Цели и задачи:
- Знакомство с шахматной доской и шахматной грамотой; координация движений и речи.
- Способствовать развитию творческой индивидуальности, фантазии, внимания, воображения, памяти, логического мышления.
- Воспитание усидчивости, умения работать в коллективе.
Оборудование: демонстрационная доска, комплект шахматных фигур, шахматное поле, Книга Мудрости, две магнитные доски, мягкие модули с буквами, карточки со словами, 6 стаканов, шапочки героев сказки "Теремок", стол с подсветкой для рисования песком, презентация подводного мира, аудиодиск с терапевтической сказкой.
Ход занятия
Звучит голос Главного хранителя Сокровищницы мудрости.
-Вы попали в сокровищницу мудрости. Из древней Книги Мудрости были потеряны страницы. Только избранные могут найти эти священные листы. Вам предстоит долгий путь. Трудные испытания не каждому по плечу. Необходимо найти и вернуть утерянные страницы.
-Во время поиска этих листов вас будут сопровождать хранители.
Модуль 1.
Мы в путь за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем,
Страницы для книги священной вернем!
Возьмитесь за руки и почувствуйте, что вы стали единым организмом. Обменяйтесь положительными эмоциями и улыбнитесь друг другу.
-Чтобы получить первую страницу Книги Мудрости необходимо разобрать кирпичную стену и составить из букв слово, а какое, узнаете, отгадав загадку:
Его никто не видит из людей.
Он словно маг и чародей
Вокруг все заставляет оживать,
Но скрытен: не увидеть, не поймать.
Дети составляют из букв на мягких модулях слово: ВОЛШЕБНИК.
На доске разные слова. Выберете карточки, где в словах есть буквы нашего слова ВОЛШЕБНИК. Поместите их на рядом стоящую доску. Прочтите (небо, волк, лоб, кино, шило, сок, лето)
Одно из слов, которое вам не подошло - СОК. Обратите внимание, на столе три стакана с соком и три пустых стакана. Нужно сделать так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Трогать разрешается только один стаканчик.
(Перелить жидкость из 2 в 5).
-Правильно. Теперь стаканы стоят в шахматном порядке. Одна из страниц Книги Мудрости возвращается на место.
Звучит музыка. Королева шахмат встречает детей.
Модуль 2.
-Здравствуйте, ребята. Давно жду вас. Страницу книги получите, справившись с разными заданиями в моем королевстве.
-Знаете ли вы, что такое шахматы? (Шахматы - это игра)
-Что это за игра? (Это война белого и черного войска во главе с королями) -Как называют воинов? (Фигурами)
-Чем шахматная доска отличается от других? (Она состоит - из белых и черных клеток)
-Почему? (Два войска. черное и белое).
-Как расположены клетки? (Клетки расположены через одну и никогда две одинаковые не находятся рядом ни по вертикали, ни по горизонтали).
-Какими знаками обозначены горизонтали? (Цифрами). Назовите и покажите их.
-Назовите и покажите вертикали (Буквы А.Б ) Молодцы!
-А сейчас мы с вами отправимся в шахматный город. Каждая клеточка на шахматной доске - дом. Вертикали - улицы. Номера домов будем находить по горизонталям. Каждому - карточка с заданием. Найдите свое место на шахматной доске.
Дети поочередно выполняют задания Королевы, при этом объясняют, как ходит заданная фигура, называют конечное местоположение.
Молодцы ребята! Хорошо освоили шахматную грамоту. Достойны получить еще одну страницу древней Книги Мудрости.
Дети прощаются с шахматным городом и ее Королевой.
Звучит музыка.
Модуль 3. - Ребята, вы показали замечательные знания в решении логических и шахматных задач. А сейчас мы с вами превратимся в поэтов. Задание, которое поможет вам следующую страницу книги, непростое. Но вам в этом помогут фантазия, воображение и : рифма. Да-да, рифма! Это слова, похожие по звучанию, благодаря которым возникают поэтические произведения.
1-я картинка. -Кто здесь изображен? (Елки, волки)
-Вот как известный поэт С.Я. Маршак смог соединить слова:
Здесь, у этой старой елки
На меня напали волки.
2-я картинка. -Я начну стихотворение, а вы продолжите его:
На ветру качались розы:
(:И роняли тихо слезы; :Ждут их вьюги и морозы)
3-я картинка.- В той избушке жил Федот:
(:Очень он любил компот; :Рядом тихо дремлет кот; :У него большой живот)
4-я картинка. - По небу летел дракон:
(:И уселся на балкон; :Тучи разгоняет он)
А сейчас, мы одно из стихотворений изобразим в движении.
Наш дом.
Мы решили строить дом, | -пружинки, крыша "дом" |
Нам поможет добрый гном, | -руки на пояс, присесть, ладони под губами |
Он вышел из-под ели, | -шаги на месте |
Заметен еле-еле, | -ладони ко лбу, смотрят в разные стороны |
На головке колпачок, | -руками рисуем колпачок вокруг головы |
На ногах сапожки, | -выставляют поочередно ноги на пяточки |
Он в лесу знает все | -развести руки поочередно в стороны |
Стежки и дорожки. | |
Дом мы смастерили, | -"дом" |
Гвоздики забили, | -забиваем гвозди молоточком правой рукой |
Гвоздики забили, | -забиваем гвозди молоточком левой рукой |
И пилой пилили. | -пилит пила |
Мы в лесу поставим дом | - рисуют дом в воздухе |
И поселим в доме том: | - показывают кулачок |
Мишку косолапого | -выставляют из кулачка мизинец |
И кота усатого, | - из кулачка безымянный палец |
А еще лисичку | - из кулачка средний палец |
И птичку- невеличку. | - из кулачка указательный палец |
Ну, а пятым жильцом | -большой палец |
Станет добрый гном. | - ладони под губами, улыбка, присесть |
-Вы заработали еще одну страницу.
Звучит музыка.
Модуль 4.
- Чтоб страницы все собрать
Могли вы без опаски,
Расскажите по-английски
Знакомую вам сказку.
Дети надевают шапочки героев сказки. Инсценировка сказки на английском языке.
-Всем на свете, наконец,
Нам напомнить нужно -
Ежедневно 100 чудес
Совершает дружба.
Следующая страница возвращается на свое место.
Звучит музыка.
Модуль 5. - Здравствуйте ребята, я знаю, вы пришли ко мне за страницей из волшебной книги. Но чтобы найти её нужно совершить далёкое путешествие, на песчаную планету, превратив песочное море в подводный мир. Там мы найдем утерянную страницу. Вы согласны? Тогда в путь. Но в начале давайте вспомним некоторые приемы рисования на песке.
(Ответы детей: подушечками 4 пальцев рисуем волны. Контур и мелкие детали выполняем щепотью. Большим пальцем или мизинцем расчищаем поверхность. Постукиванием подушечками пальцев изображаем следы, а все остальное прорисовываем ноготочками. Мелкие детали рисуем зубочисткой. Ребром ладони, резко раздвигая песок, получаем растения.)
Дети подходят к песочному столу.
- На далекой неизвестной планете с давних времен не было воды, а был только песок. И было там огромное-огромное песочное море. Сейчас я предлагаю вам превратиться в ветер и сделать на море волны
Дети с помощью ладоней создают на песке волны.
-Песочные волны умели говорить и постоянно шептались друг с другом. Возьмите песок на ладони, пересыпьте его с ладони на ладонь и представьте, как песок шепчет ваше имя. Произнесите его!
Дети произносят свое имя приглушенно, пересыпая песок с ладони на ладонь.
-Погрузите ладони в песок. (Дети закапывают ладони в песок.) Что вы чувствуете? (мягкий, прохладный, сыпучий, мелкими крупинками, нежный на ощупь, бархатный) (Ответы детей.} А теперь переверните ладони внешней стороной. Приятно вам? (Ответы детей)
-А теперь, чтобы перенестись в сказочное подводное царство произнесём волшебные слова:
Руки, как бабочки покружат
Песчинки друг с другом подружит.
Фантазия вновь прилетит
И красотою нас одарит.
(На фоне презентации звучит сказка. Дети, слушая её, рисуют картины подводного мира на песочном столе.)
В далекой стране, за высокими горами раскинулось синее-синее море. Это самое красивое море на свете. Каждый, кто его видит, думает, что попал в сказку,- настолько оно прекрасно.
Это море не только очень красиво, но и очень гостеприимно. Удивительный мир, лучший, чем все сказки. В нем живут миллионы существ, самых-самых разных и необыкновенных.
Золотисто-рыжие нити -водоросли тянутся с морского дна. Среди камней из леса водорослей всплывают похожие на жемчужины пузырьки воздуха. Здесь причудливые морские звезды, лежащие в задумчивости на ветвях кораллов, забавные морские коньки, и деловые крабы, вечно занятые какими-то своими серьезными мыслями, веселые морские ежи. Точно птицы в воздухе, плавают в этой светлой ласковой воде усатые креветки, ползают по камню раки-отшельники, таская за собой свой узорный дом-раковину; тихо двигаются морские звезды, безмолвно качаются колокола медуз, иногда из-под камня высунется злая голова мурены с острыми зубами, изовьется пестрое змеиное тело, всё в красивых пятнах, - она точно ведьма в сказке, но еще страшней и безобразнее ее.
Вдруг распластается в воде, точно грязная тряпка, серый осьминог и стремительно бросится куда-то хищной птицей. А вот, не торопясь, двигается лангуст, шевеля длиннейшими, как бамбуковые удилища, усами, и еще много-много других обитателей глубин.
Всем им очень хорошо в этом синем море, потому что это их дом.
Но больше всего море любят рыбки, которых здесь великое множество. Никто, кроме них, не знает море так хорошо. Рыбки целыми днями носятся по бескрайним морским просторам, любуясь красотами дна и открывая все новые и новые интересные места. Только ночью они успокаиваются и засыпают: кто-то зарывается в мелкий чистый песок, кто-то заплывет в холодные морские пещеры, кто-то прячется в цветных водорослях или кораллах. И морская жизнь как будто замирает... Но как только первые солнечные лучи пробиваются сквозь толщу воды, все опять оживает и кажется таким счастливым и беззаботным...
А море - спокойно дышит, мерно поднимая и опуская свою голубую грудь.
- Ребята, вы замечательно справились с заданием. Страница найдена.
Звучит музыка.
Модуль 6. - Я задание даю
Взрослым или малышам:
Упражняться, наклоняться
Непременно нужно нам
Дети выступают с гимнастическими упражнениями.
-А теперь конечно можно
Улыбнуться и сказать:
Всей гимнастике спасибо
И ее впредь уважать.
Последняя страница книги возвращена.
Звучит музыка.
Голос Главного хранителя Сокровищницы Мудрости. - Спасибо, избранные. Все листы из священной Книги Мудрости возвращены на место. До скорых встреч.