Перед входом в зал на тумбе установлен портрет Александра Бузина, погибшего в чеченской войне. Горит свеча. Лежат живые цветы.
Оформлена книжная выставка «Солдатами не рождаются», посвященная памяти воинам, служившим в Чечне.
Звучит песня «Память». Слайд «Живым и погибшим посвящается».
Не удалось нашей стране оставить в прошлом столетии все беды и трагедии. В Новый век и тысячелетие Россия пришла с чеченской войной – жестокой, беспощадной. И хотя война никогда не бывает милосердной – всегда это трагедия, боль, слезы, смерть... а нынешняя, как ее называют, вторая чеченская компания, страшна еще тем, что стала для нас обыденной. Люди уже привыкли даже к сообщениям о числе погибших, равнодушно взирали на экраны телевизоров, где мелькали кадры из разрушительного Грозного.
Да и сами сюжеты с чеченской войны, которые раньше открывали любой выпуск новостей, нынче перекочевали на второе, третье, пятое места…
У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но немало сказано о причинах этого кровопролития, много написано о том, как там велись боевые действия. Но ясно одно: шла война.
Там, в Чечне, несли боевую вахту наши солдаты – молодые парни. И где бы каждый из них ни находился – обезвреживал какое-либо зарядное устройство, обходил печально известную всем площадь Минутку в Грозном или стоял на посту – они обязаны были достойно выполнить свой воинский долг, как и подобает настоящему мужчине.
А мы… Мы должны были их ждать. И делать все возможное, чтобы наши ребята чувствовали поддержку, были уверены в том, что о них помнят, их любят и ждут.
Б. Галкин «Россия»
Что теперь с нами стало…
Как Россия устала…
И какая еще ждет Россию война?
Мне не хочется крови,
И не надо нам славы,
Нас так мало осталось
А Россия одна.
И послушным солдатам
По торжественным датам
Про березки да клены
Сладкий голос поет
Стыдно станет погонам
Защищать бастионы
Уворованной жизни
Тех и этих господ.
Заживут раны тела,
Если дело задело.
Ну, а если натравят –
Друг на друга пойдем.
Вновь попьет нашей крови
Власть – слепая ворона.
Мне, наверно, не встретить
Двухтысячный год.
Под землей в Сталинграде
Отчеканят награды,
Затяжными дождями
Слезы русских Матрен
По Сибири, по Дону,
По России надолго
Не утихнет набатный
И молитвенный звон.
Только б души воскресли
И с надеждой и песней
Встали каждый, кто верит.
Что Россия – одна
Брат, отец и друг детства,
За Россию-все вместе!
Заживут наши раны.
Но душа – никогда!
Конечно, ждать нелегко. Особенно родителям, чьи дети служили в Северо – Кавказском военном округе. Там несли боевую вахту более 150 ребят из нашего Советского района. Бывало так, что от них месяцами не приходили письма.
И тогда шли их родные в Комитет солдатских матерей – чтобы хоть что-то узнать о судьбе своих мальчиков. Комитет солдатских матерей «Сибирячка» г. Советский в ноябре 1999 года был зарегистрирован как самостоятельная общественная организация. Только за полтора месяца 2001 года в «Сибирячку» поступило около 50 заявлений, где родители просили разыскать ребят, от которых долго нет писем, просили помочь разобраться с делами о неуставных отношениях в воинских частях, самовольном оставлении воинских частей. Это есть та огромная невидимая работа, о которой знают немногие.
В сердцах многих из нас война в Чечне оставила неизгладимый след. После поражения в Афганистане наши политики должны были не ввязываться в еще более страшную войну. Понятны были причины не отпускать Чечню. Это и проблема территориальной целостности, как важнейшее условие государственности; экономические причины: Чечня – это нефть. Были и исторические причины. Немаловажную роль сыграл и религиозный фактор.
В итоге ценность человека, его права и свобода, вопреки конституционной норме, уступила верховенству интересам нефтеструктур, военно-промышленному комплексу.
Но какие бы не были причины, судьбу солдат решали военачальники. А страдать приходилось мальчикам, которые еще вчера сидели за школьной партой и никогда не нюхали пороха. Переживать приходилось матерям, чьи дети уходили в армию: кому-то суждено было встречать ребят-инвалидов, кому-то и хоронить.
За весь период военных действий в Чечню было призвано из города Советский – 44 юноши, Югорска – 47, Агириша – 8, Алябьево – 3, Зеленоборска – 5, Коммунистического – 5, Таежного – 6, Пионерского – 15. Малиновского – 4. Семеро воинов погибли, двое пропали без вести. Одиннадцать человек получили ранения, из них двое умерло в мирное время, 15 солдат награждены орденами и медалями, 1 получил звание Героя России, посмертно.
Им до сих пор непонятно: за что воевали, ради чего погибли.… Но они знают, что война – явление жестокое, страшное. И пока существует на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.
Слайд «Портрет А.Бузина»
Наш сегодняшний вечер мы посвятили Александру Бузину, нашему земляку, погибшему почти 15 лет назад на чеченской войне.
Это случилось в то время, когда еще не было объявлено об окончании военных действий в Чечне. Это произошло 21 мая 1996 года. Именно в тот день не стало рядового Александра Бузина. А точнее младшего сержанта А.Бузина. Александр так и не узнал, что за несколько дней до гибели, ему было присвоено звание младшего сержанта.
Из 12 Героев России, удостоенных этого звания посмертно в чеченской войне, первый, а, возможно, и единственный в Ханты - Мансийском автономном округе – Александр Бузин, парень из нашего города Советский.
21 мая «в этот трагический день» он принимал участие в рейде десантно-штурмовой группы по тылам боевиков. В ходе операции инструктор минно-розыскного отдела вместе со своим четвероногим помощником Джоном обнаружили и обезвредили 16 мин и 4 фугаса, затем группа попала в засаду. Первым понял это Александр, он шел впереди и, чтобы предупредить товарищей, открыл огонь по боевикам. В этом коротком бою Бузин был смертельно ранен…
Стихотворение «Я убит на Чеченской войне», написанное учителем начальных классов Акинфовой Евгенией Павловной.
Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями «бузил»,
Получал и пятерки и двойки,
Но школу свою он любил.
Не спешите, постойте, ребята!
Побеседуйте тихо со мной.
И скажите: «Какой был веселый!
И какой он еще молодой!»
Подождите Девчонки смеяться,
Посмотрите на этот портрет,
Мне исполнилось только 20,
А меня уже нет, просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил.
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил!
Мне бы бегать на поле футбольном,
И подругу встречать по весне…
Я весной не вернулся из боя
Я убит на Чеченской войне.
Мать рыдает, горюет, страдая,
Над могилою ранней моей,
Да поет, по весне заливаясь,
Подпорожский шальной соловей.
Побывайте у мамы в квартире,
Навестите родную мою.
Чтобы знала она, что о сыне.
Кто-то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой,
Принесите цветов полевых.
Чтобы пахло мне Родиной милой,
На дорогах моих неземных.
Слайд «Обелиск А.Бузину»
Город Советский. Тихое кладбище. Памятник с именем. Возраст 20 лет.
Каким он был Александр Бузин? Как жил? Что остается от жизни, длинною всего в 20 лет?
Детство Александра прошло в нашем городе. Александр еще со школьной скамьи мечтал стать художником по дереву. Не случайно, после окончания восьмого класса, пошел учиться в Советское ПУ-11, где получил интересующее его образование – столяр художественной мебели, мебельщик-станочник. После окончания училища по специальности проработал только 10 месяцев. Затем его призвали в войска. Он не роптал на судьбу, что помешала ему на какое-то время получать удовольствие от достигнутого. К армейским испытаниям был полностью готов. И верил, что отслужив, как и все, вернется домой, к матери, к любимому делу.
«Я не знаю, зачем…» Слова А.Вертинского.
Я не знаю зачем, и кому это нужно,
Кто послал их на смерть
Не дрожащей рукой.
Только так бесполезно,
Так зло и ненужно,
Отпускали их в вечный покой.
Осторожные зрители,
Молча кутались в шубы
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.
Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам под шумок толковать,
Что пора положить бы конец безобразию,
Что и так уже скоро мы начнем голодать.
И никто не додумался просто встать на колени,
И сказать этим мальчикам,
Что в бездарной стране,
Даже светлые подвиги – это просто ступени
В бесконечные пропасти неподступной войне.
О службе Александра Бузина, о нем как о человеке, отличном воине, надежном товарище рассказывали потом местные газеты в очерке «Дай, Джон, на счастье лапу мне».
Как рассказывали сослуживцы Александра Бузина, Джон был очень предан своему хозяину. Сразу после разыгравшейся трагедии Джон никого не подпускал к телу хозяина. К себе – более трех суток! Подорвавшись на мине, как и хозяин, он получил также тяжелейшее огнестрельное ранение. Собака только на месяц пережила хозяина. Джона не стало 23 июня.
Вот что рассказывают сослуживцы А.Бузина.
Может быть, именно эти воспоминания помогут нам ответить на вопрос: «Что есть человеческая жизнь?»
Рассказывает младший сержант Владимир Бирюков:
Мы призвались с Бузиным одновременно. Александр с первого дня мечтал оказаться рядом с вольером, почувствовать себя дрессировщиком. Помимо исполнительности его отличали такие качества, как любовь к животным и умение донести до них самое необходимое. Уже в первом полугодии рядовой А.Бузин зарекомендовал себя с лучшей стороны, ему была объявлена благодарность.
Рассказывает помощник начальника группы по работе с личным составом ст. лейтенант Петр Анатольевич Белашев:
Рядовой Бузин ничем особенным не выделялся. На заданиях, как и большинство военнослужащих, был исполнительным. Но меня всегда в нем привлекала такая деталь, как соответствие роста с размером сапог.
Александр не отличался большим ростом, если не сказать наоборот. А сапоги были большого размера – этакий мужичок из лесов. Когда он с сослуживцами готовился к первому своему выезду в Чечню, произошел небольшой казус. Все подбирали, подгоняли обмундирование. Стали примерять бронежилеты. Рядовой А.Бузин тоже принялся примерять бронежилет. Когда я увидел его в броне, только улыбнулся. Казалось, он качается под тяжестью, еще немного и он упадет. Но это было только мимолетное впечатление.
В первой командировке он доказал, что из него получается отличный боец и хороший товарищ.
Рассказывает сослуживец рядовой Олег Алиновский:
Саша был само обаяние. С ним легко общались, парень прекрасно относился к юмору и никогда не обижался на шутки. Вообще был очень спокойный.
Рассказывает рядовой Андрей Телегин:
Он был отличным парикмахером. Всех своих стриг, - только попроси. Да и вообще был отличным парнем.
В начале мая 1996 года Александр Бузин, как наиболее подготовленный и опытный специалист, был придан подразделению разведки воздушно-десантной дивизии. Начались разведывательные операции в тылу, в районе Бамута. 21 мая в составе десантно-штурмовой группы убыл в длительный рейс по тылам боевиков. Как и полагалось инструктору минно-розыскной собаки, рядовой Александр Бузин находился впереди группы. Операция длилась ни один час. Инструктор с собакой успели обнаружить и обезвредить 20 мин и фугасов. В какой-то момент Александр почувствовал на себе чьи-то тяжелые взгляды. Времени на раздумье не было. Он открыл огонь по засевшим боевикам. Вызвав огонь на себя, Александр тем самым предупредил товарищей о засаде. Сам же в коротком бою был смертельно ранен.
Умер Саша на руках боевых товарищей.
Пройдут годы. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об «афганцах» и «чеченцах», и попреки, так больно их ранящие. Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны навсегда останутся в памяти ничем неизгладимой трагической меткой.
Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужества русского солдата.
На Родине Александра Бузина стоит скромный обелиск. Это вещественное доказательство памяти о Герое России.
Ну, а невещественные доказательства – в памяти сослуживцев, в памяти тех, кто служил с ним в части.
В памяти тех, кого он спас в Чечне, обезвреживая мины и фугасы.
В памяти тех бойцов десантно-штурмовой группы, которых 21 мая спас от верной гибели.
Полководец Суворов определял шесть качеств, необходимых для солдата, и говорил, что ему «надлежит быть здорову, храбру, решительну, справедливу, благочестиву».
Нынешнему российскому солдату, служа в Чечне, помимо этих качеств нужны и многие другие. И, прежде всего, мудрость и терпение. Он обязан долгу, выдерживая натиск противоречивой информации, ориентируясь в Кавказских политических хитросплетениях, не поддаваясь на провокации.
Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкнет оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война на чеченской земле – не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе – пока живы матери, потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов.
Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.
Звучит песня «Память»