Учебный план школы является одним из основных документов образовательного учреждения. Назначение учебного плана:
- гарантировать получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
- предоставить школьникам возможность как более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
- сохранение единого образовательного пространства.
Учебный план школы разрабатывается в образовательном учреждении и согласуется с муниципальным органом управления образованием. Его разработка начинается с изучения Базисного учебного плана. Утвержденного МО РФ и науки.
Базисный учебный план устанавливает:
- продолжительность обучения по каждой из ступеней обучения;
- недельную учебную нагрузку обучающихся, которая включает занятия по учебным предметам, также обязательные внеаудиторные занятия;
- количество учебных часов, которое финансируется государством;
Структура учебного плана:
- федеральный,
- национально-региональный,
- компонент ОУ.
При проектировании учебных планов школ необходимо помнить, что Базисный учебный план предоставляет образовательным учреждениям следующие возможности: наличие в нем инвариантной (обязательной для всех школ) и вариативной частей.
Задача образовательного учреждения:
- спроектировать вариативную часть своего учебного плана так, чтобы он учитывал особенности и интересы обучающихся;
- возможности педагогического коллектива;
- отражал основное назначение данной школы;
- результаты учебно-методической работы за прошлые годы;
- планы по развитию образовательного процесса;
Статус УП:
- универсальный,
- базовый,
- профильный
Т.е.ориентированный на выполнение базовых стандартов образования в области гос.заказа и в области заказа ученика, родителя и местного сообщества
КОУ и внеаудиторная деятельность являются разделами учебного плана, позволяющими школе выстроить свое содержание, продиктованное спецификой и особенностями школы. Т.е. они определяют направление школы
При проектировании УП необходимо:
- приказ директора школы о формировании проекта учебного плана и образовательной программы, где руководителям МО дается указание провести изучение запросов учащихся, определение социального заказа.
- в 3 четверти проводится анкетирование учащихся и родителей со 2 по 10 класс с целю выявления потребностей обучающихся для изучения предметов отведенных на компонент образовательного учреждения, а также предметов внеаудиторной деятельности и консультации.
- КОУ
класс | По выбору | Предметы отвед.в …уч.году | Выбираемые предметы на … уч.год |
- Часы внеаудиторной деятельности 2011-12 уч.год (после обеда )
класс | Обязательные | По выбору | Предметы отвед в … уч.году | Выбор на … уч.год |
Итог анкетирования обсуждается на методсовете школы
По итогам анализа анкетирования учащихся, обновленного анализа СКС и соц.опроса можно определить предметы необходимые для введения в учебный план . После определения предметов выбора учителя-предметники разрабатывают программы , которые рассматриваются на заседании ЭС школы.
Компонент ОУ определяется:
- с учетом проблем содержания компонента учреждения;
- обоснованием могут служить большой % выбора, специфика школы, сформированная из сводного анализа СКС и ресурсного обеспечения качества образования.
В данном случае компоненты часов образовательного учреждения и часы внеаудиторной деятельности распределены исходя из проблемы школы «Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании» с учетом потребности учащихся и их родителей
Приложение (Учебный план МОУ Сулгачинской средней общеобразовательной школы).