Цели: знакомить учащихся с тем, что грамотная в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь, т.е. речь с ошибками, затрудняет понимание одного человека другим.
ХОД УРОКА.
Организационный момент
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (веселым, интересным, познавательным)
- Отчего это зависит? (От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга)
Правильно, я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой и чтобы вы узнали что-то новое. Может быть, даже удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.
Речевая разминка (Артикуляционная гимнастика)
Упражнение
«Барабанщик»
«Язычок змеи»
«Сладкое варенье»
«Улыбочка трубочка»
Прочтите упражнение по слогам, затем так как мы говорим, и после выразительно.
Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
А сейчас разгадайте кроссворд и узнаем тему нашего урока.
Р | е | л | и | к | в | и | я | |||
в | е | с | н | а | ||||||
с | в | е | ч | а | ||||||
п | ь | е | с | а |
- Вещь, свято хранимая как память о прошлом (Реликвия)
- Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой
Взмахнет
В лесу подснежник Расцветёт (весна) - Таять может, да не лёд.
Не фонарь, а свет даёт. (Свеча) - Произведение, которое почти целиком состоит из диалогов и монологов героев
(пьеса)
О чём мы с вами будем говорить?
Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы с вами знакомимся с тем, что грамотная в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь, т.е. речь с ошибками, затрудняет понимание одного человека другим.
Беседа, Работа по новой теме.
-А для чего человеку нужна речь? (чтобы люди общались друг с другом)
-Какая речь бывает? (устная и письменная)
-Какую речь мы называем устной? (ту, которую произносим и слышим)
-Какую речь мы называем письменной? (ту, которую мы пишем и читаем)
-А ещё мы с вами сегодня встретимся с героями Милна «Вини Пухом и его друзьями»
-Кто является героями этого произведения.
Рисунок 1
Перед вами записка, которую оставил своим друзьям Кристофер Робин.
УШОЛ ЩАСВИРНУСЬ.
ЗАНИТ ЩАСВИРНУСЬ.
К.Р.
-Поняли ли вы, о чём она?
-А поняли ли друзья мальчика, что он написал? (Конечно, нет) Послушайте фрагмент повести « Сова снова поглядела на записку...
По- моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло,- сказала она,- Кристофер Робин куда-то ушёл с Щасвирнусом. Он и этот.. Щасвирнус сейчас чем-то заняты. Ты за последнее время встречал у нас в лесу, каких- нибудь Щасвирнусов?
-М-м-м, - сказал Кролик, - я как раз хотел у тебя узнать. Как они выглядят? По крайней мере, - сказала она,- он больше всего похож на,... Но конечно,- продолжала она, - это сильно зависит от.. Ну... - сказала Сова. - Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, - закончила она чистосердечно»
- Итак, поняли ли Сова и Кролик, о чём идёт речь в записке? (Нет. Они решили, что существует какой-то Щасвирнус, но какой он и как выглядит, никто не знает)
- Почему же друзья ничего не поняли? (Потому что Кристофер Робин допустил орфографические ошибки, написал слитно два слова)
-Что можно сказать о Кристофере Робине только на основании его записки? (Кристофер Робин пока ещё не знает орфографических правил, поэтому пишет безграмотно, с ошибками) Разбор ошибок
-Запишите исправленный вариант записки. Не забудьте о знаках препинания (Я ушёл, скоро вернусь. К.Р.)
Отсутствие Кристофера Робина связано с тем, что он стал учиться. Послушайте, что сказал ИА своим друзьям, Кролику и Пяточку:
- Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он получает образование. Он обалдевает -по-моему, он употребил именно это слово, но, может быть, я и заблуждаюсь,- он обалдевает знаниями
В меру своих скромных сил я также - если я правильно усвоил слово - обал...делаю то же. Что и он. На следующее утро записка на двери Кристофера Робина гласила (проверка написанного)
Я ушел, сейчас вернусь. К.Р. Вот почему все обитатели Леса - за исключением, конечно, Пятнистого Травоядного Щасвирнуса-отныне знают, что Кристофер Робин занимается по утрам.
Какое слово Сова употребила ошибочно?
Почему так произошло? (обалдевает вместо овладевает. Сова услышала слово «овладевает», но не запомнила как оно произносится, не знает, что точно означает слова «овладеть, владеть» т.е. научиться»
Итак, какие ошибки были допущены? Что необходимо знать, что бы не допускать такие ошибки?
Посмотрите на рисунок (доска)
Рисунок 2
Мы пришли к домику Совы. Вспомните что было написано на дверях дома Совы?
Прашу падергат и ждать атвета Сава
Прашу стучать если ни атвичают Сава
- С какими правилами русского языка не знакома Сова? (Сова не знает правила правописания безударных гласных в корне и в приставках.)
-Давайте поможем Сове исправить ошибки.
-Как проверить слова с безударными гласными в корне слова? (Правило)
-Как правильно записать слова с безударными гласными в приставках? (Правило)
Приведём слова в норму и запишем.
Какую речь мы использовали? - Что необходимо для правильного написания слов?
Нередко в устной речи нарушается взаимопонимание, если слово употребляется так, что его значение неясно, например: У моего друга большой рот(т) - разбор
Для того чтобы не возникло недоразумения, путаницы, как это произошло с подругами из рассказа Р. Александровой. Прочтите рассказ на стр.25 (выразительное чтение)
-Что необходимо, для того чтобы не возникло недоразумений (нужно точнее
употреблять слова в словосочетаниях)
У моего друга большой рот.
У моего друга старинный (знаменитый) род.
На стр.28 запишите слова которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение
Пруд- прут, луг-лук, рот-род, маг-мак, стог-сток, запевать- запивать, полоскать-поласкать, поседеть-посидеть,примерять-примерять, вышел- вышил, спеши-спиши, будет-будит... А сейчас прочтем стихотворение на стр.30 №31 (по ролям)
-Как вы думаете, почему последние строчки выделены другим цветом? (отображена главная мысль)
-Всегда ли совпадает произношение и написание слов? (Чаще всего нет)
Слова в которых Ежи допустил ошибки, одинаково пишутся и произносятся? (нет.
Ежи допустил ошибки не только орфографические, но и произносительные: слово «апельсин» нельзя произносить опельсын т.к. (с) мягкий звук
-Какими словарями вы порекомендовали бы воспользоваться Ежи?
(орфографическим и орфоэпическим)
Рассмотрите схему стр.28 №29
-Как вы объясните схему? (в орфографическом правиле говориться о том, как надо писать ту или иную букву, то есть о норме. Нарушение же правила - это нарушение нормы, или ошибка)
Что же мы порекомендуем Сове?
Итог
-Для чего нам нужна грамотная в соответствии с нормами литературного языка речь?
-Ребята, вы каким увидели наш урок? Оправдались ли наши надежды?
Домашнее задание
-Подобрать слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.