Личностные компоненты нашей образовательной системы – дети, родители, воспитатели. Объектом нашей системы является ребенок. Ребенок – это одновременно объект и активный субъект образовательного процесса.
Авторы программы “Детство” считают, что детский сад- это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное содержание программы “Детство” педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности. Основные виды деятельности дошкольника интегрированы, главным из которых является игра.
Исходя из условий и потребностей ДОУ и окружающего социума, считаем главной целью своей деятельности наиболее полное раскрытие творческого потенциала, природных способностей воспитанников и воспитателей в их взаимосвязи, создание доброжелательной, творческой атмосферы, с учетом интересов и желаний детей, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества.
Основными задачами ДОУ являются:
- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, усиление внимания к формированию экологической культуры, осознанному отношению к природе;
- взаимодействие с семьей в воспитании детей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- повышение профессионального мастерства воспитателей на основе достижений психолого-педагогических наук, передового опыта ДОУ города.
Учителям-логопедам
| Возрастная Группа детей |
Автор и название пособия |
| Старший Дошкольный возраст |
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.: АЛЬФА, 1993 |
| Журова Л.Е., Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа – пресс, 2000 | |
| Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. – М.: Гном – пресс, 1999 |
Работникам психологической службы
| Возрастная Группа детей |
Автор и название пособия |
| Старший Дошкольный возраст |
Шустов Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению: Педагогическая технология формирования школьной готовности детей с ЗПР. – Шадринск, 2000 |
Специалистам по физическому восприятию и музыкальным руководителям
| Наименование предмета | Автор и название программы |
| Физическое воспитание | Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: Линка – Пресс, 1993 |
| Музыкальное воспитание | Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей, дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997 |
Воспитателям
| Наименование предмета | Автор и название программы |
| ФЭМП | Новикова В.П. Математика в детском саду: Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2003 |
Работа по выполнению программы воспитания и обучения в детском саду (Приложение 1)
Физкультурно-оздоровительная работа
Двигательный режим
| Формы работы |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
| Подвижные игры во время утреннего приема детей | Ежедневно 3-5 мин | Ежедневно 5-7 мин | Ежедневно 7-10 мин |
Ежедневно 10-12 мин |
| Физкультминутки | По необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин |
По необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин |
По необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин |
По необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин |
| Релаксация | После всех обучающих занятий 1-3 мин | После всех обучающих занятий 1-3 мин | После всех обучающих занятий 1-3 мин | После всех обучающих занятий 1-3 мин |
| Музыкально-ритмические движения | На музыкальных занятиях 6-8 мин | На музыкальных занятиях 8-10 мин | На музыкальных занятиях 10-12 мин |
На музыкальных занятиях 12-15 мин |
| Физкультурные занятия (1 в зале, 1 на улице) | 2 раза в неделю 10-15 мин |
2 раза в неделю 15-20 мин |
2 раза в неделю 20-25 мин |
2 раза в неделю 25-30 мин |
| Логоритмика | 1 раз в неделю 15 мин |
1 раз в неделю 20 мин |
1 раз в неделю 25 мин |
1 раз в неделю 30 мин |
| Физкультурные занятия на тренажерах | 1 раз в неделю 15 мин |
1 раз в неделю 20 мин |
1 раз в неделю 25 мин |
1 раз в неделю 30 мин |
| ЛФК (профилактика и коррекция плоскостопия и нарушения осанки) | Подгрупповым методом 1 раз в неделю 15 мин |
Подгрупповым методом 2 раз в неделю 40 мин |
Подгрупповым методом 2 раз в неделю 40 мин |
Подгрупповым методом 1 раз в неделю 30 мин |
| Дозированный бег | Ежедневно по 80-100 м |
Ежедневно по 150-200 м | Ежедневно по 200-250 м |
Ежедневно по 250-300 м |
| Тренирующая игровая дорожка | Ежедневно 6-8 мин | Ежедневно 8-10 мин | Ежедневно 8-10 мин |
Ежедневно 10-12 мин |
| Подвижные игры: – сюжетные; – бессюжетные; – игры-забавы; – соревнования; – эстафеты |
Ежедневно не менее двух игр 5-7 мин | Ежедневно не менее двух игр 7-8 мин | Ежедневно не менее двух игр 8-10 мин | Ежедневно не менее двух игр 10-15 мин |
| Игровые упражнения: – зоркий глаз; – ловкие прыгуны; – подлезание; – пролезание; – перелезание |
Ежедневно по подгруппам 4-6 мин | Ежедневно по подгруппам 6-8 мин | Ежедневно по подгруппам 6-8 мин | Ежедневно по подгруппам 8-10 мин |
| Оздоровительные мероприятия: – гимнастика пробуждения; –дыхательная гимнастика; – игровой массаж |
Ежедневно 5 мин | Ежедневно 6 мин | Ежедневно 7 мин | Ежедневно 8 мин |
| Физические упражнения и игровые занятия: – игры с элементами логоритмики; – артикуляционная гимнастика; – пальчиковая гимнастика |
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин |
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин |
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 8-10 мин |
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 10-15 мин |
| Психогимнастика | 2 раза в неделю 3-5 мин |
2 раза в неделю 6-8 мин |
2 раза в неделю 8-10 мин |
2 раза в неделю 12-15 мин |
| Физкультурный досуг | 2 раза в год по 10-15 мин |
2 раза в год по 15-20 мин |
2 раза в год по 25-30 мин |
2 раза в год по 30-35 мин |
| Спортивный праздник | 2 раза в год по 10-15 мин |
2 раза в год по 15-20 мин |
2 раза в год по 25-30 мин |
2 раза в год по 30-35 мин |
| Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня |
Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. |
|||
Система закаливающих мероприятий
| Содержание | Возрастные группы | ||||||
| 2-я младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | ||||
| Элементы повседневного закаливания | В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей | ||||||
| Воздушно-температурный режим: | От +21 до +19 С | От +20 до +18 С | От +20 до +18 С | От +20 до +18 С | |||
| Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей | |||||||
| Одностороннее проветривание (в присутствии детей) | В холодное время проветривание проводится
кратковременно (5-10 мин). Допускается снижение температуры на 1-2 С |
||||||
| Сквозное проветривание (в отсутствии детей) | В холодное время года проводится кратковременно (10-15 мин). Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, сниженная на 2-3 С | ||||||
| - утром, перед приходом детей | К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной | ||||||
| -перед возвращением детей с дневной прогулки | +21 С | +20 С | +20 С | +20 С | |||
| -во время дневного сна, вечерней прогулки | В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении | ||||||
| Воздушные ванны: Прием детей на воздухе |
-15 С | -15 С | -18 С | -18 С | |||
| Утренняя гимнастика | В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная | ||||||
| Физкультурные занятия | +18 С | +18 С | +18 С | +18 С | |||
| Одно занятие круглосуточно на воздухе | |||||||
| -15 С | -18 С | -19 С | -20 С | ||||
| Одно занятие в зале. Форма спортивная | |||||||
| В носках | Босиком | ||||||
| +18 С | +18 С | +18 С | +18 С | ||||
| прогулка | Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям в холодное время года | ||||||
| -18 С | -20 С | -22 С | -22 С | ||||
| световоздушные ванны | В неблагоприятных погодных условиях время
сокращается на 30-40 мин. В теплое время года ежедневно при температуре от +20 С до +22 С, после предварительной воздушной ванны в течении 10-15 мин |
||||||
| хождение босиком | Ежедневно. В теплое время года при
температуре воздуха от +20 С до +22 С. В холодное время года в помещении при соблюдении нормальных температур |
||||||
| дневной сон | Обеспечивается состояние теплого комфорта
соответствием одежды, температуры воздуха в помещении |
||||||
| +18 С | +18 С | +18 С | +18 С | ||||
| физические упражнения | ежедневно | ||||||
| после дневного сна | В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы | ||||||
| Гигиенические процедуры | Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры | Умывание, обтирание шеи, верхней части груди, предплечий прохладной водой |
|||||
| Специальные закаливающие воздействия | Полоскание рта “серебряной” водой комнатной температуры | ||||||
| Теплые ножные ванны | Кратковременное топтание в теплой воде с морской солью | Кратковременное топтание в теплой воде с галькой и морской солью |
|||||
| Игровой массаж | Закаливающее дыхание | Закаливающее дыхание, игровой массаж рук | Закаливающее дыхание, игровой массаж рук,
массаж ушей |
Закаливающее дыхание, игровой массаж рук, ушей, стоп |
|||
| Закаливание проводится на фоне теплого
комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием
метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности ребенка и его эмоциональный настрой. |
|||||||
Формы и методы оздоровления детей
| № п/п |
Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
| Обеспечение здорового ритма жизни | Щадящий режим (адаптационный период) | Все группы | |
| Гибкий режим | Все группы | ||
| Организация микроклимата и стиля жизни группы | Все группы | ||
| Рациональное питание | Все группы | ||
| Занятие ОБЖ | Старшие и подготовительные группы | ||
| Физические упражнения | Утренняя гимнастика | Все группы | |
| Лечебная физкультура | Все группы | ||
| Коррекционная физкультура | Все группы | ||
| Подвижные и динамичные игры | Все группы | ||
| Спортивные игры | Все группы | ||
| Дыхательная гимнастика | Все группы | ||
| Гигиенические и водные процедуры | Умывание | Все группы | |
| Мытье рук | Все группы | ||
| Игры с водой | Все группы | ||
| Обеспечение чистоты среды | Все группы | ||
| Световоздушные ванны | Проветривание помещений (в т.ч. сквозное) | Все группы | |
| Сон при открытых фрамугах | Старшие и подготовительные группы | ||
| Прогулки на свежем воздухе | Все группы | ||
| Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | Все группы | ||
| Активный отдых | Развлечение | Все группы | |
| Праздники | Все группы | ||
| Игры-забавы | Все группы | ||
| Дни здоровья | Все группы | ||
| Каникулы | Все группы | ||
| Арома-и фитотерапия | Ароматизация помещений | Все группы | |
| Фитопитание (чаи, отвары, коктейли) | Все группы | ||
| Аромамедальоны | Все группы | ||
| Свето- и цветотерапия | Обеспечение светового режима | Все группы | |
| Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса | Все группы | ||
| Музыкотерапия | Музыкальное сопровождение режимных моментов | Все группы | |
| Музыкальное оформление фона занятий | Все группы | ||
| Использование музыки в театрализованной деятельности | Все группы | ||
| физиотерапия | УФО общее | Все группы | |
| Люстра Чижевского | Все группы | ||
| Соляная лампа | Все группы | ||
| Кварцевание | Все группы | ||
| Стимулирующая терапия | Лечебное смазывание носа оксолиновой мазью, закапывание дерината | Все группы | |
| Орошение зева йодинолом, люголем | ЧБД, хронический тонзиллит | ||
| “Целебная пилюля”-дибазол | Все группы | ||
| Витаминизация | Все группы |