Урок литературного чтения в 3-м классе на тему «С.Есенин "Воробышки"»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством С. Есенина; познакомить с произведением С. Есенина «Воробышки».
  2. Формировать умение анализировать поэтический текст, видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; раскрывать замысел автора.
  3. Развивать познавательный интерес к поэзии, внимание к поэтическому слову.
  4. Развивать эмоции, эстетическое воображение, показать красоту поэзии через слово, музыку, цвет, звук.
  5. Воспитывать любовь к русской природе, доброе отношение к птицам.
  6. Формировать умение работать в парах.

Оборудование:

  1. Учебник «Родная речь», 3 класс (2 часть), М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.
  2. Презентация в Power Point, компьютер, медиапроектор.
  3. Аудиозапись.
  4. Макеты птиц.
  5. Кормушка.

Ход урока

I. Организационный момент. Упражнения для активизации органов дыхания.

Из глубокого колодца (руки “О”) – о-о-о

– Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой) – у-у-у

– Свет его на нас прольется (руки вытянутые перед собой ладошками вверх) – а-а-а

– Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) – и-и-и

– Новый день оно начнет (руки вниз широко) – е-е-е

– А мы начинаем новый урок, урок литературного чтения. Пусть он будет добрым и светлым, принесет всем нам много удовольствия и радости. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

II. Работа над новым материалом.

1. Актуализация знаний.

– Попробуйте услышать в стихотворении фамилию русского поэта.

В этом имени – слово "есень".
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности и чистоты:

– Услышали ли вы эту фамилию? (Есенин)

Только скажут –
Сергей Есенин,
Всей России встают черты:
Н. Браун

Какой прием, использованный Н. Брауном, помог вам услышать эту фамилию? (звукопись – звук с).

– Сегодня у нас необычный урок – урок-исследование.

Объектом нашего исследования будет творчество замечательного русского поэта Сергея Есенина, для которого самым дорогим местом на планете была Русь.

Предметом исследования будет его стихотворение. Мы исследуем его, заглянем в мир его поэзии, постараемся понять и почувствовать его.

– Каким вы себе представляете поэта? (добрым, умным, любящим природу, людей, жизнь)

2. Рассказ о С. Есенине.

– В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился С. Есенин.

Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел весёлый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой.

– Константиново и сейчас стоит на крутом берегу реки Оки. Место это очень красивое. Подойдешь к Оке – широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока вьется лентой далеко-далеко.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

– Отца Сергея Есенина звали Александр Никитич, мать – Татьяна Федоровна.

Были у него две сестры – Катюша и Саша.

– С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое сыновей, в этой семье и прошло почти всё его детство.

– Бабушка его очень любила, и нежности ее не было границ. Дедушка часто пел ему старые песни, а няня – рассказывала сказки. Это и повлияло на дальнейшую судьбу будущего поэта. В пять лет Есенин научился читать, а в восемь лет стал писать стихи.

Худощавый и низкорослый, –
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

– Когда Серёжа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу. После её окончания он должен был поступить в Московский учительский институт, стать сельским учителем. Но этого не случилось.

– Целью и смыслом жизни Сергея Есенина стала поэзия. Стихи Серёжа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Писать старался каждый день. Он говорил: «Если я не напишу за целый день четырех строк хороших стихов, я не могу спать»

– С. Есенин – исконно русский глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Уйдя из жизни в тридцать лет, Сергей Александрович Есенин оставил нам большое поэтическое наследство. Многие его стихи положены на музыку, стали песнями и романсами.

Прошло более ста лет со дня рождения поэта, но люди любят его поэзию.

Полностью текст работы приведен в Приложении.