Программа развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Личностные компоненты нашей образовательной системы – дети, родители, воспитатели. Объектом нашей системы является ребенок. Ребенок – это одновременно объект и активный субъект образовательного процесса.

Авторы программы “Детство” считают, что детский сад- это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное содержание программы “Детство” педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности. Основные виды деятельности дошкольника интегрированы, главным из которых является игра.

Исходя из условий и потребностей ДОУ и окружающего социума, считаем главной целью своей деятельности наиболее полное раскрытие творческого потенциала, природных способностей воспитанников и воспитателей в их взаимосвязи, создание доброжелательной, творческой атмосферы, с учетом интересов и желаний детей, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творчества.

Основными задачами ДОУ являются:

  • охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям, усиление внимания к формированию экологической культуры, осознанному отношению к природе;
  • взаимодействие с семьей в воспитании детей для обеспечения полноценного развития ребенка;
  • повышение профессионального мастерства воспитателей на основе достижений психолого-педагогических наук, передового опыта ДОУ города.

Учителям-логопедам

Возрастная
Группа детей
Автор и название пособия
Старший

Дошкольный возраст

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.: АЛЬФА, 1993
Журова Л.Е., Дурова Н.В. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа – пресс, 2000
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. – М.: Гном – пресс, 1999

Работникам психологической службы

Возрастная
Группа детей
Автор и название пособия
Старший

Дошкольный возраст

Шустов Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению: Педагогическая технология формирования школьной готовности детей с ЗПР. – Шадринск, 2000

Специалистам по физическому восприятию и музыкальным руководителям

Наименование предмета Автор и название программы
Физическое воспитание Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: Линка – Пресс, 1993
Музыкальное воспитание Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей, дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997

Воспитателям

Наименование предмета Автор и название программы
ФЭМП Новикова В.П. Математика в детском саду: Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2003

Работа по выполнению программы воспитания и обучения в детском саду (Приложение 1)

Физкультурно-оздоровительная работа

Двигательный режим

Формы
работы
Младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная
группа
Подвижные игры во время утреннего приема детей Ежедневно 3-5 мин Ежедневно 5-7 мин Ежедневно
7-10 мин
Ежедневно
10-12 мин
Физкультминутки По необходимости
на обучающих
занятиях 2-3 мин
По необходимости
на обучающих
занятиях 2-3 мин
По необходимости
на обучающих
занятиях 2-3 мин
По необходимости на обучающих занятиях
2-3 мин
Релаксация После всех обучающих занятий 1-3 мин После всех обучающих занятий 1-3 мин После всех обучающих занятий 1-3 мин После всех обучающих занятий
1-3 мин
Музыкально-ритмические движения На музыкальных занятиях 6-8 мин На музыкальных занятиях 8-10 мин На музыкальных занятиях
10-12 мин
На музыкальных
занятиях 12-15 мин
Физкультурные занятия (1 в зале, 1 на улице) 2 раза в неделю
10-15 мин
2 раза в неделю
15-20 мин
2 раза в неделю
20-25 мин
2 раза в неделю
25-30 мин
Логоритмика 1 раз в неделю
15 мин
1 раз в неделю
20 мин
1 раз в неделю
25 мин
1 раз в неделю
30 мин
Физкультурные занятия на тренажерах 1 раз в неделю
15 мин
1 раз в неделю
20 мин
1 раз в неделю
25 мин
1 раз в неделю
30 мин
ЛФК (профилактика и коррекция плоскостопия и нарушения осанки) Подгрупповым методом 1 раз в неделю
15 мин
Подгрупповым методом 2 раз в неделю
40 мин
Подгрупповым методом 2 раз в неделю
40 мин
Подгрупповым
методом 1 раз в неделю
30 мин
Дозированный бег Ежедневно по
80-100 м
Ежедневно по 150-200 м Ежедневно по
200-250 м
Ежедневно по
250-300 м
Тренирующая игровая дорожка Ежедневно 6-8 мин Ежедневно 8-10 мин Ежедневно
8-10 мин
Ежедневно 10-12 мин
Подвижные игры:
– сюжетные;
– бессюжетные;
– игры-забавы;
– соревнования;
– эстафеты
Ежедневно не менее двух игр 5-7 мин Ежедневно не менее двух игр 7-8 мин Ежедневно не менее двух игр 8-10 мин Ежедневно не
менее двух игр
10-15 мин
Игровые упражнения:
– зоркий глаз;
– ловкие прыгуны;
– подлезание;
– пролезание;
– перелезание
Ежедневно по подгруппам 4-6 мин Ежедневно по подгруппам 6-8 мин Ежедневно по подгруппам 6-8 мин Ежедневно по
подгруппам 8-10 мин
Оздоровительные мероприятия:
– гимнастика пробуждения;
–дыхательная гимнастика;
– игровой массаж
Ежедневно 5 мин Ежедневно 6 мин Ежедневно 7 мин Ежедневно 8 мин
Физические упражнения и игровые занятия:
– игры с элементами логоритмики;
– артикуляционная гимнастика;
– пальчиковая гимнастика
Ежедневно, сочетая упражнения по
выбору 3-5 мин
Ежедневно, сочетая упражнения по
выбору 6-8 мин
Ежедневно, сочетая упражнения по
выбору 8-10 мин
Ежедневно, сочетая упражнения по
выбору 10-15 мин
Психогимнастика 2 раза в неделю
3-5 мин
2 раза в неделю
6-8 мин
2 раза в неделю
8-10 мин
2 раза в неделю
12-15 мин
Физкультурный досуг 2 раза в год по
10-15 мин
2 раза в год по
15-20 мин
2 раза в год по
25-30 мин
2 раза в год по
30-35 мин
Спортивный праздник 2 раза в год по
10-15 мин
2 раза в год по
15-20 мин
2 раза в год по
25-30 мин
2 раза в год по
30-35 мин
Самостоятельная двигательная деятельность детей в
течение дня
Ежедневно.
Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей
детей.
Проводится под руководством воспитателя.

Система закаливающих мероприятий

Содержание Возрастные группы
2-я младшая Средняя Старшая Подготовительная
Элементы повседневного закаливания В холодное время года допускаются колебания температуры воздуха в присутствии детей
Воздушно-температурный режим: От +21 до +19 С От +20 до +18 С От +20 до +18 С От +20 до +18 С
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей
Одностороннее проветривание (в присутствии детей) В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин).

Допускается снижение температуры на 1-2 С

Сквозное проветривание (в отсутствии детей) В холодное время года проводится кратковременно (10-15 мин). Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, сниженная на 2-3 С
- утром, перед приходом детей К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной
-перед возвращением детей с дневной прогулки +21 С +20 С +20 С +20 С
-во время дневного сна, вечерней прогулки В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении
Воздушные ванны:

Прием детей на воздухе

-15 С -15 С -18 С -18 С
Утренняя гимнастика В холодное время года проводится ежедневно в зале, одежда облегченная
Физкультурные занятия +18 С +18 С +18 С +18 С
Одно занятие круглосуточно на воздухе
-15 С -18 С -19 С -20 С
Одно занятие в зале. Форма спортивная
В носках Босиком
+18 С +18 С +18 С +18 С
прогулка Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям в холодное время года
-18 С -20 С -22 С -22 С
световоздушные ванны В неблагоприятных погодных условиях время сокращается на 30-40 мин. В теплое время года
ежедневно при температуре от +20 С до +22 С, после предварительной воздушной ванны в
течении 10-15 мин
хождение босиком Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от +20 С до +22 С. В холодное время
года в помещении при соблюдении нормальных температур
дневной сон Обеспечивается состояние теплого комфорта соответствием одежды, температуры воздуха в
помещении
+18 С +18 С +18 С +18 С
физические упражнения ежедневно
после дневного сна В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы
Гигиенические процедуры Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры Умывание, обтирание шеи, верхней
части груди, предплечий прохладной водой
Специальные закаливающие воздействия Полоскание рта “серебряной” водой комнатной температуры
Теплые ножные ванны Кратковременное топтание в теплой воде с морской солью Кратковременное топтание в теплой
воде с галькой и морской солью
Игровой массаж Закаливающее дыхание Закаливающее дыхание, игровой массаж рук Закаливающее дыхание, игровой массаж рук,
массаж ушей
Закаливающее дыхание, игровой массаж рук, ушей,
стоп
Закаливание проводится на фоне теплого комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием
метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности.
Учитываются индивидуальные особенности ребенка и его эмоциональный настрой.

Формы и методы оздоровления детей


п/п
Формы и методы Содержание Контингент

детей

Обеспечение здорового ритма жизни Щадящий режим (адаптационный период) Все группы
Гибкий режим Все группы
Организация микроклимата и стиля жизни группы Все группы
Рациональное питание Все группы
Занятие ОБЖ Старшие и подготовительные группы
Физические упражнения Утренняя гимнастика Все группы
Лечебная физкультура Все группы
Коррекционная физкультура Все группы
Подвижные и динамичные игры Все группы
Спортивные игры Все группы
Дыхательная гимнастика Все группы
Гигиенические и водные процедуры Умывание Все группы
Мытье рук Все группы
Игры с водой Все группы
Обеспечение чистоты среды Все группы
Световоздушные ванны Проветривание помещений (в т.ч. сквозное) Все группы
Сон при открытых фрамугах Старшие и подготовительные группы
Прогулки на свежем воздухе Все группы
Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха Все группы
Активный отдых Развлечение Все группы
Праздники Все группы
Игры-забавы Все группы
Дни здоровья Все группы
Каникулы Все группы
Арома-и фитотерапия Ароматизация помещений Все группы
Фитопитание (чаи, отвары, коктейли) Все группы
Аромамедальоны Все группы
Свето- и цветотерапия Обеспечение светового режима Все группы
Цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса Все группы
Музыкотерапия Музыкальное сопровождение режимных моментов Все группы
Музыкальное оформление фона занятий Все группы
Использование музыки в театрализованной деятельности Все группы
физиотерапия УФО общее Все группы
Люстра Чижевского Все группы
Соляная лампа Все группы
Кварцевание Все группы
Стимулирующая терапия Лечебное смазывание носа оксолиновой мазью, закапывание дерината Все группы
Орошение зева йодинолом, люголем ЧБД, хронический тонзиллит
“Целебная пилюля”-дибазол Все группы
Витаминизация Все группы