Цель урока:
- дать общую характеристику фосфора по положению в ПСХЭ,
- рассмотреть аллотропные модификации фосфора, его физические и химические свойства;
- изучить кислородсодержащие соединения фосфора: оксид фосфора (V), фосфорную кислоту
- развивать познавательную активность учащихся
Оборудование и реактивы:
- Инструктивные карточки по теме "Фосфор и его соединения"
- Красный фосфор, лакмус, вода, сосуд для сжигания веществ, спички, ложка для сжигания веществ, К3РО4, AgNO3, пробирки.
- Учебник: автор - О.С.Габриелян.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: словесно-наглядные.
Ход урока
I проверка домашнего задания: (у доски)
1 .Перечислить оксиды азота, указав степени окисления и их классификацию.
2. Рассказать о химических свойствах азотной кислоты
а) свойства характерные для всех кислот
б) специфические свойства азотной кислоты
3. Записать у доски общую схему разложения нитратов.
Работа по карточкам( 5 человек)
Вариант 1 Закончить уравнения реакций, к первой реакции составить молекулярные и ионные уравнения, ко 2 и 3 реакциям - ОВР: HNO3 + Na2CO3 -> N2 + Cа -> AgNO3 -> |
Вариант 2 Закончить уравнения реакций, к первой реакции составить молекулярные и ионные уравнения, ко 2 и 3 реакциям - ОВР: HNO3 + Ca(OH)2 -> N2 + H2 -> KNO3 -> |
Вариант 3 Закончить уравнения реакций, к первой реакции составить молекулярные и ионные уравнения, ко 2 и 3 реакциям - ОВР: HNO3 + Al2O3 -> N2 + Li -> Zn(NO3)2 -> |
Вариант 4 Закончить уравнения реакций, к первой реакции составить молекулярные и ионные уравнения, ко 2 и 3 реакциям - ОВР: HNO3 + K2SiO3 -> N2 + O2 -> Hg(NO3)2 -> |
II изучение нового материала
А) общая характеристика фосфора по ПСХЭ Менделеева Д.И.
У доски 1 ученик: +15Р 2е-, 8е-, 5е-; ковалентная неполярная связь.
Для простого вещества фосфора характерно явление аллотропии.
Б) аллотропные модификации фосфора, работа с карточками:
Виды фосфора | Белый | Красный | Чёрный |
Тип кристаллической решётки | Р4 -молекулярная | Р-атомная | Р-атомная |
Физические свойства | Мягкое кристаллическое вещество, не растворяется в воде, растворяется в С2 (сероуглерод), яд | Порошок, не растворяется в воде и сероуглероде, неядовит | По внешнему виду похож на графит, жирный на ощупь, полупроводник, неядовит |
Химические свойства | Окисляется на воздухе и светится в темноте 4Р+5О2 -> 2Р2О5 | 2600С 4Р+502 -> 2Р2О5 не светится в темноте |
4900С 4Р+502 -> 2Р2О5 не светится в темноте |
В) химические свойства фосфора:
Так как фосфор находится в 3 периоде, по сравнению с азотом у него больший атомный радиус, а это говорит о том, что у данного элемента окислительные свойства выражены слабее, а восстановительные сильнее, чем у азота. Степень окисления высшая +5, низшая -3.
Фосфор в реакциях чаще всего выступает как восстановитель (с кислородом, галогенами, бертолетовой солью, азотной кислотой), окислительные свойства проявляет в реакциях с металлами.
Далее учащиеся работают с инструктивными картами.
Задание: составить ОВР, расставить коэффициенты:
Фосфор-восстановитель | Фосфор-окислитель |
1. Р+ О2 -> Р2О5 | 1. Мg + P -> Mg3P2 |
2. Р + Cl2 -> PCl5 | 2. Na + P -> Na3P |
3. P + KClO3 -> Р2О5 + KCl |
Г) соединения фосфора
Учитель демонстрирует горение фосфора в ложечке, которую вносит в колбу. После заполнения колбы белым дымом приливает туда немного воды и взбалтывает до полного растворения оксида фосфора. Затем добавляет в колбу несколько капель индикатора - лакмуса.
После демонстрации опыта учащимся задаются вопросы:
- Что за дым образуется в колбе при горении фосфора?
- Хорошо или плохо растворяется образовавшийся оксид фосфора (V) в воде?
- Какое вещество при этом образуется и что нам показал индикатор?
Ответ:
При горении фосфора мы получили кислотный оксид Р2О5, далее добавив воду в колбу мы растворили в ней наш оксид и получили фосфорную кислоту Н3РО4, добавив индикатор мы доказали наличие кислой среды.
Ортофосфорная кислота - трехосновная. Это твердое вещество, хорошо растворимое в воде, кислота средней силы, образует несколько видов солей, которые мы будем изучать на следующем уроке.
Как и все кислоты, фосфорная может взаимодействовать:
- со щелочами NaOH, KOH
- с основными оксидами Na2O, Li2O
- с металлами стоящими в ряду активности до водорода Mg, Al
- с солями K2CO3
Дома привести примеры данных реакций в тетради!
Для определения фосфат-ионов существует качественная реакция с использованием нитрата серебра, при этом выпадает осадок жёлтого цвета, который хорошо растворяется в сильных кислотах. Демонстрация опыта учителем.
Запись уравнения реакции на доске (ученик):
Н3РО4 + AgNO3 = Ag3РО4 v + Н NO3
3Ag + + РО4 3- = Ag3РО4 v жёлтый фосфат серебра
Заключительная часть
Д/з, прочитать параграф, выполнить задания в тетради по фосфорной кислоте.
Рефлексия: тест по вариантам из 5 вопросов
Тест по теме "Фосфор и его
соединения" Вариант 1 1.Фосфор находится в группе номер:
2. Высшая степень окисления у фосфора равна:
3. Какие свойства у фосфора выражены сильнее:
4. Фосфор является восстановителем в реакции с:
5. При взаимодействии H3РO4 с KOH, получается:
|
Тест по теме "Фосфор и его
соединения" Вариант 2 1.На последнем внешнем энергетическом уровне у фосфора электронов:
2. Низшая степень окисления у фосфора равна:
3. Какие свойства у фосфора выражены слабее:
4. Фосфор является окислителем в реакции с:
5. При взаимодействии H3РO4 с Nа2O, получается:
|