Конспект учебного занятия по теме "Народ свободных людей: казахи"

Разделы: География


Цель занятия: знакомство учащихся с особенностями этнической истории и культуры казахов на Южном Урале.

Задачи учебного занятия.

1) Формирование представлений об истории заселения Южного Урала казахами.

2) Исследование женского аутентичного костюма. Выявление особенностей народного костюма в сравнении с русской и башкирской одеждой.

3) Развитие умений описывать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

4) Воспитание уважения к народам разной национальности.

5) Оказание помощи учащимся в раскрытии познавательных интересов.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать:

1) понятия и термины – этнос, этнография, жуз, жаулык;

2) ключевые события истории казахского народа Южного Урала;

3) трансформация народного казахского костюма на Южном Урале.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять происхождение этнонима “казахи”;

2) показывать на карте Челябинской области районы расселения казахов на Южном Урале;

3) описывать аутентичный народный костюм;

4) приводить примеры связей условий жизни и особенностей культуры казахов Южного Урала.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

2) понимания смысла сохранения народного аутентичного костюма.

Тип учебного занятия: комбинированный с презентацией учебного проекта.

Вид учебного занятия: урок по сообщению нового учебного материала.

Литература.

1) Моисеев А.П. Потомки белых лебедей. Казахи // Южноуральская панорама. – 2009. – 7 мая. - № 79 (1959). – (Урал – наш общий дом).

2) Краеведение. Челябинская область. 8 класс: учебник для основной школы/ под редакцией В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. – 128 с.

3) История и культура народов Южного Урала. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области/ Е.И.Артюшкина, В.М.Кузнецов, А.П.Моисеев, М.С.Салмина; под редакцией В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. – 112 с.

4) Гитис.М.С. Карталинский район. Тетрадь юного краеведа. – Челябинск: АБРИС, 2007.

5) Энциклопедия для детей. Страны, народы и цивилизации. Т.13, 2005.

Оборудование.

1) Настенная карта “Административно-территориальное деление Челябинской области”. Атлас Челябинской области.

2) Таблицы (фото из интернета) – народные женские костюмы русских, башкир, казахов.

3) Схема “Этнический состав населения Челябинской области”.

4) Мультимедийый проектор с экраном.

Демонстрационный материал.

1) Мультимедийная презентация.

2) Образцы казахской женской национальной одежды.

Методы учебного занятия:

1) вводно-мотивационная беседа;

2) актуализация и систематизация знаний на основе работы с картой;

3) выступления учащихся с сообщениями на основе опережающего задания;

4) рассказ учителя в сопровождении презентации;

5) мастер-класс по способам подвязывания головных уборов.

Этапы учебного занятия

1. Организационный момент.

Подготовка класса к работе на уроке, психологический настрой учащихся.

2. Этап фронтальной проверки домашнего задания.

1) проверить наличие у учащихся в тетрадях таблицы “Этапы формирования башкирского этноса”;

2) сообщения учащихся “Башкирский женский костюм”.

3. Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков.

Опрос 3-х учащихся по вопросам на с.17 учебника.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

1) анализ схемы “Этнический состав населения Челябинской области” (на форзаце учебника, документ 1 на экране);

2) анализ таблицы “Доля казахского народа в районах Челябинской области” (документ 1 на экране);

3) сообщения учащегося о национальном составе посёлка, количество учащихся – казахов в школе.

5. Этап получения новых знаний.

1) Рассказ учителя о заселении нашего края казахами (презентация 1).

Ковыльные степи и полупустыни, простирающиеся от Алтая и Тянь-Шаня до Каспия и Волги, - страна классического кочевого скотоводства. На этой территории в конце XV начале XVI века возникло Казахское ханство. Подобно другим феодальным образованиям кочевников, оно было недолговечным и распалось на три владения - "жуза": старший - на востоке, средний - в Центральном Казахстане и младший - в его западных областях. Население ханства стало именоваться казахами. Казахское ханство не могло самостоятельно отразить набеги джунгар, своих восточных соседей. Хан Младшего жуза Абулхайр принес присягу на верность России в 1731 году. Позже его примеру последовал и Средний жуз. В1734 году на Южном Урале начинает работать Оренбургская экспедиция под руководством И.К.Кирилова. Она закладывает Оренбургскую укрепленную линию для прикрытия юго-восточных границ Российского государства от набегов казахов и джунгарских калмыков. Опорные пункты ставятся по рекам Урал (Яик) и Уй. В это время интерес к разностороннему исследованию казахского народа был продиктован в русском обществе, главным образом политико-прагматическими интересами и мотивами, связанными с задачей утверждения российского присутствия в Казахской степи. Присоединение казахских земель к Российской империи было завершено к середине XIX века, поскольку кокандский хан считал казахов Старшего жуза своими подданными. Возникли военные конфликты, которые завершились в 1860 году полным присоединением к России Старшего жуза.

Несмотря на политическую раздробленность в течение столетий, этническое единство казахского народа не было утрачено, и его воссоединение в составе Российского государства создало условия для консолидации казахов, которая в 20-30-е годы XX века привела к образованию казахской нации. Территориальная близость казахов к Поволжью, Уралу и Западной Сибири способствовала установлению тесного общения между казахами и населявшими Россию народами. Приток переселенцев усилился во второй половине XIX века и особенно возрос в годы столыпинской реформы. Включение Казахстана в систему общероссийских экономических связей привело к возникновению на его территории капиталистической промышленности, росту товарности хозяйства, появлению национальной буржуазии, развитию земледелия и оседлости, но одновременно увеличилось число обедневших казахов, потерявших землю и скот.

Жетыруу (“семь родов”) - этническая группа в составе казахов, компактно проживающая в смежных районах Оренбургской и Челябинской областей. Впервые о них пишет А.Левшин: “Малая Орда состояла прежде из сильного племени алчин и семи малых родов, которые Тауке-ханом соединены в поколение семиродцев.

В Челябинской области в основном проживают потомки двух крупных родов - Орта (Среднего) жуза и Киши (Младшего) жуза, династии из племени - аргын, кыпшак, уак (Орта жуз) и Киши жуза - жагалбайлэ, тама, телеу, элимулы-кете. Веками казахи этих родов и племён кочевали в степях Челябинской, Оренбургской, Костанайской, Свердловской, Курганской областей, по берегам Жайыка (Урала), занимались скотоводством.

История Южного Урала времён его промышленного освоения – яркое свидетельство энергии и силы народов нашей страны, сумевших в условиях постоянной опасности со стороны кочевых орд и низкого уровня техники и средств производства, заселить и обжить в кратчайшие исторические сроки столь суровый край, освоив его несметные богатства ради процветания своей родины.

Вопросы и задания:

  • какие новые слова встречаются в моём сообщении, что они означают, попробуйте пояснить;
  • по карте проследите границы Казахстана и Челябинской области; покажите, с какими районами Челябинской граничит Казахстан.

2) Учитель продолжает.

История, многовековой опыт трудовой деятельности и приспособления казахского народа к природным условиям, находит отражение в простоте форм, традициях изготовления национальной одежды.

Выступает ученица 11 класса по теме “Особенности женского казахского костюма в сравнении с башкирской и русской одеждой” (костюмы казахов, русских и башкир из энциклопедии или из интернета).

Текст выступления

Народный аутентичный казахский костюм формируется по нескольким факторам: с каким государством граничит Казахстан, соседское положение с районами, кто проживает на пограничных территориях. В настоящее время народная одежда меняется и впитывает новые элементы, а многие ее старые формы исчезают.  На протяжении веков национальная одежда отличалась простотой и рациональностью, практичностью и целесообразностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной регламентацией. Как всякий народный костюм, он эволюционно совершенствовался, развитие его основных форм происходило как под влиянием окружающей среды, условий жизни в степях с их ветрами, летним зноем и зимними морозами, так и с учетом потребностей кочевой жизни, - таких, например, как необходимость подолгу находится в седле в одежде, не стесняющей движений.

Большинство видов одежды и головных уборов шили из войлока. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода. Наряду с домоткаными тканями, в обиход казахов вошли шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани. По мере сближения с Россией, русские ткани стали вытеснять среднеазиатские, фабричные материалы заменяли ткани домашнего производства, что было связано с общим процессом разрушения натурального хозяйства. В конце ХIХ - начале ХХ веков использовались среднеазиатские ткани ремесленного производства. Штаны были частью одежды женщин, ещё они носили шапан и купе - одежду на лисьем меху.

В казахском костюме можно найти следы влияния соседних этносов - русских, татар, каракалпаков, алтайцев, он имеет много общего с национальной одеждой киргизов, узбеков, туркменов. Башкирский костюм сформировался под влиянием скотоводческого мира, как и казахский. Многочисленность верхних одежд была в обычае древних кочевников. Манера надевать несколько халатов сохранялась до недавнего времени не только у полукочевых в прошлом народов Средней Азии.

Широкое использование в костюме металлических монет - характерная особенность народной художественной культуры последнего тысячелетия. У казахов девочкам надевали на шею подвеску (“алка”) – ожерелье, цепочку с подвеской, на которой были нанизаны множество маленьких бубенчиков и колокольчиков. У казахов, как и у других народов Востока, существовало представление о том, что колокольчики своим движением и звоном способны отпугивать нечистую силу. Алка было не только украшением, но и служила выработке у девочки красивой осанки и походки. Смысловым значением были наделены и форма, и орнамент, и материал. Одна из важнейших особенностей ювелирных украшений казахов состоит в том, что практически все они несли в себе не столько декоративную, сколько магическую, большей частью защитную, функцию.

В Российском государстве русская одежда уже с XI века стала приобретать различные изменения, имея частые сношения с Византией, получали богатые ткани и украшения. Великие князья и бояре отличались пышностью одежд, а заслуженные – ношением на груди золотой цепи с гривной. Простолюдины мужчины одевались в зипуны, а женщины – в поневы. Замужние женщины XIII века носили длинные и широкие платья без застёжек впереди; голову покрывали кокошником. В начале XVIII века предписано было, чтобы мужской и женский пол носили определенное для них платье. С учреждением регулярной армии Петром I одежда гражданская отделилась от военной и старинная русская одежда не только стала изменяться, но потеряла прежний блеск и роскошь. Иноземные обычаи и одежды совсем вытеснили её из обихода.

Из выше сказанного следует, что на развитие, изменения и появления особенностей одежды казахов, башкир и русских повлияли: природные условия, территория проживания, род занятий, торговые отношения, смена исторических эпох и индустриализация общества.

Особенностью казахской одежды является орнамент и узоры, сохранившие преемственность от древних скотоводческих племен. Богат и самобытен язык народного орнамента: каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными мотивами для него являлись осмысленные и переработанные формы флоры и фауны. Существует большое разнообразие национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами своеобразно и творчески. В этих узорах проявляется своеобразный образный мир казахов. Тут можно встретить и "След верблюда", и "Бараний рог", "Кость" и "Позвоночник", и "Собачий хвост". Кроме зооморфных узоров попадаются и элементы окружающей природы, такие как "Зигзаг, Вода", "Цветок" и т.д. Часто встречаются древние магические символы в виде геометрически правильных фигур, как утверждают, указывающие иногда на принадлежность к роду или жузу. Прямые линии, круги, ромбы, чередующиеся треугольники довольно часто встречаются в изделиях народных мастеров.

Другой особенностью казахской одежды является цветовая гамма. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей.

Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, так как до появления анилиновых красителей казахи использовали натуральные. Девушки не носили синее и голубое - эти цвета считались женскими. Всякий цвет имел символику: голубой - небо, белый – радость, истина, счастье, желтый - знание, мудрость, красный - огонь, солнце, зеленый - юность, весну, черный - землю.

Ещё одной особенностью костюма является возрастная регламентация. Разумеется, шили его в каждом регионе по-своему, но везде различали костюм девичий, молодой, замужней женщины, пожилой женщины. Особую нарядность девичьему костюму придавали окаймление нашивками ока, вытканными золотыми и серебряными нитями, тамбурным швом, бисером, а также наличие в его комплекте золотых и серебряных украшений, подвесок из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, бирюзы, прикрепляемых к нему, расшитых шапок с перьями. Замужней женщине считалось не к лицу носить платье из яркой ткани, с оборками, вышивкой, тогда как девушка могла носить любое платье на свой вкус, нередко расшитое тамбуром, золотой и серебряной канителью. Правда, молодая женщина могла носить богато отделанные нагрудники - кокрекше из плотной ткани, надеваемые на платье под безрукавку; жаулык - головной убор открытого типа, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, перекрещенные концы которого, закидывались на плечи. Но, став женой и матерью, она должна была, как того требует обычай, носить длиннее, чем у девушек, платья без оборок; камзол, застегиваемый спереди на талии большой металлической пряжкой - капсырмой, нередко и на пуговицы. Пожилые женщины не носили украшений, одевались в белое, не вышитое. Существенно различались головные уборы девушки, невесты, матери.

Социальные различия в женском костюме проявляются главным образом в качестве материала, отделке, количестве одежды, носимой одновременно в комплекте. Все это, слитое воедино, образовало своеобразный, неповторимый комплекс народного костюма, который ярче, чем какое-либо другое явление, отражает в принципе специфику сложения казахской национальной культуры.

3) Изучение женского казахского костюма – жителей нашего посёлка (фрагмент, образцы одежды).

Учитель вывешивает образцы следующих элементов казахской одежды: шапан, койлек, жаулык – 2 штуки, камзол. Учащимся предлагается его исследовать по критериям: ткань, цветовая гамма, пошив, орнамент, виды застёжек. Сделать выводы, объяснить следующее: почему ворот платья шили глухим, рукава длинными, длина платья ниже колен, покрой платья носил характер туникообразного; из какой ткани шили одежду и почему раньше использовали войлок; расскажите о цветовой гамме и орнаменте одежды; какие виды застёжек используются.

4) Мастер-класс по способам подвязывания головных уборов (учитель и ученица 11 класса). Презентация 2.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

1) учитель предлагает учащимся открыть учебник на с.19, проанализировать карту и ответить на вопросы:

- где кочевали Старший, Средний и Младший жузы?

- можете ли вы привести примеры территорий нашего района, где наибольшая численность казахов?

- приведите примеры женщин, бабушек, которые продолжают ходить в национальной одежде; почему молодые женщины и девушки не носят такую одежду, подумайте над тем, с чем это связано.

7. Этап закрепления нового материала.

1) каким образом шло заселение Южного Урала казахами?

2) в чём сходство и различие народного аутентичного костюма казахов, башкир и русских.

3) приведите примеры связей условий жизни и особенностей культуры казахов нашего края.

8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание:

1) составить таблицу, используя текст параграфа в учебнике: этапы и исторические особенности казахов (Приложение 1);

2) сообщения “Казахский мужской костюм”; “Праздники, традиции, обычаи и обряды” (Приложение 2).

3) в контурных картах отметить границы Челябинской области и Казахстана, выделить пограничные районы и подписать.

9. Подведение итогов урока.