Цель мероприятия: выяснить и пополнить знания учащихся по изученным правилам, активизировать познавательную деятельность, воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: плакат “Весёлая грамматика”, карточки с заданиями, фонограмма песни "Чему учат в школе",ребусы, жетоны, рисунки.
Ход занятия
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на корабле в замечательную страну “Веселая грамматика”. А что это за необыкновенная страна нам расскажут ребята.
1-й ученик.
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2-й ученик.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить.
3-й ученик.
Люблю, тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
4-й ученик.
Все слова исправим, друг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетанья-
Где вы, трудные заданья?
5-й ученик.
Внимание! Внимание!
Где знаки препинания?
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее…
6-й ученик.
Спасибо, Грамматика, наука прекрасная!
За буквы, слова, предложения ясные.
Где трудное место в словах – ты же рядом
И с правилом четко подскажешь, как надо
Писать, говорить, размышлять и трудиться-
Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!
7-й ученик.
Язык наш прекрасный– богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нем есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы и сказки-
Страницы волшебных волнующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Ведущий. Действительно, ребята, русский язык прекрасен, но вместе с тем очень сложен. Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня снова убедимся.
Представляю членов жюри. Члены жюри помогут мне определить состав участников нашей игры. Для этого мы проведём отборочный тур. Кто первым и правильно отвечает (не забываем поднимать руки), тот становится участником игры.
Отборочный тур.
- Из чего состоит предложение? (Из слов.)
- Как пишутся имена людей, клички животных.
- Какие знаки ставятся в конце предложения? (.!?)
- Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)
- Как определить сколько в слове слогов? (В слове столько слогов, сколько гласных.)
- Как переносится слово? (По слогам.)
- Чем звуки отличаются от букв? (Звук мы произносим и слышим, букву пишем и видим.)
- Чем обозначается на письме звук? (Звук на письме обозначается буквой.)
- Какие два звука обозначает буква Е? (Й,Э)
- Какие два звука обозначает буква Ё? (Й,0)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- С какой буквой пишутся сочетания жи, ши?
- Подберите проверочное слово к слову мороз?
- Как пишутся предлоги со словами?
Ведущий. Итак, мы определили состав команд. Наши команды называются “Умники” , “Всезнайки”. Выберите капитанов. Начинаем игру.
Конкурс “Крылатые выражения”.
Раскрыть смысл выражений.
Во весь дух – быстро.
Рукой подать – близко.
Оказаться у разбитого корыта – остаться ни с чем.
Знать назубок – превосходно выучить, отлично разбираться в чем-либо.
Рука об руку – вместе, как единомышленники.
Ждать у моря погоды – рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая
ничего.
Конкурс “Подставь словечко”.
Каждая команда получает карточку со словами, к которым необходимо подобрать антонимы.
высоко начало ночь правда добро |
далеко чёрный жара зима друг |
Конкурс "Словесная перестрелка".
Кто больше назовёт слов на букву "Д".
Конкурс "Превращение слов".
Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово,
пара – фара свет – цвет игла – игра белка – булка |
роща – роза река – рука уха – ухо бинт – бант |
Конкурс "Назови полное имя".
Саша – Женя – Коля – Миша – |
Люда – Таня – Коля – Алёша – |
Конкурс "Однокоренные слова".
Подобрать однокоренные слова с корнем ХОД-, ЛЕС-.
Конкурс "Угадай сказку".
- Иван – царевич говорит ей:
– Лягушка, лягушка отдай мою стрелу. - Отвечает золотая рыбка:
“Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто”. - Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю.
- Назовите аппарат, на котором Баба-Яга совершала свои полеты.
- От дедушки ушел,
От бабушки ушел. - Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет бедняжка.
Конкурс "Анаграммы".
Каждая команда получает карточку с буквами, из которых необходимо составить слова.
ИРТГ ЛАСВИ ВАОС |
АЦЗЯ ЛБКАЕ ПТООР |
Задания для зрителей.
1. 3агадки.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог!
(Ранец)Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга.)Я то в клетку,
То в линейку, Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь.)Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что собираешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)Отгадай, что за вещица, –
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет – сеет семена
Не на поле, не на грядке-
На листах твоей тетрадки. (Ручка.)Я под мышкой посижу
И что делать укажу
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать. (Градусник.)Я всегда со солнцем дружен.
Если солнышко в окне.
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик.)На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)На дне где тихи и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры-
Помчались с горы. (Санки.)
2. Юмористическая викторина.
– В каких словах по сто согласных? (Стог, стол, стон, стоп.)
– Сколько гласных в словах: СЕМЬЯ, СОРОКА?
– Сколько горошин может войти в стакан? (Сами войти не могут.)
– Может ли страус называть себя птицей? (Не может, т.к. не умеет
разговаривать.)
– Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком.)
3. Задания.
– Придумать слово 3 букв.
– Придумать слово из трех слогов.
– Подсчитать количество слогов в имени Алеша.
– Как звали девочку с голубыми волосами?
Звучит песня "Чему учат в школе". Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.