Цели:
- формировать умение сравнивать числа и упорядочивать их;
- формировать навык письма цифр и знание термина «значение суммы»;
- учить выполнять сложение при помощи составленных столбиков таблицы сложения; познакомить с переместительным законом сложения;
- развивать анализирующее восприятие, внимание;
- воспитывать усидчивость.
Ход урока
I. Стадия вызова.
– Какая здесь фигура «лишняя»?
– Почему «лишняя», обоснуйте ответ.
– Сравните числа:
5 4 | 6 8 | 3 7 | 8 4 | 3 2 |
Дети называют неравенства.
– Какое из сравниваемых чисел нужно увеличить, чтобы неравенство стало равенством? (То число, которое меньше, нужно увеличить.) Докажите. (5 больше. чем 4 на 1, или 4 меньше 5 на 1, значит, нужно к 4 прибавить 1. Тогда получится запись: 5 = 4 + 1.)
II. Стадия осмысления содержания.
– Как вы думаете, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке. (постановка целей урока совместно с детьми)
Работа с презентацией
Задание 67.
– Что вы заметили в каждой паре сумм? (Они одинаковые, только числа поменяли местами.)
– Найдите значение сумм по таблице сложения. Что вы заметили?
(В каждом столбике они одинаковые.)
– Кто может сделать вывод?
Учащиеся уже знакомы с таким явлением, они легко сделают вывод.
– Прочитайте в учебнике.
– Это переместительный закон сложения.
– Выпишите из таблицы сложения несколько других пар равенств, где слагаемые одинаковые.
Задание 68.
Самостоятельная работа. Проверка.
– Где на рисунке расположены углы? (Вверху.)
– Почему другие фигуры нельзя назвать углами?
Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Задание 69.
– Найдите значения сумм с помощью натурального ряда чисел.
– Поменяйте слагаемые местами и запишите новые равенства.
2 + 7 = 9
5 + 4 = 9
Задание 70.
– Сравните число белых грибов и мухоморов на каждом рисунке.
– Запишите равенства или неравенства, в которых слева будет число белых грибов.
2 < 3 | 3 > 0 | 2 = 2 |
0 = 0 | 4 > 2 | 0 < 7 |
– Сколько грибов на каждом рисунке?
2 + 3 = 5 | 3 + 0 = 3 | 2 + 2 = 4 |
0 + 0 = 0 | 4 + 2 = 6 | 0 + 7 = 7 |
– Запишите числа в порядке уменьшения. (7, 6, 5, 4, 3, 0.)
Задание 71.
– Найдите закономерность и нарисуйте две последние строки.
(Проверка слайд 12)
III. Итог урока.
Рефлексия.
– Какой математический закон вы сегодня узнали? Обоснуйте его.
– Решите задачи:
- В семье пять сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?
- Одного из учеников зовут Миша, он стоит с краю. Если бы Валя стояла рядом с Володей, то Петя оказался бы по соседству с Юрой. Скажите, как стоят ученики? (Миша, Володя, Петя, Валя, Юра.)
Если учащиеся на слух затрудняются решить эту задачу, можно ее инсценировать.
Литература:
- И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С.Итина Математика, часть вторая – издательство ФЕДОРОВ.
- Планирование для преподавателей начальной школы – издательство «Учитель».