Логопедическое занятие во 2-м классе по уточнению и развитию оптико-пространственных представлений

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели:

  • Формирование пространственных представлений у учащихся.
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
  • Расширение объема зрительной памяти.
  • Расширение словарного запаса.
  • Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.
  • Дифференциация букв И - У.
  • Проверить знания учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
  • Развить навыки применения ПДД у учащихся.
  • Воспитывать у учащихся культуру поведения на улицах и дорогах.

Оборудование: "Маршрутные листы", презентация "Windows.ppt",  компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, простые и цветные карандаши, ручки, салфетки.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед:

Сядьте правильно: стульчики придвинуть, руки за спину, плечи расправить, спина прямая. Молодцы! А теперь ответьте на мои вопросы словами да или нет.

Быстрая в городе нашем езда? (Да)

Правила знаешь движения? (Да)

Вот в светофоре горит красный свет, можно идти через улицу? (Нет)

Ну а зеленый горит, вот тогда можно идти через улицу? (Да)

Молодцы! А теперь закончите предложение в рифму.

Усвой, что сомнения здесь ни к чему!
У знака - права!
Подчиняйся : (ему).

Фары могут осветить,
Фары могут : (ослепить).

Цеплялся за трамвай. Лечился.
Ценить здоровье : (научился).

Чудак! Куда же он идет?
Чуть-чуть в сторонке : (переход).

Экономит, взгляните, минутку в пути,
Этак можно и вовсе домой не : (дойти).

Ясна и понятна здесь каждая строчка,
Я правила все выполняю и : (точка).

Зарядка для языка.

Жил-был в домике своем Язычок Веселый. Проснулся Язычок рано утром, открыл окошко, посмотрел направо, налево. Вниз посмотрел: нет ли луж? Вверх посмотрел: светит ли солнце? Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой ровный. Увидел Язычок, как кошка мышку ловит за хвостик.

Дыхательная гимнастика

Задул легкий ветерок Ф-Ф-Ф

Он качает так листок Ф-Ф-Ф

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый А-А-А

Рябиновый И-И-И

Березовый О-О-О

Дубовый У-У-У

Упали листочки прямо на ваши парты. На листочках нарисован маршрут из дома в "Школу дорожных знаков". (Приложение 1)

Основная часть

Путешествовать можно на разных видах транспорта. Давайте посмотрим изографы, и скажем, к какому виду транспорта относится каждое увиденное изображение. (Показываются слайды. Приложение 2)

 

Какое слово спряталось в этом рисунке? (Паровоз)

Какой это вид транспорта?

 

Какое слово спряталось в этом рисунке? (Вертолет)

Какой это вид транспорта?

Какое слово спряталось в этом рисунке? (Машина)

Какой это вид транспорта?

Какой вид транспорта не назван? (Водный)

Учитель-логопед:

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (Ответы учащихся)

Учитель-логопед:

Правильно. Тема нашего занятия: "Путешествие в школу правил дорожного движения".

Учиться в этой школе очень интересно. И мы с вами отправимся туда. Но на пути нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем цели.

Положите перед собой "маршрутные листы". Из точки "Дом" сделайте 1 шаг (1 клеточка) вправо, 7 шагов вверх, 3 шага вправо, 6 шагов вверх, 3 шага вправо. Куда мы с вами пришли?

(Мы пришли на автостоянку)

Как вы догадались?

(Ответы учащихся)

А как водители автомобилей узнают о разрешенном месте стоянки?

(Ответы учащихся)

Давайте, ребята, и мы у своей стоянки поставим нужный знак.

 

(Показывается слайд. Приложение 2)

Отправляемся дальше. Из точки "Место стоянки" сделайте 1 шаг вверх, 6 шагов влево, 3 шага вниз, 5 шагов влево и 4 шага вверх. Перед нами светофор, но он не работает. Выберите правильно работающий светофор. Раскрасьте светофор в своих "маршрутных листах".

 

(Показывается слайд. Приложение 2)

Скажите, что означает красный сигнал светофора? (Ответы учащихся)

Желтый сигнал светофора? (Ответы учащихся)

Зеленый сигнал светофора? (Ответы учащихся)

Какую роль выполняет светофор? (Ответы учащихся)

А кто еще регулирует движение транспорта и пешеходов?

(Ответы учащихся)

Физкультминутка.

Игра "Регулировщики уличного движения".

Веселая компания, удвой свое внимание! Вы станете регулировщиками уличного движения. Я несколько секунд буду показывать позу и жест регулировщика на картинке. Вы должны их запомнить. Когда я уберу картинку, вы хлопните в ладоши, подпрыгните и изобразите такую же позу и жест. Внимание! Помните, вы смотрите не в зеркало, а на картинку, правильно покажите левую и правую руки. Задание всем понятно? Какое движение будет первым? Вторым? Третьим? Начали.

(Показываются слайды. Приложение 2)

Отправляемся дальше. Из точки "Светофор" сделайте 4 шага вправо, 14 шагов вверх, 2 шага влево, 2 шага вверх, 5 шагов вправо, 2 шага вверх. К какому знаку мы пришли? (Велосипедная дорожка). Посмотрите у этого знака что-то лежит. (Буквы И-У) Эти буквы выпали из слов. Помогите им найти свое место. (Индивидуальные карточки с заданиями)

Вставьте в слова пропущенные буквы.

к:зов гр:зов:к

р:ль ш:руп

пр:ж:на :л:ца

Вставьте в слова подходящие слоги, используя буквы И-У.

ма:на так:

:на мото:кл

авто:с обо:на

Прочитайте предложение, найдите буквы И-У и обведите их красным карандашом.

Дорога требует ответственности!

Отправляемся дальше. Из точки "Велосипедная дорожка" сделайте 5 шагов вправо, 5 шагов вверх, 4 шага влево, 1 шаг вверх, 9 шагов вправо. Вот мы и пришли в школу правил дорожного движения. Переверните свои "маршрутные листы". Перед вами кроссворд, который называется "Автоэрудит". (Приложение 1) Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете дорожные знаки. Все разгаданные слова вписывайте в клеточки цветными карандашами. Красным карандашом впишите гласные буквы, синим - твердые согласные, а зеленым карандашом - мягкие согласные буквы. (Проверка правильности выполнения заданий проходит после написания детьми каждого отгаданного слова.) (Приложение 2.)