До тех пор, пока страдают дети, в мире нет истинной любви.
А. Дункан
Ребенка обучи - дашь миру человека.
В.Гюго
Паспорт педагогического проекта
Тема: | "Смело, мы идем вперед, где нам виден переход!" | |
Тематическое поле | Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей. | |
Название проекта | "Смело, мы идем вперед, где нам виден переход!" | |
Тип проекта | Информационно - практико - ориентированный | |
Проблема | Изготовление макета по изучению правил дорожного движения | |
Причина | Недостаток знаний о правилах дорожного движения, не умение применять их в обычной жизни. | |
Цель | Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице | |
Задачи |
|
|
Мероприятия | С детьми | С родителями |
|
|
|
Результат |
|
|
Критерии | Содержательный Организационный Познавательный Эстетический |
|
Анализ ресурсов | Книги, журналы, художественные произведения, мультфильмы, выставка, игры, макет. | |
Форма презентации | Слайды |
Сроки реализации проекта: 2009-2010гг.
Актуальность
На современном этапе развития российского общества на дорогах страны ежегодно погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий, причиной которых чаще всего являются они сами. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. В значительной степени поведение ребенка определяется собственными представлениями о ловкости, силе, быстроте реакции, хладнокровии и т.п. Улица, дорога становятся своего рода интересным зрелищем, где ребенок является как зрителем, так и участником происходящего. В то же время улица, и особенно дорога, где ситуация чрезвычайно сложна и изменчива, постоянно экзаменует ребенка. Для ребенка сложность заключается, прежде всего, в определении скорости и расстояния до приближающегося автомобиля. Причем дети больше опасаются крупногабаритных автомобилей, у которых невысокая скорость, и, наоборот, меньше боятся легковых машин, хотя последние из-за высокой скорости куда более опасны. Небольшой жизненный опыт ребенка часто не позволяет предвидеть скрытую опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому дети безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об опасности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения малыша нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.
Проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Экспериментальной базой исследования выбраны дети старшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 37 "Семицветик" комбинированного вида в поселке Малиновка, Осинниковский район.
Поскольку невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге. Этими обстоятельствами обусловлена необходимость подготовки проекта "Смело, мы идем вперед, где нам виден переход!"
Проект реализуется по трем основным направлениям:
- Подготовка воспитателей.
- Формирование поведенческих навыков безопасного поведения дошкольников на дороге.
- Взаимодействие детского сада и семьи.
Проект состоит из двух частей: теоретической и практической.
В теоретической части рассматриваются методические, содержательные и организационные основы реализации проекта.
В практической части рассматривается система воспитательно-образовательной работы, содержание которой направлено на формирование умений управлять своим поведением на дороге, включающая занятия, беседы, дидактические игры, проблемные и игровые ситуации, консультации, малые фольклорные формы, макет "Любимая улица поселка Малиновка", развлечение "Приключение дорожных знаков". (см. Приложение 1)
Самостоятельным разделом пособия выделена тетрадь "Мы по улице шагаем, и ворон мы не считаем" являющаяся методическим сопровождением, расширяющими возможности педагогов и родителей в решении задач формирования основ безопасного поведения на дорогах. (см. Приложение 2)
Приложение 1
Pазвлечение Приключение дорожных знаков "
( Загораются бегущие огни. На сцену выходит Избушка - на ней висят круги: красный, желтый, зеленый - и поет на мотив песни В. Шаинского "Улыбка")
Правил много знает детвора: в школе, дома как вести себя.
Лишь на улице случается беда, коль ПДД не выучил ты навсегда.
Правил много есть везде,но главней всех ПДД.
Ты запомни это, маленький дружок,
И на улице тогда, не грозит тебе беда.
Избушка: Здравствуйте, дорогие ребята. Рада приветствовать вас у себя в гостях. А я теперь в лесной школе ПДД преподаю. А вы знаете, что такое ПДД? И умеете правильно переходить дорогу? Сейчас проверим. Вот я возьму светофор - а вы будьте внимательны: Если загорится красный, сиди тихо - путь опасный.
Желтый если загорится, надо хлопать, не лениться.
Свет зеленый говорит: "Можно топать - путь открыт".
Итак, задание понятно? Начинаем.
(Проводится игра с детьми. Затем на сцене появляется сестрица Алёнушка с конвертом в руке.)
А вот и моя лучшая ученица пожаловала. Только я вижу ты, Алёнушка, чем-то расстроена. Что за конверт у тебя?
Алёнушка: Это письмо мне сегодня сорока доставила. (читает) : "Мы, жители Страны дорожных знаков, попали в плен к Помехе - Неумехе, и теперь у нас происходят всякие аварии. Помогите."
Избушка: Да, это настоящая беда, мы должны им помочь. Вот только на своих курьих ножках я далеко не уйду.
Алёнушка: Не расстраивайся, милая избушка. Я думаю, ребята меня не оставят одну. Я права? А отправимся мы туда на волшебном паровозике.
(Проводится игра "У меня есть паровозик" Дети после слов Алёнушки повторяют "ту-ту, чик-чик".)
У меня есть паровозик ту-ту, чик-чик
Он меня по рельсам возит ту-ту, чик-чик
У него труба и печка ту-ту, чик-чик
И волшебное колечко ту-ту, чик-чик.
Приехали, остановка. (садятся)
А давайте поиграем "остановка общественного транспорта".
(после инры дети садятся на стульчики. В это время появляется сухое дерево, под ним сундук, а на нем сидит растрепанная Помеха - Неумеха, перебирает дорожные знаки и поет):
По дороге люблю бегать, светофоры не люблю.
На подножке я трамвая, преспокойненько вишу.
И с мячом на мостовую, выбегаю поиграть.
Правил ПДД не знаю, и на них мне наплевать.
(Пританцовывая, прячет знаки в сундук и закрывает его на ключ. Убегая , роняет ключ. С противоположной стороны к зрителям выходит Аленушка)
Алёнушка: (озираясь): Какое неприятное место. Наверное, здесь и живет Помеха - Неумеха.
(Поднимает ключ, в это время слышится вступление к песни "Бяки-буки" из мультфильма"
Бременские музыканты.) Кажется, сюда кто-то идет. Может, удастся что-нибудь узнать.(В зал заходят Кот Базилио и Лиса Алиса и поют)
С правилами мы не дружим, ну, зачем нам ПДД?
Мы вдвоем живем, не тужим,
В ПДД ни "БЕ", ни "МЕ".
Припев:
Ой, ля-ля, ой, ля-ля, ПДД - то ерунда,
Ой, ля-ля, ой, ля-ля, эхма!Где переходить дорогу?
Там, где только захотим.
Светофор нам не указчик,
Мы вот в глаз ему дадим.
Припев: (Идут на встречу к Аленушке)
Кот Базилио: Кто такая, почему не знаю?
Лиса Алиса: Ты че, Базилио, слепой?! Это же Алёнушка, только без козленышка. (смеется)
Алёнушка: Во-первых, не козленышек, а козленок, а во-вторых, это мой брат Иванушка, а в 3х
Кот Базилио: Нет, я не понял, ты че тут рассчиталась?
Лиса Алиса: Мы и без тебя аж до пяти считать умеем. ( 1,8,4,7,5)
Алёнушка: Я ищу Помеху-Неумеху,мне у нее нужно забрать дорожные знаки.
Кот Базилио: Это каки-таки дорожные знаки?
Лиса Алиса: Да которые на дороге валяются.
Алёнушка: И ничего они не валяются. Они стоят на дорогах и указывают путь.
Кот Базилио: Им че больше делать нечего, как стоять на дорогах?
Алёнушка: Так вы не знаете, для чего нужны дорожные знаки? Значит и с ПДД вы совсем не дружете?
Кот Базилио: А зачем нам этот ПДД нужен? Нам и с Алисой хорошо
Алёнушка: (смеясь) Так вы не знаете, что такое ПДД?
Кот Базилио: А сама-то ты его видела?
Алёнушка: Да, я с ними знакома, и ребята их тоже знают.
Кот Базилио: Так их что ли много этих ПДД?
Алёнушка: А вы у ребят спросите, что такое ПДД? (Ответы детей)
Лиса Алиса: А, так это правила дорожного движения.Так мы и без них по дороге ходить умеем.
Алёнушка: А вот мы сейчас вас и проверим.
Лиса Алиса: Пожалуйста, проверяйте.
Алёнушка: Проверим ребята? : Скажите, как надо переходить дорогу
Кот Базилио: Как, как?! Да на четырех лапах, вот так!
Алёнушка: А вот и нет, улицу надо переходить по переходу. Теперь вопрос тебе, Алиса. Как надо обходить трамвай или автобус?
Лиса Алиса: А че их обходить, проще перепрыгнуть или пролезть под ними.
Алёнушка: Ребята, как обходят транспорт? (Трамвай- спереди, автобус - сзади.)
Лиса Алиса: Подумаешь, а мне так удобней.
Алёнушка: Вот поэтому, Алисонька, ты теперь и ходишь на трех лапках, а могло быть еще хуже.
Лиса Алиса: Ну хватит, а теперь мы вас проверим , да Базилио?
Кот Базилио: Точно! Сыграем в игру "Это я, это я, это все мои друзья?(Проводится игра )
Алёнушка: Ребята у нас все знают, а ответьте еще на один вопрос.
Лиса Алиса: А он последний? (зевает)
Алёнушка: Последний. Можно играть на проезжей части?
Кот Базилио: смотря во что. В шахматы нельзя! Потому что машины все фигуры собьют.
Лиса Алиса: Зато в мячик можно, еще как!(Кот и лиса пинают мяч друг другу и затем - в зал)
Алёнушка: Ай-яй-яй. А вы, ребята, с этим согласны? Запомните: если хотите здоровым остаться нельзя на дорогах играть и кататься! Послушайте стихи про светофор.(Дети читают стихи)
Кот Базилио: А вы сами-то умеете переходить улицу по сигналу светофора?
Алёнушка: Хотите убедиться? (Игра "Светофор")
Кот Базилио: Молодцы, а собрать светофор вы мне поможете? (Проводится игра "Собери светофор")
Помеха - Неумеха: Что за шум, а драки нет?
Алёнушка: А вы, наверное, и есть та самая Помеха - Неумеха?
Помеха - Неумеха: Какая это еще та самая? Да, что ни на есть Помеха - Неумеха!
Алёнушка: Вот вы-то нам и нужны. Верните немедленно дорожные знаки!
Помеха - Неумеха: Ага, щас, бегу и падаю вам их отдавать, размечтались!
Лиса Алиса: Отдай ты им эти знаки, они все равно знают правила движения. Да, и нас научили.
Помеха - Неумеха: И вы туда же, предатели, больше ко мне не подходите. И знаки ваши я простотак не отдам. Вот если вы отгадаете мои загадки:.(Загадки) Молодцы, ребята. Ладно, а если я верну вам дорожные знаки, вы научите меня правилам дорожного движения? А то я в этих кружочках, значочках совсем запуталась.
Алёнушка: Ребята давайте объясним Помехе - Неумехе что они означают.(Стихи про знаки)
Помеха - Неумеха:Спасибо, ребята, теперь я тоже буду выполнять правила дорожного движения.
Алёнушка: Правил дорожных на свете немало, все бы их выучить нам не мешало.
Кот Базилио: Но основное из правил движенья - знать, как таблицу должны умноженья.
Все вместе: На мостовой не играть, не кататься, если хотите здоровым остаться.
Алёнушка: А для всех, кто сегодня помогал учить и повторять правила дорожного движения, звучит песня (на мотив "Голубой вагон")
1.
Если вы отправились куда-то в путь,
Не забудьте вспомнить ПДД.
Соблюдая строго эти правила,
Отведите руку вы беде.
Припев:
Помните, помните,
На дороге, в пути
Другом для вас всегда
Служит светофор.
Если зеленый свет
Вспыхнет вдруг впереди,
Смело тогда иди, ты вперед иди.
2.
Ну а если красный бойко подмигнет,
Непременно ты остановись,
Не спеши, дружок, прошу, не торопись,
Огонька зеленого дождись. Припев:
Заходит сотрудник ДПС и вручает волшебные постовые палочки - с конфетами.
(Развлечение заканчивается и под музыку "Если с другом вышел в путь" дети уходят в группу).
Приложение 2
Содержание тетради
1. Повторение правил дорожного движения (светофор, транспорт, дорожные знаки)
2. Дорожные ситуации
3. Памятки для детей
4. Назови и объясни что неправильно
5. Загадки
6. Нарисуй и раскрась дорожные знаки
7. Нелепицы
8. Игра "Четвертый лишний"
9. Дорожные лабиринты
10. Кроссворды
11. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
12. Ребусы