Интегрированный урок по математике в 5-м классе "Микрокалькулятор"

Разделы: Математика


Цель:

  • Учить выполнять вычислительные операции на калькуляторе;
  • Совершенствовать вычислительные навыки;
  • Уточнить, закрепить и расширить представление о культуре, как творчестве народа.

Задачи урока :

  • Выработать начальные навыки при работе с микрокалькулятором;
  • Расширить представление детей об историческом и духовном единстве православной культуры мира;
  • Продолжить воспитывать любовь и уважение к русской истории и культуре, пробуждать желание сохранять ее традиции;
  • Формировать интерес к отечественной истории и культуре, мотивацию к ее изучению.
  • Узнать: “Почему икона так необычна”;
    “Зачем изображают невидимое”

Тип урока: интегрированный урок, изучения новой темы

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь по математике, ноутбуки, микрокалькуляторы.

I. Организационный момент.

Математика

Презентация.  (Слайд 5).

Отгадайте загадку и сформулируйте тему урока:

Этот друг надежен очень –
Мал, удобен, быстр и точен.
Думать много не заставит, запятые сам расставит.
(Микрокалькулятор.)

“Основы православной культуры”

(Слайд 6).

Выполните вычисления. Впишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам:

О 6,4 – 4,8 =
А 4,3:43 =
Н 0,5*0,5 =
И 3:2 =
К 0,2 + 0,6 =

1,5 0,8 1,6 0,25 0,1
и к о н а

Подведем итог : Тема урока:
Математика “Микрокалькулятор”
Основы православной культуры “ Икона”

II. Объяснение нового материала, работа по теме урока:

Математика:

Сколькими способами можно рассадить 11 учащихся в классе на 11 мест? (11!)

– Можно ли вычислить устно значение 11! ?
– При помощи чего можно сделать это вычисление без труда?
Ответ: с помощью микрокалькулятора.

Сегодня мы научимся выполнять простейшие вычисления на микрокалькуляторе.

Учитель показывает и объясняет:

  • Как вводятся натуральные числа и десятичные дроби;

(Слайд 7).

Ввести числа 450; 1131; 1160; 1395; 1547 и 28,65; 129,975; 13,734

Учитель дает понятие Иконы, какую роль играет Свет в написании Иконы. И о самом поразительном в Иконе, -это о лице (лики) и глазах.

(Слайд 8).  “Владимирская икона Пресвятой Богородицы”

  • Как производится сложение, вычитание, деление и умножение.

Составьте программу вычисления для 11!
Ответ: 1*2*3*4*5*6*7*8*9*10*11= 39916800

  • Как производится возведение в степень.

Прочитайте
452; ; 162; 782

На микрокалькуляторе легко и быстро можно возвести число в квадрат. Это выполняется по такой программе: 45 Х =

Обратите внимание, сразу после клавиши умножения нажимается клавиша “равно”.

(Слайд 9).

Вычислите квадраты этих чисел.
452; = 2025; 16=256; 782 =6084;

На микрокалькуляторе можно возвести число в куб, в четвертую степень.
Например, чтобы возвести число в четвертую степень, надо нажать на клавишу “равно” 3 раза, в пятую степень – 4 раза, в 6 степень – 5 раз и т.д.

Коллективная работ в парах.

Составить программу вычисления самостоятельно № 1540 (1 вариант – а, б, в. II – вариант д, ж, з) стр 234.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Проверяются программы в парах. Результаты вычислений перепроверяются с помощью программы “Лови ответ”.

(Слайд 10). Программа “Лови ответ”.

I-й вариант.

Е 412,89 + 306,24 – 678,59 = 40,54
У 8,508 + 9,439 – 2,524 = 15,423
Б 0,759*5,142*3,71 = 14,67007458

II-й вариант.

В 24,78*51,8 + 248,713 = 1532,317
Р (280,65 + 317,25)*4,24 = 2535,096
Л (953,54 – 396,41):75,8*4,12 = 30,282

(Слайд 11).

Ответы 1 и 2 варианта помещаются в сводную таблицу:

2535,096 15,423 14,67007458 30,282 40,54 1532,317
Р у б л е в

Какие ассоциации вызывает у вас данная фамилия, кто может сказать в какой области он работал и в какое время.

Предполагаемые ответы: изучали по истории, это художник, расписывал храмы, жил давно.

(Слайд 12). По Основам православной культуры Андрей Рублев, “Троица” 1425–1427г

III. Физкультминутка.

(Слайд 13).

IV. Повторение изученного материала.

Математика– “Окружность”.
Основы православной культуры: Москва – Столица нашей родины.

(Слайд 14).

Коллективная работа в группах.
Разгадайте кроссворд, используя чертежи:

 

4. Название инструмента для вычерчивания окружностей.

6. ∆АВС – … треугольник в окружность .

Прочитайте слово, получившееся в выделенном столбце и отмеченном знаком ХХ.

Учитель: Москва – столица нашей Родины, а кто знает каков герб нашей столицы, а есть ли фрагмент данного герба в гербе России?

Ответ: Да. На данных гербах изображен Георгий Победоносец.

(Слайды 15, 16). По Основам православной культуры Герб России и Икона XIV века “ Чудо Георгия о змие с житием” – фрагмент иконы “Великомученик Георгий Победоносец” .

Математика.
Немного о развитии искусства счета.

(Слайд 17).

Индивидуальная работа.

Расшифруйте название прибора для вычислений у древних греков и римлян. Для этого решите примеры с помощью микрокалькулятора, найдите в таблице буквы, соответствующие названным ответам. Запишите их последовательно в ответе.

0,27*211 = 56,97
10,7 + 34,2 = 44,97
128,99 – 72,02 = 56,97
128,8872:21,6 = 5,967

56,97 5,697 44,97 27,6 5,967 36,594
а я б д к м

Ответ “АБАК” – представляет собой специальную доску, которая была разделена на полоски. Каждая полоска предназначалась для определенного разряда чисел.

V. Рефлексия:

(Слайд 18).

  • Что я делал на уроке…;
  • Зачем я это делал …;
  • Как я это делал …;
  • Чему я научился …
  • Ч то мне понравилось на уроке

VI. Домашняя работа.

Математика . Н.Я. Виленкин . п.39; № 1556; №1 557; № 1560

Основы православной культуры. А.В.Кураев. Учебное пособие для4-5 класса. стр 52–55.
Вопросы и задания на стр 55.

VII. Выставление отметок.

Используемая литература:

  1. Н.Я. Виленкин Математика-5 . М., “Мнемозина” 2006 г.
  2. Е.А. Лебединцева Математика 5 класс. Задания для обучения и развития учащихся. М: Интеллект-Центр, 2007.
  3. В.Н. Рудницкая. Рабочая тетрадь 5 класс. М. Мнемозина, 2008 г.
  4. А.П. Попова Учебно-методическое пособие, М, Вако, 2009.
  5. А.В.Кураев. Основы православной культурыучебное пособие для общеобразовательных учреждений: М., “Просвещение”, 2010 г.
  6. В.А. Тишкова. “Основы религиозных культур и светской этики”: М., “Просвещение”, 2010 г.
  7. С. Рудзевская Энциклопедия. Православный храм, М. РООССА, 2010.
  8. Православный календарь за 2010. М, 2009.