Тема производства, передачи и использования электроэнергии для современного человека очень актуальна. Для одиннадцатиклассников, заканчивающих изучение физики, важно уметь видеть не только научную ценность физики, но и ее прикладное значение. Урок построен в виде деловой игры, в ходе которой ребята выполняют задание, поставленное не просто учителем, а специалистом энергопоставляющей компании города. Временный научно-исследовательский коллектив, используя знания физики и географии, определяет вид электростанции, наиболее выгодной и полезной для города. Проекты, предложенные ребятами в ходе выполнения домашнего задания, оригинальны и интересны. Урок проводился в классах физико-математического профиля и гуманитарного профиля.
Цели урока:
образовательная
- познакомить учащихся с основными принципами получения и передачи электроэнергии, сформировать представления об эффективном использовании электроэнергии с учетом экологических проблем, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой по физике и географии,
воспитательная
- учить видеть практическую пользу знаний, продолжить формирование коммуникативных умений,
развивающие
- совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, полученные при изучении физики и географии, обобщать материал, делать выводы)
Ход урока
1.Организационный момент, постановка цели урока.
Мы приступаем к изучению нового раздела, в котором говорится о физических принципах получения, передачи и использования переменного тока. Эта тема очень важна для формирования вашего мировоззрения, потому что без электрической энергии жизнь современного человека представить невозможно. Перед тем как приступить к изучению физических закономерностей, мы обсудим общие принципы производства, передачи и эффективного использования электроэнергии. На время урока мы с вами представляем ВНИК - временный научно-исследовательский коллектив. Вы получили конкретные задания по нашей теме. Обмениваясь знаниями, мы постараемся решить одну актуальную конкретную задачу. Ее представляет аналитическая группа ВНИКа. Внимание на экран.
(демонстрируется интервью с главным специалистом ЗАО ЖРЭК ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ)
Итак, цель сегодняшней работы задана.
2. Перед вами находятся листы с планом работы ВНИКА. На них вы можете записывать необходимую информацию, полученную в ходе урока. Это поможет в выполнении домашнего задания по разработке проекта строительства в городе Приозерске экологически чистой и экономичной электростанции.
Нашу работу начинает группа историков.
(выступление ребят)
Какие типы электростанций существуют на современном этапе развития науки и техники, расскажет группа инженеров.
(выступление ребят)
Сейчас давайте посмотрим сюжет, показанный в выпуске новостей 20 ноября о пуске приливной электростанции в городе Северодвинске.
(демонстрация сюжета)
Вопрос от аналитической группы - покажите на карте, где находится город Северодвинск, и какой водоем позволяет получать электроэнергию таким образом.
Итак, характеристики основных и альтернативных типов электростанций даны. Вы отметили на рабочих листах преимущества и недостатки каждого.
Теперь давайте познакомимся с расчетами, определяющими параметры линий электропередач. Работает группа физиков-теоретиков.
(выступление ребят)
Экономические аспекты работы электростанций и линий электропередач представляет группа экономистов.
(выступления ребят)
Работа любой электростанции, линии электропередач не обходится, к сожалению, без экологических проблем. Каковы пути их решения расскажет группа экологов.
(выступления ребят)
Получив электроэнергию, потребительские цепи должны быть экономичны, чтобы она использовалась наиболее эффективно. О решении этих проблем расскажет группа, изучившая отрасли потребления электроэнергии.
(выступление ребят)
Итак, сегодня мы с вами постарались осветить основные моменты, касающиеся производства, передачи и эффективного использования электроэнергии. В завершении работы выступит группа библиографов. Они представят список литературы по нашей теме. По необходимости вы можете ею воспользоваться при выполнении домашнего задания.
(выступление ребят)
3. Подведение итогов, объяснение домашнего задания.
Сегодня вы показали свое умение видеть проблемы, которые называют глобальными проблемами человечества - это получение энергии и охрана окружающей среды. Мы обсудили очень большой круг вопросов, осветили пути поиска решений этих проблем, определили направления работы науки и техники. Вам остается дома подвести итог всей работы ВНИКа. Это будет научно обоснованный проект электростанции с заданными условиями для города Приозерска (письменная или художественная работа). Постарайтесь учесть все преимущества и избавиться от недостатков при эксплуатации. Объем не ограничен. Я уверена, что какой-то из них обязательно найдет реальное воплощение в жизнь. Домашнее задание можно сдать в течение недели. Всем большое спасибо за участие в работе. Я оцениваю ее на отлично.