Связь времен: наскальная живопись

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

  • Дать общие представления о наскальной живописи.
  • Развивать художественно-образное мышление и аналитическое восприятие произведений древних художников.
  • Воспитывать интерес к художественной культуре родного края.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): мультимедийный проектор, Диск "Мировая художественная культура 10-11 классы" ЗАО "Инфостудия Экон", "Кирилл и Мефодий", 2003год, информационный материал к уроку.

Материал для учителя: альбомные листы, гуашь, тонкая кисть.

Материал для учеников: альбомные листы, гуашь, тонкая кисть.

Дидактические материалы к учебному занятию: Презентация на основе ЦОР "Наскальная живопись", Диск "Мировая художественная культура 10-11 классы"ЗАО "Инфостудия Экон", "Кирилл и Мефодий" 2003, "Энциклопедия живописи" 1997, ООО "Издательство АСТ"

Ход учебного занятия

Эпиграф:

"Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил".
Н. Заболоцкий

Эпиграф проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора.

Этап учебного занятия время Цель этапа

 

Компетенции Используемые цифровые образовательные ресурсы
1. Организация начала урока. 2 мин. Подготовка учащихся на восприятие визуальной информации. знания умения
Организация внимания и внутренней готовности Умение организоваться
    Деятельность учителя Деятельность ученика  
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, раскрытие общих целей урока Готовятся к уроку.
Этап учебного занятия. время Цель этапа Компетенции Использование

ЦОР

2. Знакомство с новой темой.

А). Наскальные изображения. Петроглифы.

Б). Капова пещера

В). Материалы и инструменты древних художников.

Г). Монотипия

0 мин. Настроить учащихся на эмоциональное восприятие новой темы.

Сформировать представления об искусстве первобытного человека. Выяснить какие наскальные изображения выполнял древний художник.

Познакомить с древним памятником эпохи позднего палеолита на Южном Урале, которым является Капова пещера.

Выяснить разнообразие материалов, которыми пользовался древний художник.

Выяснить цветовое решение имитирующий цвет стены пещеры или камня.

знания умения ЦОР "Наскальная живопись", Диск "Мировая художественная культура 10-11 классы"ЗАО "Инфостудия Экон", "Кирилл и Мефодий" 2003

Диск

Слайд-шоу

Microsoft

PowerPoint

"Наскальная живопись"

Слайды № 1,2

3,4,5,6,7

Слайд №11,12,13.14,15,16

 

Слайд № 17,18

Наскальные изображения в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света и относятся к разным историческим эпохам от палеолита до средневековья. Для наскальных изображений характерны фигуры людей, птиц, рыб, животных (бизоны, лошади, мамонты, носороги, медведи, львы и т.д.), предметы быта и жилища человека.

Начало изучению искусства первобытного человека положило открытие испанского археолога-любителя Марселино Саутуолы.

В 1875г. В пещере в горах Кантабрии близ деревни Альтамира Саутчола обнаружил стоянку древнего человека, а в 1879 году он взял с собой туда маленькую дочь Марию. Вдруг девочка закричала: "Быки, быки" Подняв вверх голову, ученый увидел на потолке пещеры огромных, написанных красками бизонов.

Одним из самых значительных ансамблей настенного искусства являлись росписи пещеры Ласко на юге Франции. В галереях различной величины представлено около пятисот изображений - целый мир, в котором запечатлены различные животные.

Самым значительным уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш), расположенная на Южном Урале,

на р. Белая. Образовалась из известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади сделанные красной охрой на скале. Животные, изображенные в профиль, идут в одном направлении. Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей прослеживаются геометрические фигуры.

Для выполнения глубоких монументальных

изображений на скалах древние художники

пользовались крупными каменными резцами. Выгравированные детали заштриховывали минеральными красками желтого, красного, коричневого и белого цветов. Широко применялся и черный цвет древесного угля.

Вид печатной графики (от моно... и греч. typos - отпечаток). Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает ее с акварелью. Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в.

Отличить рисунки, выполненные древними художниками в пещере Альтамира от рисунков пещеры Ласко ( в пещере Альтамира изображены бизоны в пещере Ласко изображены лошади,косули, дикие кабаны и т.д.)

Отличить рисунки, выполненные в Каповой пещере от других рисунков древних художников.

Отличить рисунки выполненные на стекле, пластмассовой пластинке или пленке.

  Деятельность учителя Деятельность учеников  
А) Организует просмотр и комментарии с прослушиванием музыкальных мелодий.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд № 1,2,3,4,5,6,7 c музыкальным сопровождением из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint.

Задание: отличить рисунки, выполненные древними художниками в пещере Альтамира от рисунков пещеры Ласко.

Вопрос: 1. Назвать характерные особенности рисунков ?

Б). Организует просмотр слайда с музыкальным оформлением башкирских народных мелодий.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд №8 с музыкальным сопровождением из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint.

Задание: назвать характерные особенности рисунков, выполненные древними художниками Каповой пещеры.

В). Организует просмотр и комментарии.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд №,9,10 c музыкальным сопровождением из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint.

Задание: назвать отличительные характеристики рисунка, выполненные на стекле, пленке и пластмассовой пластинке.

Смотрят, слушают и запоминают.

Готовятся отвечать на вопросы.

 
Этап учебного занятия Время

 

Цель этапа Компетенции Используемые цифровые образовательные ресурсы
3.

Самостоятельная работа.

Закрепление и применение знаний.

  Установить усвоили или нет учащиеся материал:

1.Выполнить в технике монотипия задание.

2. Изобразить петроглифы.

Знания

рисунки Каповой пещеры.

Умения

выполнять монотипию и изображать петроглифы овладевая навыком работы в конкретном материале

 
Деятельность учителя Деятельность ученика  
А). Учитель показывает варианты выполнения монотипии. Это одна из простейших графических техник. Главное ее достоинства в неожиданном эффекте, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает ему особую прелесть. Выполнение работы в технике монотипия напоминает детскую игру: рисуешь на стекле, пластмассовой пластинке или на пленке картину и печатаешь на листе бумаги.

Б). Изображение петроглифов.

В). Организация самостоятельной работы детей с прослушиванием башкирских народных мелодий.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд № 17, 18 c музыкальным сопровождением из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint.

1.Работа выполняется самостоятельно.

2. Воплощать работу в технике монотипия, имитируя цвета камня и стены.

3. Изобразить петроглифы.

Этап учебного занятия. Время. Цель этапа. Компетенции. Используемые цифровые образовательные ресурсы
4. Подведение итогов.   Подвести итоги работы Умения. Знания.  
Отличать наскальные рисунки древних художников и петроглифы Каповой пещеры. 1.Какие изображения ?
  Деятельность учителя Деятельность ученика
  А). Организует стенд с просмотром детских работ.

На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд № 18 из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint.

Задание: рассказать какие петроглифы изобразили?

Б). Итоговая беседа по наскальной росписи Южного Урала.

В). Разбираем случаи, вызвавшие затруднения.

Отвечают на вопрос.

Называют случаи затруднения.

   

Список литературы и других источников:

  1. CD-Rom. Энциклопедия изобразительного искусства. ООО "ИДДК ГРУПП". 2004 год.
  2. Инфостудия Экон", "Кирилл и Мефодий" 2003
  3. Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу "История, литература и культура Башкортостана"/Сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап, 1994 - 160 с.; ил.
  4. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет:: /Уильям Ф. Пауэл: пер. с англ. У. Сапциной - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 63, (1) с.: ил.-(Библиотека художника).
  5. "Энциклопедия живописи" 1997, ООО "Издательство АСТ"
  6. >http://www. museum.ru
  7. >http://www. Детский мастер-класс Монотипия и литография.ru
  8. >http://www.gorodovoy.spb.ru/
  9. >http://www. Монотипия. ru

Приложение.