Компетентностный подход, который активно вытесняет знаниевую парадигму из учебного процесса, требует не столько усвоения информации о чем-либо, сколько умения эффективно применять полученные знания на практике, оценивая их своевременность, уместность, целесообразность. На наш взгляд, на уроках информатики наиболее успешно формируются информационные и коммуникативные компетентности. Особая роль в формировании компетентностей на уроках информатики в начальной школе принадлежит игровым технологиям.
Напомним, что игра в учебном процессе направлена на решение следующих задач:
- собственно дидактических, по освоению содержания той или иной предметной области;
- психологических, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
- информационно-коммуникативных как основы для формирования информационной компетентности, овладения навыками анализа и прогнозирования изменений путем моделирования с помощью ИКТ элементов окружающего мира.
Реализация в учебно-воспитательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:
- игра стимулирует познавательную активность детей, "провоцирует" их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
- игра позволяет использовать жизненный опыт детей;
- игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной компетентности благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий;
- игровые технологии обеспечивают формирование социальной компетентности, способности к разрешению проблемных ситуаций через более широкий спектр мнений, точек зрения, которые ребенок может получить, имея выход в Internet;
- игра позволяет формировать наряду с игровыми реальные равноправные партнерские отношение сотрудничества и кооперации, обеспечивающие возможность позитивного личностного развития.
Таким образом, игровые технологи, при грамотном использовании их на уроках, помимо специальных образовательных целей помогают в решении эмоциональных, коммуникативных, личностных проблем учащихся, гармонизируют отношения педагога и ребенка.
Игровые технологии на базе ИКТ помогают внедрению компетентностного подхода на уроках информатики.
Своей педагогической находкой считаю творческое использование игровых технологий для формирования ключевых компетентностей. Из многообразия игровых технологий я применяю:
Игровая ситуация на уроке
Для создания на уроке информатики игровой ситуации учебный материал может быть представлен в виде:
- мультимедийных презентаций;
- интерактивных программ;
- графических демонстрационных и раздаточных материалов;
- видео, аудио или мультипликационных фрагментов.
Возникающие перед маленьким человеком на большом экране сказочные герои, фантастические города, виртуальные партнеры, таблицы, карты помогают ребенку активно включиться в процесс обучения и формирования информационной компетентности:
- умения выделять из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи;
- переводить простую информацию из графического представления в текстовое;
- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации, предложенной в презентации.
Например, при завершении изучения тематического блока, проводится урок-игра:
"Мальчишки-врунишки" (тема "Логические рассуждения")
"Вестерн" (тема "Отличительные признаки и составные части предметов").
Таким образом создаются условия, способствующие осознанию ребенком переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечивается их вербализация, формируются коммуникативные компетентности:
- умение описать свое отношение к событиям и действующим лицам;
- определять основную мысль, причинно-следственные связи;
- разъяснять свою идею или свое отношение к идеям других членов группы.
Ученик планирует свою деятельность по решению проблемы, соотносит ее с другими участниками игры, при этом формируются способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения правилам игры.
Отдельно нужно сказать об использовании на уроках интерактивной доски. Она обладает в глазах ребенка волшебными возможностями: экран может быстро меняться, закрываться "шторкой", менять цвет, прятать и перемещать объекты, достаточно дать команду пальчиком. Работа с этим учебным оборудованием дает широкие возможности для исследований: учащиеся могут делать записи, рисовать маркером поверх любых приложений, вносить изменения в тексты, карты и схемы, выделяя главную мысль, фиксируя свои наблюдения.
Компьютерные игры на уроках
На сегодняшний день существует огромное разнообразие компьютерных мультимедийных программ, компьютерных дидактических игр и инструментов для их создания. Такие игры стимулируют лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, способствуют формированию положительной учебной мотивации. Использование в учебном процессе мультимедийных дидактических программ формирует информационную компетентность учащегося, позволяя ему комплексно задействовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях.
Игровые программы можно поделить на:
а) контролирующие (по принципу "Контрольной" в программе "Наставник"); они выполняют функции контрольно-оценочной деятельности. При выставлении оценок дети с компьютером больше соглашаются, чем с преподавателем, использование информационно-коммуникационных технологий объективирует оценочный компонент;
б) дидактические: их цель - сформировать познавательные и практические умения (например, программа "Мир информатики");
в) тренажерные развивают навыки и умения, моделируют процессы.
Например, при введении на уроках понятий "координаты", "координатная плоскость", на мой взгляд, эффективно использовать игровые программы "Морской бой", "Кони" ПМК "Роботландия", "Координаты" ПМК "Мир информатики" и их аналоги
Таким образом, использование игровых технологий с применением ИКТ позволяет формировать у учащихся умение действовать по инструкции, определять и выстраивать последовательность шагов по решению задачи, принимать на себя ответственность за допущенные ошибки.
Развивающие игры
Формирование информационной компетентности учащихся возможно только через формирование мыслительных навыков. Путь к этому - конструкторские, поисковые развивающие игры. Примером может служить использование в учебном процессе игр В.В.Воскобовича. Такие игры характеризуются разнообразием конструктивных элементов, разноуровневыми заданиями, многофункциональностью, творческим потенциалом, облачением в сказочную форму. Игры такого рода можно эффективно использовать на уроках информатики в начальной школе при изучении тем "Конструирование", "Информационные модели", "Координаты", "Признаки и составные части объекта".
Например, на уроках по теме "Отличительные признаки и составные части предметов" использую групповые формы работы над интеллектуально-творческими заданиями, где учащиеся осуществляют поиск решения с использованием реальных или виртуальных объектов в режиме On-line:
Игры из области ТРИЗ-технологий, например, "Да-нетка", "Что это такое?"; коммуникативные игры "Не вижу, но знаю", "Испорченный телефон", "Паутинка" способствуют формированию интеллектуальных навыков, генерированию новой информации, способов деятельности по получению, обработке и передаче информации, компетентности решения проблем.
Что это такое?
Это пенсне, не правда ли?
Или очки. Или бинокль. Или гантель. Или светящиеся в темноте фары автомобиля. Или... или... или...
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки.
Образование на различных возрастных этапах, безусловно, накладывает отпечаток на выбор той или иной игровой технологии. Крайне важно системно организовать использование всего комплекса игровых технологий на уроках, что будет выступать гарантией преемственности и взаимодополняемости педагогического процесса в разных возрастных группах и послужит эффективным средством формирования компетентностей учащихся на каждой ступени образования.