Внеклассное мероприятие "Бюджет семьи"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: научить рассчитывать бюджет семьи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (карточки с заданием, буклеты), ватман, фломастеры.

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Беседа.

Слайд 1.

- Ребята, посмотрите на доску, какое слово написано? (Бюджет)

- Что такое бюджет?

Слайд 2.

Бюджет - это структура всех доходов и расходов за определенный промежуток времени.

- Когда мы говорим о бюджете, какие ассоциации у вас возникают? (деньги, прибыль, убыль, банк, кредит, доход, расход, дефицит, банкрот и т.д.)

- Какая наука изучает все эти термины: их структуры, функции, системы? (экономика)

Слайд 3.

Экономика от греческого слова ОЙКОНОМИЯ. Первый корень ОЙКОС - управлять, второй корень НЕМ (НОМ) - дом или хозяйство.

Дословный перевод - управлять домом или хозяйством.

- Независимо от того, какую профессию вы выберете, но домашними экономистами вам придется быть, чтобы разумно расходовать заработанные деньги.

- Поэтому сегодня мы с вами примерим на себя роль экономиста - бухгалтера и попробуем рассчитать бюджет семьи.

- Итак, бюджет семьи - это структура доходов и расходов?

- Что же такое семейные доходы?

Слайд 4.

Семейные доходы - это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций.

- Что такое расходы?

Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Слайд 5.

Расходы делятся на несколько групп:

  • постоянные
  • переменные
  • непредвиденные
  • единовременные

- Итак, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье.

Слайд 6.

В зависимости от их количества бюджет можно разделить на три вида:

  • дефицит - если в семье расходов больше, чем доходов.
  • баланс - если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.
  • профицит -ситуация в семье, когда доходов больше, чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.

Слайд 7.

3. Задание.

- Сейчас вам придется разбиться на две группы: мальчики и девочки. Каждая группа получит задание, в котором будет указан состав семьи, доход семьи за один месяц, временной промежуток (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые должны сделать ваши семьи. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам.

Задание первой группе.

Состав семьи Доход за месяц
Отец - сторож в школе

Мать - помощник воспитателя в детском саду.

Бабушка - пенсионер

Сын - дошкольник

Сын - ученик 5 класса

Дочь - ученица - 10 класса

3800 р.

7000 р.

6200 р.

Детское пособие 250 рублей на ребенка

Необходимые покупки:

  • школьный костюм для старшего сына
  • ранец для старшего сына
  • школьные принадлежности
  • туфли для дочери
  • куртка для младшего сына
  • подарок ко дню рождения для отца
  • лекарство для бабушки

Временной промежуток: летний период

Задание второй группы.

Состав семьи Доход за месяц
Отец - учитель

Мать - медсестра

Дочь - ученица первого класса

Сын - дошкольник

12000 р.

11000 р.

Детское пособие 250 рублей на ребенка

Необходимые покупки:

  • пуховик для дочери
  • сапоги для дочери
  • куртка для сына
  • шапка для матери
  • костюм для отца

Временной промежуток: осенний период.

Слайд 8.

4. Защита проектов.

5. Анкета. Умеете ли вы считать деньги?

Вопросы Да Нет Иногда
Знаете ли вы сколько осталось денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты? 20 5 7
Вы увидели очередь за дефицитной вещью. Будете ли вы стоять в очереди? 7 20 6
Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме? 25 2 11
Покупаете ли вы постельное белье прозапас? 1 18 8
Сдаете ли вы вещи в комиссионный магазин? 9 9 0
Заказываете ли вы такси? 4 16 6
Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты? 2 24 12
Советуются ли в вашей семье при покупке вещей? 11 14 3
Хотите ли вы иметь сбережения в банке? 17 5 6
Считаете ли вы, что экономнее дома делать все вручную? 19 15 3
Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок? 14 3 5

30 - 40 очков. Да - в вашем доме не имеют понятия о том, что деньги любят счет и задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы знать энную сумму денег. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Вам в жизни стоит задуматься над перспективами своей жизни.

40 - 100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас не высока. Вы сознаете, что никто кроме вас не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы. Но как навести порядок, не имея понятия. Вам необходимо нанести железную дисциплину в расходах.

100 - 170 очков. Вы так набираете курс, что ваш семейный корабль идет по житейскому морю без зигзагов, не садясь на мели, штормы его не треплют. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля.

170 - 180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни. Знаете средства достижения цели.

6. Итог занятия.

- Подходит к концу наше занятие, и мне хотелось бы узнать понравилось ли вам роль домашнего экономиста, чему вы научились сегодня, пригодятся ли вам эти знания в жизни, нужно ли уметь рассчитывать бюджет своей семьи.

Слайд 9.

Закон Эгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на культурные и иные материальные и нематериальные нужды заметно возрастает.

Слайд 10.

Приложение 1.

Приложение 2.