При подготовке урока использован учебник по обществознанию:
- Глобальный мир в ХХI веке. 11 кл. Под редакцией Л.В. Полякова. М. Просвещение, 2009 г.
- Обществознание. 11 кл.Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.Просвещение, 2010 г.
Класс: 11 класс.
ЦЕЛИ ТЕМЫ:
- воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважение к своему народу;
- продолжить формирование навыков обсуждения проблем, работы в группах, анализа документов;
- развивать ценностные ориентиры и социальную активность учащихся;
- формировать нравственные качества учащихся в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Основные понятия урока: Родина, патриотизм, патриот, патриотичный, толерантный, толерантность, национализм, шовинизм, геноцид.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
- Музыкальная заставка \ЗВОН КОЛОКОЛОВ\, песни в исполнении Марка Бернеса
- Эпиграфы.
- Раздаточный материал \ВЫСКАЗЫВАНИЯ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ 19 в. (Н. Бердяев), выдержки из Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека;
- Презентационная работа «РУСЬ! РОССИЯ!»
- Словари: русского языка, философский.
- Видеофильм «Освенцим»
Учебник. Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке. Под редакцией Л.В. Полякова.
«Перекличка веков» (составитель В.Г.Носков),
«Русский фольклор» (составитель В.Аникина),
«Русские пословицы и поговорки» (состав. В.Аникина)
Подготовка к уроку:
- Составить вопросы для обсуждения.
- Провести анкетирование «Что значит Родину любить?»
- Подобрать цитаты по теме.
- Оформить класс.
- Подобрать музыкальное сопровождение.
- Выступление по вопросам.
- Написать сочинение «С чего начинается Родина?» (предварительное задание)
Форма проведения урока: КСО (коллективный способ обучения)
Учащиеся работают в малых группах.
Прием работы: синквейн, работа с документами, словарями, диалог
Цитаты:
«Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостояния» (П.И. Багратион)
«Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев…» (Н.Г. Чернышевский)
«Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно.
Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». (Н.М. Карамзин)
«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (В.В. Путин)
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Дж. Кеннеди)
Ход урока
Эпиграф Урока: “Национальная идея может произойти из национального характера, национальной культуры, национальной гордости”
I. Организационное начало урока.
ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ ЗВОНА КОЛОКОЛОВ.
1. Вступительное слово учителя. слайды из презентации «Русь! Россия»
Государство рождается однажды, но с течением времени оно видоизменяется, трансформируется многократно, но когда это происходит, меняется его географическое очертания, формы, правления, политические и экономические очертания, формы правления, политические и экономические уклады. Однако остается то, что как будто постоянно, но если мы присмотримся, то это жизнь нашего народа, в которой сохраняется дух, культура, прошлое и прорыв в будущее.
Сейчас Россия как раз и переживает становление своей государственности, а если вспомнить, что столыпинская и коммунистическая попытки потерпели крах, то сразу понимаем – другого шанса не будет. Наша страна и народ стали очевидцами сразу нескольких событий, которые можно назвать эпохальными:
- потерпело крах социалистическое общество;
- распался СССР;
- произошел переход к рыночным отношениям.
Страна стала походить на один обнаженный нерв. Миллионы людей потеряли ориентиры и стали ощущать себя так, словно они лишились Родины и превратились в эмигрантов, даже не переступив порог собственного дома. Произошло падение ценностей, а других, новых, вместо исчезнувших, никто не придумал. Мы не всегда понимаем куда идем, что будет с нами, со страной. И не последнюю роль за последнее десятилетие начинает в нашей жизни и жизни страны, занимать церковь, с ее пониманием патриотизма и попыткой достучаться до сердец наших граждан.
И вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Если народ страны не будет един, если его не объединяет привязанность к земле, на которой он живет, желание сделать жизнь на этой земле лучше, то любая страна рассыплется в прах.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от алкоголизма, наркомании, хамства, грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, в основе нашего патриотизма лежат не столько в истории, а сколько в самоуважении к себе, как к свободным, творческим и полным энергии людям.
II. Проведение дискуссии.
1. Что такое Родина?
Человек рождается для того, чтобы жить. Не зря, во всех основных документах по правам человека, во «Всеобщей Декларации прав человека», «Конвенции по правам ребенка», Конституции РФ, указывается основная принадлежность человека - его жизнь, семья, работа, служению Отечества. Родная мама, родители, дом, где ты вырос, друзья детства, школа, любимые книги и окружающая природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат нам от рождения и их невозможно отнять ни при каких обстоятельствах, потому что они хранятся в наших сердцах. Вспомните песню Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»
(включается звукозапись песни М.Б. «С чего начинается Родина?»)
Вопросы для обсуждения:
- С чего начинается Родина?
- Что вы понимаете под словом патриотизм?
Работа над понятием Родина, «патриотизм», «патриотический» в словарях.
Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином он состоит.
Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.
(Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка)
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
(Философский словарь)
Обсуждение:
- Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?
- Готовы ли вы всю свою жизнь посвятить своей Родине, ее процветанию?
- Не возникало ли у вас желание, после окончания школы уехать за границу?
(Зачитываются отрывки из сочинений, которые были написаны учащимися класса на уроках русского языка и касаются понимания слова Родина).
Составляем синквейн со словом «патриотизм».
2. Можно ли гордиться нашей Родиной?
Слова учителя.
В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Но мне кажется, что ругать свою историю, - это все равно, что придавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с ее достижениями и негативными последствиями, но я горжусь, что именно моя страна, мой народ выстоял и победил в самой страшной войне – Великой Отечественной, горжусь знаменитыми писателями, художниками, артистами, внесшими свой вклад в мировую культуру. И мне очень хочется, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия и зла.
Выскажите свое мнение по следующим вопросам.
Использование слайдов из презентации «Русь! Россия!».
- В какие моменты вы испытываете гордость за свою страну?
- Интересуетесь ли вы прошлым нашей страны? Какие чувства вы испытываете за поражения и ошибки руководства нашей страны или в действиях нашей армии?
- Какие эмоции вызывает гимн нашей страны? (звучит гимн РФ )
3. Считаете ли себя истинно русским человеком?
Работа со словарем. Найти значение понятий «российский», «россиянин».
Задание для учащихся.
- Есть ли различия в понятии «россиянин» и «русский»?
Слова «российский», «россиянин» – тоже, что и «русский», применяются в официальной речи, считаются устаревшими. (История государства Российского. Сочинение Карамзина)
Российская словестность; О, громкий век военных споров, свидетель славы россиян! (А. Пушкин)
Составьте синквейн со словом «национализм»
Какой знак можно поставить между понятиями, почему?
Национализм ? Патриотизм
Задание для учащихся: заполнить таблицу, в которой зафиксировать общие признаки и основные различия национализма и патриотизма.
Общие признаки | Основные различия |
- Есть ли в современном обществе национализм? К каким негативным последствиям он привел и может привести сегодня?
Работа со словарем.
Национализм – один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде.
Задание для учащихся.
- Приведите примеры проявлений национализма в истории?
Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие «неполноценные» народы (славян) подчинить «истинным арийцам», сделать рабами.
Видеоряд о геноциде фашистов.
Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов.
Необходимость повышать национальное самосознание!
Работа с документом. Выдержки из работы Н.А.Бердяева «Судьба России». Беседа по документу. (Приложение 1)
Таким образом мы подошли к понятию «толерантность», «толерантный»
Вопрос учащимся:
Нужно ли быть толерантным?
Учащимся было предложено творческое задание. Работа с книгами
Подобрать пословицы и поговорки о дружбе между людьми, связанные с понятием «толерантность», которые подчеркивают дух русского народа, его любовь к Родине и богу.
Задание: Создать дерево толерантности. (на доске).
4. Кто такой патриот современной России?
Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?
Вопросы для дискуссии:
- С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
- Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
- Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
- Гордитесь ли вы тем, что живете в России?
Приводятся сравнительные данные анкеты, которую выполняли в классах накануне дискуссии. Вопросы во многом сходны с вопросами для дискуссии, но они дают возможность увидеть в каком процентном отношении и сколько ребят отвели на каждый из вопросов. (Приложение 2)
III. Рефлексия.
В конце дискуссии мне хочется привести слова выдающегося русского мыслителя ХХ века Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Росси может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить! Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями».
Наша дискуссия подошла к концу, и я надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога.
Я хочу прочесть вам стихотворение. Оно мне очень понравилось. А написала его ученица одной из московских школ:
Храни огонь родного очага!
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что для тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Заключение: д/з – записи в тетради. Подобрать материал по вопросу «Патриотизм и космополитизм в современном мире».