Цель: научить рассчитывать бюджет семьи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (карточки с заданием, буклеты), ватман, фломастеры.
Ход занятия
1. Орг. момент.
2. Беседа.
Слайд 1.
- Ребята, посмотрите на доску, какое слово написано? (Бюджет)
- Что такое бюджет?
Слайд 2.
Бюджет - это структура всех доходов и расходов за определенный промежуток времени.
- Когда мы говорим о бюджете, какие ассоциации у вас возникают? (деньги, прибыль, убыль, банк, кредит, доход, расход, дефицит, банкрот и т.д.)
- Какая наука изучает все эти термины: их структуры, функции, системы? (экономика)
Слайд 3.
Экономика от греческого слова ОЙКОНОМИЯ. Первый корень ОЙКОС - управлять, второй корень НЕМ (НОМ) - дом или хозяйство.
Дословный перевод - управлять домом или хозяйством.
- Независимо от того, какую профессию вы выберете, но домашними экономистами вам придется быть, чтобы разумно расходовать заработанные деньги.
- Поэтому сегодня мы с вами примерим на себя роль экономиста - бухгалтера и попробуем рассчитать бюджет семьи.
- Итак, бюджет семьи - это структура доходов и расходов?
- Что же такое семейные доходы?
Слайд 4.
Семейные доходы - это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций.
- Что такое расходы?
Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.
Слайд 5.
Расходы делятся на несколько групп:
- постоянные
- переменные
- непредвиденные
- единовременные
- Итак, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье.
Слайд 6.
В зависимости от их количества бюджет можно разделить на три вида:
- дефицит - если в семье расходов больше, чем доходов.
- баланс - если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.
- профицит -ситуация в семье, когда доходов больше, чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.
Слайд 7.
3. Задание.
- Сейчас вам придется разбиться на две группы: мальчики и девочки. Каждая группа получит задание, в котором будет указан состав семьи, доход семьи за один месяц, временной промежуток (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые должны сделать ваши семьи. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам.
Задание первой группе.
Состав семьи | Доход за месяц |
Отец - сторож в школе Мать - помощник воспитателя в детском саду. Бабушка - пенсионер Сын - дошкольник Сын - ученик 5 класса Дочь - ученица - 10 класса |
3800 р. 7000 р. 6200 р. Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Необходимые покупки:
- школьный костюм для старшего сына
- ранец для старшего сына
- школьные принадлежности
- туфли для дочери
- куртка для младшего сына
- подарок ко дню рождения для отца
- лекарство для бабушки
Временной промежуток: летний период
Задание второй группы.
Состав семьи | Доход за месяц |
Отец - учитель Мать - медсестра Дочь - ученица первого класса Сын - дошкольник |
12000 р. 11000 р. Детское пособие 250 рублей на ребенка |
Необходимые покупки:
- пуховик для дочери
- сапоги для дочери
- куртка для сына
- шапка для матери
- костюм для отца
Временной промежуток: осенний период.
Слайд 8.
4. Защита проектов.
5. Анкета. Умеете ли вы считать деньги?
Вопросы | Да | Нет | Иногда |
Знаете ли вы сколько осталось денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты? | 20 | 5 | 7 |
Вы увидели очередь за дефицитной вещью. Будете ли вы стоять в очереди? | 7 | 20 | 6 |
Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме? | 25 | 2 | 11 |
Покупаете ли вы постельное белье прозапас? | 1 | 18 | 8 |
Сдаете ли вы вещи в комиссионный магазин? | 9 | 9 | 0 |
Заказываете ли вы такси? | 4 | 16 | 6 |
Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты? | 2 | 24 | 12 |
Советуются ли в вашей семье при покупке вещей? | 11 | 14 | 3 |
Хотите ли вы иметь сбережения в банке? | 17 | 5 | 6 |
Считаете ли вы, что экономнее дома делать все вручную? | 19 | 15 | 3 |
Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок? | 14 | 3 | 5 |
30 - 40 очков. Да - в вашем доме не имеют понятия о том, что деньги любят счет и задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы знать энную сумму денег. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Вам в жизни стоит задуматься над перспективами своей жизни.
40 - 100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас не высока. Вы сознаете, что никто кроме вас не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы. Но как навести порядок, не имея понятия. Вам необходимо нанести железную дисциплину в расходах.
100 - 170 очков. Вы так набираете курс, что ваш семейный корабль идет по житейскому морю без зигзагов, не садясь на мели, штормы его не треплют. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля.
170 - 180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни. Знаете средства достижения цели.
6. Итог занятия.
- Подходит к концу наше занятие, и мне хотелось бы узнать понравилось ли вам роль домашнего экономиста, чему вы научились сегодня, пригодятся ли вам эти знания в жизни, нужно ли уметь рассчитывать бюджет своей семьи.
Слайд 9.
Закон Эгеля: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на культурные и иные материальные и нематериальные нужды заметно возрастает.
Слайд 10.