дерево – символ России, который часто используется поэтами для выражения чувств к своему Отечеству. Послушаем отрывки из стихотворений (по выбору учителя).
Задание 8. (Устно.) Составьте сравнительные обороты, используя справочный материал (береза, словно…; роща, будто…; трава, как… ).
Задание 9. Используя составленные словосочетания и материал раздела “Слово в системе языка” (зона лексической сочетаемости) учебного словаря “Концепты духовности в русской языковой картине мира”, составьте текст (можно предложения для слабых учащихся) на одну из тем: “Родина глазами художника” или “С чего начинается Родина …”
Далее заслушивается ответы учащихся, подводится итог работы учащихся на уроке, делается общий вывод и объясняется домашние задание.
Вывод: Сегодня на уроке мы вели разговор не только о существительных и особенностях их употребления в речи, но прежде всего узнали о том, как в языковой картине мира представлен концепт “родина”. Вы должны помнить, что любовь к Родине – это святое чувство для русского человека. Первоначальное значение слова определено лингвистами как “семья”.
Домашнее задание:
1) Попробуйте доказать, что родина для человека есть не что иное, как семья;
2) Используя “Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение,
ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления” под
редакции А.Н.Тихонова и “Школьный этимологический словарь русского языка” Н.М.
Шанского и Т.А.Бобровой, составьте словообразовательные гнездо слова “родина”;
3) Найти поэтические тексты с концептом “родина” и выписать из них средства
художественной выразительности (метафоры и сравнения).