Урок-игра по обобщению изученного материала "Путешествие по странам Древнего Востока". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель:

  • повторить изученный материал по теме " Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки,
  • стимулировать познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории.

Учебное оборудование:

  • Наглядные средства обучения: карты по теме "Древний Восток": " Египет и Передняя Азия в древности", "Древний Восток. Индия и Китай III тыс. до н.э.- III в. н.э." ;
  • Технические средства обучения : компьютер, мультимедийный аппарат, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проведение игры.

2.1. Инструкция, правила проведения игры.

Класс заранее делится на две команды, предварительно команда выбирает капитана, определяет название, девиз, повторяет весь изученный материал по теме "Древний Восток".

Учитель объясняет инструкцию и правила игры:

В игре необходимо пройти три тура:

  • Тур первый: От большого к малому: в этом туре учащиеся выбирают страну и "начинают путешествие", знакомясь с достопримечательностями страны (религией, открытиями и изобретениями, правителями, государственными деятелями) и одновременно отвечая на вопросы, относящиеся к истории этой страны Древнего Востока.
  • Тур второй: От малого к большого: в этом туре учащиеся, опираясь на определенные исторические факты, события, реалии, наоборот, должны назвать страну, к которой эти факты относятся.
  • Тур третий: Третий лишний: в этом туре, в каждом из четырех предложенных заданиях необходимо найти "лишний элемент" ( по аналогии с детской игрой " третий лишний"). Этот элемент не будет соотноситься с предложенным логическим рядом.

Оценивание игры: каждый вопрос оценивается в один балл, по ходу игры ее участников ждут "сюрпризы" . "Сюрпризы" обеспечат команду дополнительным баллом.

Правила игры:

  • Внимательно слушать вопросы ведущего ( им становится учитель);
  • Совместно обдумывать ответ на вопрос, выслушивая разные мнения;
  • Уважать мнения друг друга, не перебивать;
  • Внимательно слушать ответы противоположной команды;
  • В случае отсутствия ответа у одной из команд, противоположная команда имеет право дополнительного ответа.

2.2. Первый тур "От большого к малому"

В этом туре необходимо вспомнить открытия и изобретения, религию, правителей, знаменитые сооружения определенной страны Древнего Востока.

Участникам игры предлагается совершить воображаемое путешествие в восемь стран Древнего Востока и выбрать для начала одну, с которой начнется путешествие. Этими странами являются:

  • Египет
  • Финикия
  • Ассирия
  • Нововавилонское царство
  • Древняя Индия
  • Древний Китай
  • Персия
  • Междуречье.

Затем учащимся предлагается выбрать область путешествия ( область знаний):

  • Открытия и изобретения
  • Первые среди равных (речь пойдет о правителях, мудрецах, выдающихся деятелях древности)
  • Религия и восточная мудрость
  • Вначале было слово (определить по лексическому толкованию слово - понятие, слово - термин)
  • Знаменитые сооружения.

В начале игры выбирается одна область путешествия ( область знания) и через нее проходят все восемь стран, затем поочередно выбираются оставшиеся области.

Первая область путешествия (область знаний): Открытия и изобретения.

Через гиперссылку переходим к игровому полю с обозначенными странами.

Выбираем поочередно страны.

Египет (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос : На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага "папир", по-английски -"пэйпер", по-французски -"папье".Это сходство не случайно: все слова имеют общий корень. Какой? (Учащиеся дают ответ, через гиперссылку переходим к слайду- ответу, проверяя себя). (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Папирус - растение, папирус - материал для письма, фотография.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Финикия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос : Однажды финикийский торговый корабль, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые их можно было бы поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками. От костра потекла жидкость, которая, застыв, стала ...? Чем? ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Стекло. Фото, на котором изображены стеклянные изделия, сделанные в Финикии.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Ассирия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: С помощью этих передвигающихся на колесах машинах ассирийцы успешно штурмовали даже самые мощные крепости. ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Таран - осадная машина, передвигающаяся на колесах. Фото с изображением тарана.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Нововавилонское царство (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос : Вавилоняне считали, что они управляют семью днями недели, руководят жизнью людей и государств. О чем идет речь? ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Планеты. Фото одной из планет.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Индия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: " Гатуранга" - так по - индийски звучит это слово. То, о чем идет речь, должно было обучить искусству мудро править людьми, управлять страной. ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Шахматы- это искусство управлять страной. Фото с изображением древнеиндийских шахмат.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Древний Китай (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос : Это удивительное изобретение китайцев используется до сих пор: в праздники- для развлечений, во время войн- для истребления врага. О чем идет речь? ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Порох. Фото с изображением фейерверка.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Персия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Персы первыми ее учредили для того, чтобы приказы царя доходили до провинции быстрее и надежнее. В нашей жизни мы тоже без нее не можем обойтись. О чем идет речь?

(Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Почта.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Междуречье (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Эти рыбки, птички, животные привели к появлению письменности у шумеров. Как называется это древнее письмо с помощью рисунков? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд- ответ: Пиктограмма (Пиктография). Фото с изображением пиктограмм, клинописи.

Через гиперссылку выходим на игровое поле, выбираем следующую область путешествий (область знаний).

  • Вторая область путешествия (область знаний): Первые среди равных.

В этой области речь пойдет о правителях, военачальниках, императорах и пр.

Через гиперссылку переходим к игровому полю с обозначенными странами.

Выбираем поочередно страны.

Египет (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос : Этот египетский царь установил в Египте монотеизм - веру единого бога Атона, перенес его столицу в Ахетатон, но после смерти этого царя "всё вернулось на круги своя", в том числе многобожие. Как звали этого царя? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Эхнатон.Изображение Эхнатона.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Финикия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Вопрос-сюрприз. Команда зарабатывает дополнительный балл.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Ассирия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Этот коварный ассирийский царь несмотря на жестокость слыл просвещенным царем. В своих дворцах в Ассирии он создавал библиотеки, в фондах которых были тысячи глиняных книг. Вспомните имя этого царя. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Эхнатон. Изображение Эхнатона.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Нововавилонское царство (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: При этом знаменитом вавилонском царе в столице царства - городе Вавилоне были построены знаменитые висячие сады. Назовите имя этого царя. ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Навуходоносор II.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Древняя Индия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Этот царь, в молодости ведший ожесточенные войны, познакомившись с учением Будды, долго раскаивался и стал мягче. Его стали называть " угодный богам". Назовите имя этого царя.

(Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Царь Ашока. Изображение Ашока.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Древний Китай (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос : Он был первым императором династии Цинь. Его жестокость проявлялась в уничтожении книг, врагов. Известен своей знаменитой терракотовой армией, охранявшей его покой в гробнице, и Великой китайской стеной. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Император Цинь Шихуанди. Изображение императора.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Древняя Персия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Этого правителя называли "царем царей". В своем государстве он построил "царскую дорогу",учредил почту, стал чеканить золотую монету, которую назвал в свою честь. Назовите имя этого царя. ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Дарий I. Изображение царя.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Междуречье (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: При этом правителе Вавилонское царство подчинило почти всю Месопотамию, но больше всего этот царь прославился изданием свода законов, содержащего 282 статьи, касающихся разных сторон жизни общества. Назовите имя этого царя. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Царь Хаммурапи. Репродукция картины " Суд царя Хаммурапи".

Через гиперссылку выходим на игровое поле, выбираем следующую область путешествий

( область знаний).

  • Третья область путешествия (область знаний): Религия и восточная мудрость.

В этой области речь пойдет о религии, мудрецах Древнего Востока.

Через гиперссылку переходим к игровому полю с обозначенными странами.

Выбираем поочередно страны.

Древний Египет ( через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Один из главных божеств Египта, бог Солнца, дающий свет, тепло, жизнь. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Бог Солнца Ра. Изображение бога Солнца Ра.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Древняя Финикия ( через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Имя этого бога означает "хозяин", "владыка". Он был покровителем государства, богом грома, молнии, бури, войны. Назовите имя этого бога. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Бог Ваал.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Древняя Ассирия ( через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Ассирия была названа по имени своего небесного покровителя, бога "владыки стран", "отца отцов". Как звали этого бога? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Бог Ашшур. Изображение бога Ашшура.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Нововавилонское царство ( через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Этому богу вавилонцев, которого те изображали в виде дракона,был посвящен зиккурат - многоступенчатый храм. Назовите имя этого бога. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Мардук. Изображение Мардука в виде дракона.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Индия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос : В индуизме было три главных бога: бог Вишна, бог Шиву. А как звали бога-творца и правителя мира, которого изображали сразу с четырьмя головами, обращенными к четырем частям света? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Бог Брахма. Изображение бога Брахмы.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Китай (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Учение этого древнего мудреца было популярно в Китае. Суть его в том, что каждый человек может найти свое место в жизни и должным образом исполнять свои обязанности.

(Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Конфуций. Изображение Конфуция.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Персия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: В конце I тысячелетия до н.э. в Персии пророк и маг Зороастр преобразовал древнюю персидскую религию. Его учение получило название: (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Зороастризм. Изображение Зороастра.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Междуречье (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Древние шумеры богиню Иннану представляли в виде воительницы на колеснице, запряженной свирепыми львами. Как вы думаете, что символизировала эта богиня? Чему покровительствовала?

Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Иннана - богиня войны

Через гиперссылку выходим на игровое поле, выбираем следующую область путешествий

(область знаний).

  • Четвертая область путешествия (область знаний) : Вначале было слово.

В этой области участникам игры нужно расшифровать анаграммы и определить слово, о котором идет речь.

Через гиперссылку переходим к игровому полю с обозначенными странами.

Выбираем поочередно страны.

Египет ( через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Царь Древнего Египта. АРНОФА. ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: ФАРАОН. Изображение фараона.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Финикия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Поселение, основанное на чужой территории. ЛОКОЯИН. ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: КОЛОНИЯ. Фрагмент карты " Финикийские колонии около 55о г. до н.э.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Ассирия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос Большая могущественная держава, объединяющая разные страны и народы. ПЕЯМИРИ.

(Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд- ответ: ИМПЕРИЯ. Фрагмент карты " Ассирийская империя".

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Нововавилонское царство (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Многоступенчатая башня- храм в Вавилоне. ИКУЗКТАР. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: ЗИККУРАТ. Изображение зиккурата.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Древняя Индия ( через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Труднопроходимые леса в Индии. ЛИДУЖНГ. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: ДЖУНГЛИ. Фото джунглей.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Древний Китай (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: ЖЕНЬ + ВЭЙ = ? ЖЕНЬ - человек, ВЭЙ - ограда. Какое слово получится, если соединить эти два китайских слова? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: ЦЮ - раб.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Персия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Провинция в Персидской империи. ТАСПАРИЯ. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: САТРАПИЯ.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Междуречье ( через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Наука, получившая развитие в этой стране. ОСТАИРМОНЯ. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: АСТРОНОМИЯ.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Через гиперссылку выходим на игровое поле, выбираем следующую область путешествий

(область знаний).

  • Пятая область путешествия (область знаний) : Знаменитые сооружения.

В этой области участникам игры нужно назвать знаменитые сооружения Древнего Востока.

Через гиперссылку переходим к игровому полю с обозначенными странами.

Выбираем поочередно страны.

Египет (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Она считается первым из семи чудес света. Согласно легенде ее строили 20 лет и еще 10 лет - дорогу к ней. Её видно из космоса. Древние говорили: " Все боится времени, а время боится:". О чем идет речь? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Пирамида. Изображение пирамиды Хеопса.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Финикия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос-сюрприз. Поздравляем! Вы заработали дополнительный балл.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Ассирия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Её обнаружили в XIX веке при раскопках Ниневии. В ней размещались сотни тысяч глиняных табличек в строгом порядке по определённым отраслям знаний. Эти таблички привозили из разных стран в столицу Ассирии - Ниневию. ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Библиотека.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Нововавилонское царство (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Это знаменитое сооружение древности относится к одному из семи чудес света. На огромных искусственных террасах росли самые прекрасные растения. Действовала система постоянного полива. (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Висячие сады Вавилона. Изображение Висячих садов.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Древний Китай (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Для строительства этого заградительного сооружения согнали сотни тысяч рабов, военнопленных, крестьян. В итоге построили сооружение, растянувшееся на 5 тыс. километров. Это сооружение до сих пор ( как и пирамида Хеопса) стоит и его, как и пирамиду, видно из космоса. ( Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Великая Китайская стена. Фото.

Через гиперссылку переходим к следующей стране.

Персия (через гиперссылку переходим к вопросу)

Вопрос: Она соединила крупные и мелкие города этой державы от берегов Эгейского моря до г.Сузы. Благодаря ей стало легче управлять огромной империей. Говорили, что царь Дарий лакомился в г.Сузы ( в совеем дворце) свежевыловленной в Эгейском море рыбой. А чтобы достать эту рыбу, нужно было проехать 2,5 тысячи километров. Благодаря чему это стало возможно? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Царская дорога. Карта Персидской империи с обозначением царской дороги.

Через гиперссылку выходим на игровое поле, переходим ко второму туру.

2.3. Второй тур " От малого к большому"

В этом туре необходимо назвать страну Древнего мира, отталкиваясь от исторических реалий.

Выбираем на игровом круге цифру, после чего через гиперссылку переходим к вопросу.

Вопрос №1. Сохранилась переписка вавилонского царя с правителем государства N, которая велась 3,5 тысяч лет назад. В письме содержались вежливые пожелания добра не только правителю и его свите, но еще лошадям и колесницам. Что за странное пожелание? С правителем какой страны вел переписку вавилонский царь? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Переписка велась с правителем Египта. Изображение египетской колесницы.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Вопрос №2. Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами. Шутил ли этот путешественник? В какой стране он побывал? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Путешественник не шутил, он побывал в Ассирии, глее и увидел странных быков. На слайде изображение крылатого быка с пятью ногами.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Вопрос №3. В нем есть и " голова быка", и "дом". Его заимствовали греки, добавив гласные звуки. У греков его заимствовали римляне, позже он пришел к славянам. Что же это за изобретение? К какой стране относится? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Алфавит. Финикия.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Вопрос №4. Два человека сидят за низким столом друг против друга. Судя по словам, они злейшие враги, но почему-то оба улыбаются, шутят, у них нет ненависти.

- Это было мое лучшее сражение! Мой любимец слон затоптал твою неповоротливую пехоту,-говорит первый.

- Совсем ненадолго,- возражает второй. Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и он вынужден сдаться. О чем идет речь? В какой стране происходи действие? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Речь идет об игре в шахматы. Действие происходит в Индии.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Вопрос №5. Некий врач навещал больного. Тот морщился, не желая пить непривычное лекарство.

-Фу, какая гадость! Оно горит, вяжет да и запах имеет странный:

- Лекарство редко бывает приятным на вкус, но оно вернет тебе силы, поставит на ноги.За этим питьем большое будущее. О чем идет речь? В какой стране происходило действие?

(Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Речь идет о чаепитии. Действие происходит в Китае. Изображение чайной плантации.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Вопрос №6 В этой стране в глубокой древности и даже позже в наследство даже самые богатые люди помимо прочего имущества завещали деревянную кровать, табуретку и деревянную дверь. Что за необычное завещание? О какой стране идет речь? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Речь идет о Двуречье. Фото с изображением глиняных сооружений.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Вопрос №7. Во время осады этот царь предался веселью и отдыху вместо того, чтобы защищать город. О каком царе идет речь? В каком государстве это происходило? Какая крылатая фраза на основе этого факта вам известна? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: Речь идет о царе Валтасаре. Действие происходило в Вавилоне.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Через гиперссылку выходим на игровое поле, переходим к третьему туру.

2.4. Третий тур "Третий лишний"

Выбираем на игровом круге цифру, после чего через гиперссылку переходим к вопросу.

Вопрос №1. Дано три изображения:

1. Шахматы.

2. Ассирийский крылатый бык с пятью ногами.

3. Цифры.

Вопрос: Какое изображение и почему является лишним? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: "Третьим лишним" является изображение ассирийского крылатого быка с пятью ногами. Два остальных изображения - шахматы и цифры являются изобретением древних индийцев.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Вопрос №2. Дано три изображения:

1. Великая Китайская стена

2. Компас.

3. Стеклянная посуда.

Вопрос: Какое изображение и почему является лишним? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: "Третьим лишним" является фото с изображением посуды. Два остальных изображения - Великая Китайская стена и компас относятся к сооружениям и изобретениям Древнего Китая.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Вопрос №3. Дано три изображения:

1. Сфинкс.

2. Ассирийский крылатый бык с пятью ногами.

3. Богиня Нут.

Вопрос: Какое изображение и почему является лишним? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: "Третьим лишним" является изображение ассирийского крылатого быка с пятью ногами. Два остальных изображения - относятся к Древнему Египту.

Через гиперссылку переходим на игровое поле и выбираем следующий вопрос.

Вопрос №4. Дано три изображения:

1. Фото из космоса долины реки Нил

2. Ниломер

3. Горы Гималаи.

Вопрос: Какое изображение и почему является лишним? (Через гиперссылку переходим к ответу)

Слайд-ответ: "Третьим лишним" является фото Гималайских гор. Два остальных изображения относятся к Египту: река Нил и прибор, с помощью которого египтяне измеряли уровень воды в реке Нил - ниломер.

Через гиперссылку выходим из игры.

III. Подведение итогов игры.

Определение команды-победительницы. Выставление оценок.

Презентация.

Литература, используемая при разработки игры.

1. Арасланова О.В. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А.Михайловского.- М.: ВАКО,2004.

2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя. М.: Просвещение: Учеб. лит.,1996.

3. Лубченков Ю.Н., Михайлов В.В. История Древнего мира: 5 класс: Методическое пособие для учителя.- М.: ООО " Фирма " Издательство АСТ", 1998.

4. Шевченко Н.И. Сборник проблемно- развивающихся заданий по курсам " история Древнего мира" и " История средних веков": Учебное пособие.- М.: АРКТИ, 2002.

5. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя.- М.: Издательство "Первое сентября",1999.