Цели.
- Возрождение семейных традиций и обычаев.
- Утверждение нравственных ценностей через духовное возрождение семьи.
- Объединение детей и их родителей при наличии их общего интереса к истории семьи, родословной.
- Укрепление родственных контактов.
- Развитие ребёнка как личности.
- Формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека.
- Научить каждого ученика жить в коллективе класса.
Ученик
Зарыты в нашу память навсегда
И даты, и события, и лица.
Ведущий
Так написал Владимир Высоцкий. Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.
Вы сегодня принесли самые дорогие, самые заветные свои вещи, которые вы храните у себя, которые достались вам от ваших дедушек, бабушек, прадедушек и прабабушек.
Задание 1
Расскажите, если это, конечно, не секрет, о том, что решили в вашей семье сберечь и сохранить как напоминание о родных.
Ведущий
Память - преодоление времени, преодоление смерти.
Ученик
Будь прост, как ветер,
Неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
(К. Ваншенкин)
Ведущий
Есть классическая бессмертная фраза Вильяма Шекспира: "Порвалась связь времён".
Задание 2
Что означает эта фраза применительно к нашей эпохе?
Ведущий
Род человеческий состоит из поколений. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие - в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и нашей истории; богатства же народной души хранятся в памяти и в сердце каждого отдельного человека. Память поколений - это и есть живая история народа. Чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.
Задание 3
Послушайте рассказ В. А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.
Безродный дятел.
В одной весёлой, радостной роще жили дятел. У каждого из них было гнездо. Летом в гнезде появились маленькие дятлы, и родители учили их находить жучков под корой деревьев.
Жил в роще один беззаботный дятел. У него не было ни гнезда, ни дятлихи. Летал он себе летом, песни пел, жучков искал, а на зиму перелетел в другую рощу .Все дятлы удивились и спрашивают:
- Откуда ты прилетел, дятел? Где твоя роща? Где твоя дятлиха? Где твои детки?
Беззаботный дятел в ответ застучал клювом по дубу и запел:
- Я певун, я летун, беззаботный говорун.
Где хочу - бываю. Куда хочу - летаю.
Нет у меня дятлихи, нет у меня дятлят.
Лучше жить без забот, вот так!
Дятлам стало ясно. Они сказали: "Если у тебя нет ни дятлихи, ни дятлят, значит, нет у тебя и своей рощи. Ты безродный дятел!"
С тех пор беззаботного дятла так и называли - безродный.
Вопросы:
У каждого дятла есть своё гнездо, своя роща. Что есть у человека?
Для чего человеку нужна семья?
Ведущий
Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать "назначение и смысл человеческой жизни".
Задание 4
Что такое родословная? Для чего она составляется?
Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Ученики
1.
Если спросят сын иль дочка:
"Кем мой прадед был, скажи?"
Рассказать ведь им придётся,
Лучше чётко, от души.
2.
Ведь не дань капризной моде -
Предков знать за триста лет.
Нет без прошлого сегодня,
Без него и завтра нет.
3.
Родословная ведётся
С очень-очень давних лет.
Открывает галерею
Нашей Ани прапрадед.
(Дети показывают портреты своих родственников.)
4.
Пусть истории семейной
Не написаны тома.
Научу детей гордиться
Тем, чем дорожит семья.
Задание 5
- Знаете ли вы свою родословную?
- Нарисуйте своё родословное древо. Пусть вам в этом помогут родители и другие родственники.
- Выставка "Моя родословная".
Задание 6
Пословицы
- Русский человек без родни не живёт.
- Родство - дело святое, а деньги - дело иное.
- Род в род идёт.
- Родительское сердце в детках.
- Каков род, таков и приплод.
- С кем живёшь, тем и слывёшь.
- Родной куст и зайцу дорог.
- Семья крепка ладом.
- Старое старится, молодой растёт.
- Дома и стены помогают.
- Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.
Ресурсный круг " Благодарение"
Какие чувства включает в себя чувство родства? (Наше отношение к родным и близким людям. Это одно из самых устойчивых чувств).
Давайте выразим теплые слова благодарности нашим самым близким и родным людям, нашим родителям. Слова благодарности нужно произносить ласково, тихо. Слово - сердечный дар, прокладывающий путь от любящей души к любящей душе.
Доброе слово живёт в сердце.
Передавайте сердечко -символ любви - друг другу, сказав добрые слова о своей семье, родителях.
Ведущий
Спасибо вам, что вы поблагодарили тех, кто для вас делает много добра.
"Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле". Это одно из главных правил для каждого человека.
Ученик
Незримо следуют родители за нами,
И в радости, и в час, когда пришла беда,
Они стремятся оградить нас от печали,
Но мы, увы, их понимаем не всегда.
Вы нас простите,
Милые, родные,
У нас ведь, кроме вас,
Дороже нет людей.
Как говорится,
Дети - радость в жизни,
А вы для нас - опора в ней.
В заключение нашей встречи звучит песня в исполнении С. Ротару "Я, ты, он, она :"
Литература.
1. Газета "Первое сентября". Приложение "Начальная школа", № 2/2000 год.
2. Журнал "Классный руководитель", № 2,3/2004 год.
3. Истоковедение. Том 8.- М.: Издательский дом "Истоки", 2007 год.