Цель занятия: приобретение учащимися первичных знаний по охране собственного здоровья.
Содержание занятия:
1. В начале занятия детям предлагается игра "Да, нет". Все становятся в круг, учитель в центре круга в руках у него мяч. Детям говорятся утверждения, на которые необходимо дать ответ "Да, нет", в тот момент, когда мяч оказывается в руках у ребенка (Рисунок 1).
- Часто лежать на диване.
- Часто гулять.
- Делать зарядку утром.
- Много есть и часто.
- Плавать.
- Курить.
- Не играть в спортивные игры.
- Следить за осанкой.
- Делать гимнастику для глаз.
- Пить холодную воду.
- Закаливаться.
- Заниматься спортом.
- Не бегать.
- Соблюдать режим дня.
После игры все садятся за парты.
-Кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить?
Тема нашего занятия "Здоровый образ жизни" (вывешивается плакат).
Ученик рассказывает: "Люди почему-то совсем не ценят то, что достаётся им даром. Например, здоровье, которое мы получаем от природы. Люди берегут вещи, одежду, украшения. А здоровье- только тратят. Ленятся делать утреннюю зарядку, слишком много едят, портят глаза у телевизора или компьютера, курят. В общем, как будто нарочно делают всё, чтобы здоровья стало меньше".
Учитель: "В результате глубоких исследований ученые пришли к выводу, что здоровье людей в большей степени (на 49-53%) находится в их собственных руках. Давайте же рассмотрим, как "своими руками" обеспечить себе активную, полноценную, насыщенную здоровьем жизнь. Поговорим о двигательном режиме (вывешивается плакат).
В современном обществе уровень физической активности людей существенно снизился, так как заметно изменились производственные и бытовые условия жизни. Конечно, несравнима физическая нагрузка лесоруба прошлого века, который зарабатывал себе на жизнь тяжелым трудом, и сегодняшнего оператора компьютера, вынужденного почти неподвижно сидеть весь рабочий день на одном месте. А для здоровья человека необходима систематическая физическая нагрузка, причем она особенно важна в детском возрасте.
Пониженная физическая активность, характерная для современной цивилизации, особенно городской, ведет к снижению физических способностей организма человека, к падению работоспособности и даже к ослаблению защитных функций организма человека.
Недостаточная физическая активность часто вызывает ожирение (вывешивается плакат), нередко в детском возрасте.
Малая или недостаточная физическая активность ухудшает приспособляемость важнейшей в организме сердечно - сосудистой системы даже к легким нагрузкам, приводит к повышению частоты сердечных сокращений в состоянии покоя, изнашивая сердце раньше времени.
Ученик рассказывает: "Природа, правда, и тут о нас позаботилась. Она заложила в наш организм огромный запас прочности. Например, сердце в покое перегоняет пять литров крови в минуту. У тренированного спортсмена в момент наибольшего напряжения оно может дать двадцать и даже тридцать литров.
Учитель: "Для лиц с высокой физической активностью опасность получить самое характерное заболевание сердца - инфаркт миокарда (вывешивается плакат) в два раза меньше, чем для людей физически неактивных.
Так зачем человеческому организму необходимы движение и физические нагрузки? Постараемся ответить на этот вопрос.
Регулярные физические нагрузки содействуют лучшему кровоснабжению всех органов и тканей, включая и саму сердечную мышцу.
Поэтому иногда человеческий организм в трудных экстремальных ситуациях может творить чудеса".
Ученик рассказывает: "В человеке скрыты силы и возможности, о которых он и не догадывается. Был, например, такой известный случай на Севере. Летчик
совершил вынужденную посадку на льдину. Вылез из самолета и стал осматривать шасси. Вдруг чувствует, кто-то его трогает. Обернулся - а это огромный белый медведь. Летчик одним махом вспрыгнул на крыло самолета, на высоту почти два метра. И это в тяжелых сапогах - унтах, неуклюжем толстом комбинезоне!"
Ученик рассказывает: "Другой удивительный случай произошел во время аварии нашей подводной лодки в полярном море. Спасшиеся моряки продержались в ледяной воде несколько часов и дождались помощи. А ведь при нулевой температуре воды человек обычно погибает через двадцать минут от переохлаждения".
Учитель: "Конечно, это хорошо, что у нашего организма есть большие резервы здоровья. Иначе мы, наверное, тяжело заболевали бы от каждой маленькой царапины. Но, с другой стороны, из-за этих резервов мы не сразу ощущаем опасность многих вредных привычек.
Для учащихся двигательная активность включает: процесс учебы, выполнение заданий преподавателя на уроках физической культуры, общественно полезную трудовую деятельность; занятия спортом и физкультурой во внеурочное время".
Должна быть постоянная физическая нагрузка - это увлечения различными видами спорта с учетом ваших вкусов, наклонностей и особенностей организма.
Нельзя забывать, что занятия спортом привносят в режим школьника организованность, учат его ценить время и умело им распоряжаться. Крайне редко встречаются неуспевающие ученики среди серьезных ребят, увлекающихся спортом.
Итак, с чего же нам с вами начать, чтобы "своими руками" развивать и сохранять свое здоровье, используя двигательный режим? Конечно, с утренней физической зарядки, с закаливания. Ведь именно с этих процедур должен начинаться каждый ваш энергичный, наполненный интересными делами и увлечениями рабочий день.
У вас на партах лежат полоски, на которых вам надо написать:
- "Я делаю зарядку"
или
-"Я закаляюсь"
(Полученные полоски ребята вывешивают на доску, строят фундамент "Дома здоровья")
Большую роль в вашем здоровье играют и кружки, которые вы посещаете за пределами школы: танцевальные, хореографические, спортивные, музыкальные и т.д.
Возьмите опять полоски и запишите на них, в какие кружки вы ходите.
-"Я занимаюсь.."
или
-"Я хожу:"
(Полученные полоски ребята вывешивают на доску, строят стены и крышу Дома.) (Рисунок 2)
-Ребята, посмотрите, какой дом у нас получился. (Рисунок 3) Его вы строили своими собственными руками. Как вы думаете, этого достаточно, чтобы быть здоровыми и крепкими? (зарядка, закаливание, кружки)
Если вы начнете жить и вести себя по строго спланированному режиму дня и недели, то вы непременно станете лучше учиться, у вас повысится работоспособность. А самое главное - вы станете реже болеть, станете здоровее!
Режим дня - это тема следующего нашего занятия.