Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
– уточнять, расширять словарь по теме;
– закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);
– закреплять навык правильного согласования прилагательного с существительным в
роде, числе, падеже;
– закреплять навык правильного употребления в речи существительных в В.п. с
предлогом “на”;
– закреплять навык составления простого распространённого предложения;
– учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом “чтобы”;
– закреплять у детей навык диалогической речи;
– развивать просодические элементы речи: ритм, темп, выразительность;
– развивать общую и мелкую моторику;
– развивать зрительное и слуховое восприятие;
– воспитывать любовь к родному городу и гордость за знаменитых земляков.
Оборудование: демонстрационные картины и фотографии с изображением вологодских зданий и памятников, две демонстрационные картинки с изображением деревянного и кирпичного домов; две маски лисы; мяч, металлическая палочка.
Предварительная работа: экскурсии по городу, посещение областной детской библиотеки, драматического театра, филармонии, знакомство с творчеством вологодских поэтов Н. Рубцова, К. Батюшкова, Петуховой, самодеятельного композитора В.Андреева.
Ход занятия
Логопед предлагает сесть на место тем детям, про которых можно сказать “вологжанка”, “вологжанин”?
Логопед: – Как можно назвать всех нас, почему?
Предполагаемый ответ детей (П.о.д.) – Нас можно назвать “вологжане”, потому что мы живём в Вологде.
Логопед читает стихотворение “Посвящение Вологде” (Е.Чистякова)
Мой город юный и старинный,
Уютный, светлый и родной,
Ты то серьёзный, строгий, чинный,
То неуёмный и простой.Твои проспекты вдаль стремятся,
А переулки тихо спят.
Берёзки в реченьку глядятся,
На клумбах бархатцы горят.Здесь рядом выглядят логично
И небоскрёб и теремок.
Зовёт так нежно и привычно
Нас колокольный голосок.
Логопед: – Все мы живём на разных улицах. Я, например, живу на улице Мира, а вы?
П.о.д. – Я живу на улице Чехова и т. д.
Логопед предлагает детям поиграть в игру “Скажи наоборот”.
(Логопед подбирает определение к слову “улица” и бросает мяч ребёнку,
ребёнок, возвращая мяч, называет определение, противоположное по смыслу.
Например: длинная улица – короткая улица, узкая улица – широкая улица, чистая
улица – грязная улица, старинная улица – современная улица, ближняя улица –
дальняя улица, светлая улица – тёмная улица, городская улица – сельская улица,
зимняя улица – летняя улица и т.д.)
Логопед: – В нашем городе много разных домов. В одних люди живут, в других – работают. Есть старинные здания, а есть – современные, неприметные и те, которые надолго остаются в памяти. Назовите здания на фотографиях.
П.о.д. – Это Софийский собор. Это музыкальная школа. Это театр кукол “Теремок” и т. д.)
Логопед: – Давайте и мы построим свой дом.
Пальчиковая игра “ Строим дом” (Е.Чистякова)
Строим, строим, строим дом
Дом с высоким потолком
С треугольной крышей. (Дети имитируют движения из потешки.)
– Вот с такой? – Нет, выше!
Окон в доме 3 и 3,
Поскорей в них загляни,
Там увидишь печку,
на печке – человечка!
Логопед предлагает вниманию детей две демонстрационные картинки с изображением домов.
Логопед: – На какой из этих двух картинок нарисован построенный нами дом? Как вы его узнали?
П.о.д. – Наш дом слева. У него треугольная крыша, есть труба и т. д.
Логопед предлагает детям прогуляться по осеннему парку.
Физкультурная минутка (Е.Чистякова)
Капля раз, капля два, капля медленно сперва.
(Дети идут по кругу, ритмично топая на 3 долю.)
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
(Дети продолжают идти по кругу, топая на каждый слог.)
На ногах сапожки – не промочим ножки.
(Дети ритмично приседают 4 раза)
Нам не страшен дождик, мы раскроем зонтик.
(Дети разводят руки в стороны через верх, затем соединяют руки над головой,
изображая зонт.)
Логопед предлагает детям послушать, как барабанят капли по крышам и отхлопать этот ритмический рисунок (ХХххх, Ххх, ххХ, ххХХ).
Логопед предлагает детям закрыть глаза, прикасается металлической палочкой к различным частям тела детей.
Логопед: – Куда упала капля?
П.о.д. – Капля упала на мой нос, капля упала на мою ногу и т. д.
Логопед предлагает детям пойти в театр. Вместо билетов – правильные ответы на вопросы:
Логопед: – Чего нельзя делать в театре?
П.о.д. – В театре нельзя кричать, мусорить, спать, грустить и т. д.
Логопед: – Что можно делать в театре?
П.о.д. – В театре можно смотреть, слушать, восхищаться, радоваться и т. д.
Инсценировка рассказа – диалога “Глупая лиса” (исполняют 3-е детей).
Бежала лиса по полю. Увидели её собаки и погнались за ней. Лиса спряталась в
нору, спрашивает:
– Ушки, ушки, что вы делали?
– Мы слушали, да слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
– Лапки, лапки, что вы делали?
– Мы бежали, да бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.
– Глазки, глазки, что вы делали?
– Мы глядели, да глядели, чтобы собаки лисоньку не съели.
– А ты, хвост, что делал?
– Я по пням, по кустам цеплялся.
– Ах, вот ты какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост!
Лиса высунула хвост из норы, собаки её за хвост и вытащили.
Вот какая глупая лиса!
Логопед предлагает детям вернуться в детский сад и продолжить беседу о родном городе.
Логопед: – Когда люди договариваются о встрече, часто назначают её у какого-нибудь памятника. Ксюша, давай встретимся у памятника Николаю Рубцову.
(Ребёнок подходит к соответствующей фотографии.)
Логопед: – Кто такой Н.Рубцов? Почему его называют нашим земляком?
П.о.д. – Н.Рубцов – поэт. Он жил в Вологде.
Логопед: -Алёша, я назначаю тебе встречу у “Вечного огня”.
(Ребёнок подходит к фото.)
Логопед: – О чём напоминает нам этот памятник?
П.о.д. – Этот памятник напоминает нам о войне, о погибших солдатах.
Логопед: – Русские люди не хотят войны, даже дети пишут стихи о мире.
Ребёнок читает стихотворение “Мы за мир”, (А.Смирнов, 9 лет)
Мы за солнце на заре,
За галчонка на дворе,
За бельчонка на сосне,
За воробушка на пне,
За собаку Тузика,
За котёнка Мурзика,
За цветочки на столе
И за мир на всей Земле!
Логопед: – Какой замечательный у нас город. Здесь есть школы и детские сады, театры и библиотеки, зелёные парки и красивые памятники. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.
Логопед предлагает поиграть в игру “Продолжи предложение”.
(Логопед начинает предложение, ребёнок продолжает его.)
Я пойду в музей, чтобы …полюбоваться на животных.
Я пойду в парк, чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в театр, чтобы посмотреть интересный спектакль.
Я пойду в библиотеку, чтобы взять новую книгу.
Я пойду в музыкальную школу, чтобы учиться играть на скрипке.
Логопед заканчивает занятие строками стихотворения “Посвящение Вологде” (Е.Чистякова)
Когда негаданно – нежданно
Меня окликнут, я скажу:
– Я здесь живу, я – вологжанка
И очень этим дорожу.
Мой юный друг, наследник милый,
Ты эти строчки сохрани
И город свой, такой красивый,
Оберегай, лелей, храни!