“Что такое воздух”
Задачи урока:
– продолжать знакомить детей с понятием “воздух”, его свойствами;
– воспитывать интерес к окружающей жизни;
– с помощью опытов закрепим знания детей о воздухе;
– создавать положительный микроклимат во время занятий.
Оборудование: перо, резиновые шарики разной формы, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, стаканчик с мыльной водой, цветная бумага, веер из бумаги, ножницы, стержень от ручки, музыка.
Предварительная работа: беседы, чтение энциклопедий, игры, наблюдения, изготовление веера из бумаги.
Ход занятияСтук в дверь. (Заходит Дед Всевед)
– Здравствуйте!
– Здравствуйте дети!
– Я, Дед Всевед! Шёл я мимо вашего детского сада дай, думаю, загляну к ребятишкам, свою корзинку пополню разными диковинками она у меня волшебная всё, что мне рассказывают в ней остаётся.
Игра “Давайте познакомимся”
– Вставайте в круг, давайте знакомиться!
– У меня в корзинке есть волшебный клубочек, вы будете его передавать друг другу и называть своё имя (ласково).
– Вот мы с вами и познакомились!
Воспитатель: “Дед Всевед, ты долго живал, много видал про, всё на свете знаешь. Расскажи нам что-нибудь интересное.
Дед Всевед: Дети, давайте сядем на ковёр, и я вам расскажу историю, которую мне рассказал знакомый воробей “О воробушке Чике”.
Жил был маленький воробушек Чик. Жил он с мамой и папой под крышей детского сада. Родители его очень любили, и они часто улетали из гнезда, чтобы принести для Чика вкусную гусеницу или жучка. Однажды родители улетели за кормом и долго не возвращались. И ему вдруг стало скучно. Он сел на край гнезда и стал смотреть, как вокруг него летает много насекомых и птиц.
И вдруг подул сильный ветер и Чик чуть не выпал из гнезда. Он подумал откуда берётся ветер, и что это такое.
Чик часто слышал, как занимаются дети в детском саду, и решил у них узнать, про ветер.
Но конец истории, я не услышал, знакомый воробей улетел по делам. Может вы, мне объясните, что такое ветер?
Воспитатель: Дети, давайте поможем Дедушке Всеведушке узнать, что такое ветер.
Возьмите веер помашите веером перед лицом. Что вы чувствуете?
Дети: Воздух
Воспитатель: Правильно, ветер – это движение воздуха. Посмотрите внимательно вокруг глазами. Налево, направо, вверх, вниз. (Дети смотрят по сторонам) Что вы видите? (Перечисляют) Вы видите воздух? (Нет, не видим) Воздух – прозрачный через него всё видно. А как узнать, что вокруг нас есть воздух? (Ответы детей)
А теперь пойдём вместе с Дедом Всеведом и будем делать опыты.
1-й опыт.
Воспитатель: Давайте возьмём перо, поднимем его высоко, и отпустим. Что вы видите? (Перо медленно опускается вниз) Что мешает перу опуститься вниз? (Воздух)
2-й опыт.
Воспитатель: Возьмите пакетики. (Воспитатель раздаёт полиэтиленовые пакеты)
Поднимите пакеты над головой и отпустите их резко вниз. (Пакеты наполняются воздухом) Чем же наполнились пакеты? (Воздухом)
3-й опыт.
Воспитатель: Давайте возьмём эти воздушные шарики. (Раздать детям резиновые шарики разной формы.) Теперь надуйте их. Что находится внутри шарика? Какой формы стал ваш шарик? Имеет ли форму воздух? Нет, он принимает форму предмета, в котором находится. Правильно, он не имеет формы.
Дыхательная физминутка.
Воспитатель: Сделайте носом вдох, потом выдох. Закройте правую ноздрю. Вдохните. Теперь выдохните. Теперь закройте левую ноздрю. Вдохните. Потом выдохните. А теперь глубокий вдох носом, выдох через рот. Вы чувствуете какой-нибудь запах? (Нет) Какой вывод мы сделаем? (Воздух не имеет запаха).
4-й опыт.
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру “Воздушные пузырьки”.
Возьмите трубочки и подуйте в них на ладошку. Что вы чувствуете? (Струю воздуха) А теперь возьмём трубочки и вставим в стаканчики с водой, и подуем. Что вы видите? (Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность воды). Почему они поднимаются? (Потому что воздух легче воды)
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух, которым мы дышим. Ребята вам удалось его показать Деду Всеведу.
– А теперь, давайте поиграем!
Физминутка:
“Ветер веет над полями
И качается трава (дети плавно качают руками над головой)
Облако плывёт над нами, словно белая гора (потягивание руки вверх)
Ветер пыль над полем носит
Наклоняются колосья-
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Мы взбираемся на холм (ходьба на месте)
Там немного отдохнём (дети садятся)
Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте сделаем вертушки.
Изготовление вертушки.
Одну вертушку подарим Деду Всеведу, он сделает из неё флюгер. И будет наблюдать за ветром. А с остальными будем играть на прогулке.
Дед Всевед: Спасибо ребята, что вы мне рассказали о воздухе много интересного. И спасибо за вертушку.
Сказка “Путешествие капельки”
Задачи урока:
– рассказать о значении воды в нашей жизни;
– дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе;
– развивать воображение, связную речь;
– с помощью опытов закрепить знания детей о воздухе;
– воспитывать бережное и разумное использование воды;
Оборудование: стакан с горячей водой, орг. стекло, схемы, блюдца с проросшим горошком, сухой горошек, цветок, лейка с водой, бумага для рисования, цветные карандаши, mp3 запись “Звуки дождя”.
Предварительная работа: проращивание гороха, чтение энциклопедий, рассматривание круговорота воды в природе. Наблюдение в природе за водой.
Ход занятияОрганизационный момент.
Давайте ребята встанем в круг и будем передавать волшебный клубочек и говорить друг другу доброе слово.(Оля ты добрая, Саша ты очень внимательный и т.д.)
Стук в дверь. (Заходит Дед Всевед )
– Здравствуйте дети, я рад вас видеть!
– Здравствуй Дед Всевед!
– Пришёл к вам в гости, рассказать новую историю знакомого воробья. О чём будет история, вы узнаете, когда загадку отгадаете:
К низу летит капельками,
А к верху невидимкою (Вода)
Ребята, вы хотите услышать новую историю про нашего воробушка Чика? Давайте сядем на ковёр и послушаем.
“Однажды Чик в дождливый день сидел под крышей детского сада и наблюдал за дождём. Одна капелька упала рядом с ним, и он решил с ней поговорить. “Здравствуй капелька, – сказал Чик, – Где ты живёшь?” И Капелька стала рассказывать о себе.
“Я – маленькая Капелька, жила со своими сёстрами и мамой тучкой. Мама Тучка разрешила нам с сёстрами погулять. И мы полетели на землю. Так я оказалась рядом с тобой. Откуда я взялась, я не успела спросить у Тучки-мамы. Теперь я не знаю, что мне делать, и как к вернуться к маме.”
Тут старый воробей опять заторопился и улетел. А мне стало интересно, что же произошло дальше с Капелькой.
Воспитатель:
– Ребята, давайте поможем Деду Всеведу узнать, как Капелька может вернуться домой.
Ребята, из чего состоит капелька? (Из воды) А кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, людям и т.д.) А нам нужна вода в детском саду? Для чего? (Умываться, поливать цветы, мыть полы, готовить обед и т.д.) Мы каждый день пользуемся водой, а она не кончается. К воде, дети, надо относится бережно, не оставлять кран открытым. В кране вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
1-й опыт.
Вода нужна всем.
Воспитатель: Посмотри, Капелька, сколько у нас цветов. Дети, как вы за ними ухаживаете? Для чего вы это делаете? (Чтобы росли). Посмотрите, ребята, у вас на блюдце в намоченной ватке лежат горошины. Что с ними произошло? (Они проросли). А рядом лежат сухие горошины. Почему одни проросли, а другие нет? (Потому что мы их смачивали водой). Чтобы расти, для растений нужна вода. Да, ребята, без воды всё живое на Земле погибнет.
2-й опыт.
Берём стакан с горячей водой, закрываем орг. стеклом, на нём оседают капельки воды. (Показать детям). Вот такие капельки воды под воздействием солнца испаряются с поверхности рек, морей и океанов, и превращаются в тучи и облака. Да, под действием солнца из океанов испаряются огромные объёмы воды. В виде пара они поднимаются над землёй и превращаются в водяные капельки или даже мелкие кристаллы льда, образуя облака, которые проливаются на землю дождём. Большая часть испарившейся воды, таким образом, вскоре возвращается в океаны и моря. Но часть облаков ветер разносит над сушей. В зависимости от температуры окружающего воздуха вода выпадает на землю в виде дождя или снега. Благодаря Солнцу осуществляется круговорот воды в природе.
Игра “Ходит капелька по кругу”Ребята, я буду мамой тучкой, а вы будете капельками. И им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми и ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретившись, ручейки стали большой речкой. (Капельки соединяются в одну цепочку) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан. (Дети перестраиваются в хоровод, двигаются по кругу) Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме-тучке.
Продуктивная деятельность:
Ребята, давайте нарисуем “Путешествие Капельки”.
Посмотри, Дед Всевед, что нарисовали дети! Они нарисовали путь Капельки домой.
Дед Всевед: В ваших рисунках, я увидел, что Капелька может вернуться домой, разными путями. Теперь я знаю, чем закончилась история. Как вернулась Капелька к Маме-тучке. Спасибо вам большое. До новых встреч!
Что такое природа?
Задачи урока:
– знакомить детей с понятием “Природа”, “живая природа”, “неживая природа”.
– учить работать в группах. Создавать положительный настрой.
– развивать творческие способности.
– воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.
– активизировать и обогащать словарь детей.
Материал: корзинка – копилка; рисунок с изображением природы; маленькие картинки с изображением живой и неживой природы; с объектами, сделанными человеком; кубики (красный, синий, зелёный); мешочки (в которых лежат шишки, камешки, ветки, кусочки кирпича, песок, кора), бумага для рисования; мелки, фломастеры, карандаши, краски; музыкальная запись.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, иллюстраций, наблюдения в природе, беседы о природе.
Ход занятияОрганизационный момент:
Давайте встанем в круг и будем передавать волшебную палочку, при передаче палочки нужна сказать какая она.
В гости пришёл Дед Всевед.
– Здравствуйте ребята! Как мне нравится к вам в гости приходить. Вы всегда мне помогаете. Убирался я в своей корзинке копилке и обнаружил интересное стихотворение:
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворён.
И мир цветущий, мир природы
Избытком жизни упоён.
Как вы думаете, дети, о чём это стихотворение? Правильно, это стихотворение о нашей природе. А сейчас я вам покажу большой рисунок, и загадаю загадки, а отгадки вы найдёте на рисунке.
В морях и в реках обитают
Но часто по небу летают,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (Вода)Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и всем добром плачу. (Земля)Голубой платок, красный колобок.
По платку катается, людям улыбается. (Солнце и небо)Много рук, одна нога. (Дерево)
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой.
Лежит клубок с иголками
Колючий но живой. (Ёжик)Стоят два дуба, на дубах бочка.
На бочке кочка, на кочке лес. (Человек)
Вы правильно отгадали загадки. А что ещё вы видите на этом рисунке?
Дед Всевед: А почему на рисунке нет ни домов, ни заводов, ни машин? Почему художник не изобразил их? Или специально забыл?
Дети: специально, ведь на рисунке изображена природа.
Дед Всевед:
А кто делает машины, строит дома?
Дети: человек.
Воспитатель: всё, что сделано руками человека мы не называем природой.
Дед Всевед: У меня в корзинке ещё лежат картинки, и они все перепутались. Возьмите, рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено. Природа, или нет. Помогите их мне разобрать.
Воспитатель: Мы сейчас поможем тебе. Дети, вам нужно разделиться на три группы.
Первая группа подойдет к зелёному кубику. Вторая группа – к красному кубику. Третья компания – к синему кубику. В каждой компании выбирается капитан. Капитаны подойдут к Деду Всеведу, и получат задания.
Первая группа должна выбрать все карточки с живой природой.
Вторая – с неживой природой.
Третья – всё, что сделано руками человека.
1-й капитан:
Это человек, собака, ёж, деревья, все они питаются, растут, дышат, и поэтому относятся к живой природе.
2-й капитан:
Солнце, облака, вода, камни, песок – неживая природа. Так как у них нет способности к росту, питанию и дыханию.
3-й капитан:
Машина, дом, кирпич, стол, стул – созданы руками человека.
Дед Всевед: вот спасибо, что помогли, разобраться с карточками. Я их положу в разные конверты, чтобы они больше не перепутались.
Физминутка:
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем в игру “Живая – неживая природа”, а Дед Всевед посмотрит, как дети хорошо всё знают. Когда я буду называть объекты живой природы, вы будете двигаться, а неживой – стоять на месте. Хорошо вы всё запомнили?
Игра “Угадай, что в мешочке”
Вам нужно угадать на ощупь, что находиться в мешочке и назвать.
(В мешочках находиться объекты живой и неживой природы )
Продуктивная деятельность:
А теперь я предлагаю вам нарисовать рисунок о природе. Рисунки должны содержать те объекты природы, которые вы нашли в мешочках. ( Дети рисуют любым материалом, материал лежит на столе для свободного выбора).
Дед Всевед смотрит, как все рисуют, играет музыка. Когда дети нарисовали, Дед Всевед благодарит детей: Сегодня вы были очень внимательными, и многое мне рассказали, красиво нарисовали. Спасибо вам за рисунки! Я положу эти рисунки в свою корзинку – копилку, пойду, расскажу и покажу, что от вас услышал, другим детям. До свидания дети.