Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
- Дать общие представления о наскальной живописи.
- Развивать художественно-образное мышление и аналитическое восприятие произведений древних художников.
- Воспитывать интерес к художественной культуре родного края.
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): мультимедийный проектор, Диск "Мировая художественная культура 10-11 классы" ЗАО "Инфостудия Экон", "Кирилл и Мефодий", 2003год, информационный материал к уроку.
Материал для учителя: альбомные листы, гуашь, тонкая кисть.
Материал для учеников: альбомные листы, гуашь, тонкая кисть.
Дидактические материалы к учебному занятию: Презентация на основе ЦОР "Наскальная живопись", Диск "Мировая художественная культура 10-11 классы"ЗАО "Инфостудия Экон", "Кирилл и Мефодий" 2003, "Энциклопедия живописи" 1997, ООО "Издательство АСТ"
Ход учебного занятия
Эпиграф:
"Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил".
Н. Заболоцкий
Эпиграф проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора.
Этап учебного занятия | время | Цель этапа
|
Компетенции | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||
1. Организация начала урока. | 2 мин. | Подготовка учащихся на восприятие визуальной информации. | знания | умения | ||
Организация внимания и внутренней готовности | Умение организоваться | |||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, раскрытие общих целей урока | Готовятся к уроку. | |||||
Этап учебного занятия. | время | Цель этапа | Компетенции | Использование ЦОР |
||
2. Знакомство с новой темой. А). Наскальные изображения. Петроглифы. Б). Капова пещера В). Материалы и инструменты древних художников. Г). Монотипия |
0 мин. | Настроить учащихся на
эмоциональное восприятие новой темы. Сформировать представления об искусстве первобытного человека. Выяснить какие наскальные изображения выполнял древний художник. Познакомить с древним памятником эпохи позднего палеолита на Южном Урале, которым является Капова пещера. Выяснить разнообразие материалов, которыми пользовался древний художник. Выяснить цветовое решение имитирующий цвет стены пещеры или камня. |
знания | умения | ЦОР "Наскальная живопись", Диск
"Мировая художественная культура 10-11
классы"ЗАО "Инфостудия Экон", "Кирилл и
Мефодий" 2003 Диск Слайд-шоу Microsoft PowerPoint "Наскальная живопись" Слайды № 1,2 3,4,5,6,7 Слайд №11,12,13.14,15,16
Слайд № 17,18 |
|
Наскальные изображения в науке
получившие название петроглифов, находят в
разных частях света и относятся к разным
историческим эпохам от палеолита до
средневековья. Для наскальных изображений
характерны фигуры людей, птиц, рыб, животных
(бизоны, лошади, мамонты, носороги, медведи, львы и
т.д.), предметы быта и жилища человека. Начало изучению искусства первобытного человека положило открытие испанского археолога-любителя Марселино Саутуолы. В 1875г. В пещере в горах Кантабрии близ деревни Альтамира Саутчола обнаружил стоянку древнего человека, а в 1879 году он взял с собой туда маленькую дочь Марию. Вдруг девочка закричала: "Быки, быки" Подняв вверх голову, ученый увидел на потолке пещеры огромных, написанных красками бизонов. Одним из самых значительных ансамблей настенного искусства являлись росписи пещеры Ласко на юге Франции. В галереях различной величины представлено около пятисот изображений - целый мир, в котором запечатлены различные животные. Самым значительным уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш), расположенная на Южном Урале, на р. Белая. Образовалась из известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади сделанные красной охрой на скале. Животные, изображенные в профиль, идут в одном направлении. Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей прослеживаются геометрические фигуры. Для выполнения глубоких монументальных изображений на скалах древние художники пользовались крупными каменными резцами. Выгравированные детали заштриховывали минеральными красками желтого, красного, коричневого и белого цветов. Широко применялся и черный цвет древесного угля. Вид печатной графики (от моно... и греч. typos - отпечаток). Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает ее с акварелью. Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. |
Отличить рисунки, выполненные древними
художниками в пещере Альтамира от рисунков
пещеры Ласко ( в пещере Альтамира изображены
бизоны в пещере Ласко изображены лошади,косули,
дикие кабаны и т.д.) Отличить рисунки, выполненные в Каповой пещере от других рисунков древних художников. Отличить рисунки выполненные на стекле, пластмассовой пластинке или пленке. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||
А) Организует просмотр и
комментарии с прослушиванием музыкальных
мелодий. На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд № 1,2,3,4,5,6,7 c музыкальным сопровождением из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint. Задание: отличить рисунки, выполненные древними художниками в пещере Альтамира от рисунков пещеры Ласко. Вопрос: 1. Назвать характерные особенности рисунков ? Б). Организует просмотр слайда с музыкальным оформлением башкирских народных мелодий. На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд №8 с музыкальным сопровождением из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint. Задание: назвать характерные особенности рисунков, выполненные древними художниками Каповой пещеры. В). Организует просмотр и комментарии. На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд №,9,10 c музыкальным сопровождением из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint. Задание: назвать отличительные характеристики рисунка, выполненные на стекле, пленке и пластмассовой пластинке. |
Смотрят, слушают и запоминают. Готовятся отвечать на вопросы. |
||||||||||
Этап учебного занятия | Время
|
Цель этапа | Компетенции | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||||||
3. Самостоятельная работа. Закрепление и применение знаний. |
Установить усвоили или нет
учащиеся материал: 1.Выполнить в технике монотипия задание. 2. Изобразить петроглифы. |
Знания рисунки Каповой пещеры. |
Умения выполнять монотипию и изображать петроглифы овладевая навыком работы в конкретном материале |
||||||||
Деятельность учителя Деятельность ученика | |||||||||||
А). Учитель показывает варианты
выполнения монотипии. Это одна из простейших
графических техник. Главное ее достоинства в
неожиданном эффекте, при котором оттиск
живописного изображения приобретает
специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и
легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает
ему особую прелесть. Выполнение работы в технике
монотипия напоминает детскую игру: рисуешь на
стекле, пластмассовой пластинке или на пленке
картину и печатаешь на листе бумаги. Б). Изображение петроглифов. В). Организация самостоятельной работы детей с прослушиванием башкирских народных мелодий. На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд № 17, 18 c музыкальным сопровождением из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint. |
1.Работа выполняется
самостоятельно. 2. Воплощать работу в технике монотипия, имитируя цвета камня и стены. 3. Изобразить петроглифы. |
||||||||||
Этап учебного занятия. | Время. | Цель этапа. | Компетенции. | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |||||||
4. Подведение итогов. | Подвести итоги работы | Умения. | Знания. | ||||||||
Отличать наскальные рисунки древних художников и петроглифы Каповой пещеры. | 1.Какие изображения ? | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||
А). Организует стенд с просмотром
детских работ. На экран через мультимедийный проектор проецируется слайд № 18 из диска CD-RV программы Microsoft PowerPoint. Задание: рассказать какие петроглифы изобразили? Б). Итоговая беседа по наскальной росписи Южного Урала. В). Разбираем случаи, вызвавшие затруднения. |
Отвечают на вопрос. Называют случаи затруднения. |
||||||||||
Список литературы и других источников:
- CD-Rom. Энциклопедия изобразительного искусства. ООО "ИДДК ГРУПП". 2004 год.
- Инфостудия Экон", "Кирилл и Мефодий" 2003
- Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу "История, литература и культура Башкортостана"/Сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап, 1994 - 160 с.; ил.
- Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет:: /Уильям Ф. Пауэл: пер. с англ. У. Сапциной - М.: Астрель: АСТ, 2005. - 63, (1) с.: ил.-(Библиотека художника).
- "Энциклопедия живописи" 1997, ООО "Издательство АСТ"
- >http://www. museum.ru
- >http://www. Детский мастер-класс Монотипия и литография.ru
- >http://www.gorodovoy.spb.ru/
- >http://www. Монотипия. ru