Развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте

Разделы: Начальная школа


Проблема развития творческой личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Сегодня эта проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования.

Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. “Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства”.

Многие считают, что главная задача образовательного учреждения – обучающая, то есть передача ученику определённого набора знаний, умений, навыков. Но это далеко не так! Всё больше актуализируется лично – ориентированное образование, связанное с освобождением творческой энергии каждого человека, находящегося в системе педагогических отношений. Как же обстоят дела в начальной школе?

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они стремятся учиться, трудится, подражать взрослым. Но с поступлением ребенка в школу многое в его жизни меняется. Почему? Да потому, что обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально – педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка.

“Главным мерилом хорошего или дурного обучения Л. Н. Толстой считал одно: возбуждение интереса детей к учению. Интересно детям учиться, светятся их глаза – хорошая школа; скучно им, тягостно, “тусклые, без света глаза” – школа дурная”. Так хочется, чтобы наша школа была хорошая.

Всякий раз, принимая новый класс, задумываешься о том, как развивать творческое воображение, индивидуальные способности ребёнка, как помочь раскрыть всё, на что он способен, укрепить веру каждого малыша в себя и свои силы.

С первых уроков стараешься создать в классе атмосферу сотрудничества и творчества, атмосферу успешности и развития всех и каждого.

Задача педагога – организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение.

Развитие творческого потенциала ученика возможно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Творчески работающий педагог не может строить процесс обучения без опоры на творчество. “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова Л. Н. Толстого особенно актуальны для детей младшего школьного возраста.

Каким же образом возможно обучение творчеству на уроках особенно в 1 классе? Очень помогли нам в этом творческие задания. Творческие задания на уроках дети выполняют с огромным удовольствием. Они раскрепощают ребёнка, повышают интерес к предмету, создают ситуацию успеха на уроке, развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка, развивают познавательную активность, творческую самостоятельность.…Разумное дифференцирование творческих заданий с учётом индивидуальных особенностей ребёнка обеспечивает свои положительные результаты на уроке, а именно рост творческого потенциала.

Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих заданий, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами и видеть их счастливые глаза, обращённые к нему с радостью и любовью.

С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные друг с другом задания, которые предлагаются учащимся в определённой последовательности, от простого к сложному. Обязательным является элемент тренинга и элемент новизны.

Итак, под творческим заданием мы понимаем вид деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают навыки.

Каково же место творческих заданий в целостном педагогическом процессе?

  1. Организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения;
  2. Творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности на уроке;
  3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;
  4. Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся;
  5. Работа по выполнению творческих заданий на уроке может быть различной длительности;
  6. Отличительной и главной чертой творческих заданий на уроке должен являться уровень новизны, так же актуализация прошлого опыта.
  7. Творческие задания позволяют самим ученикам дифференцированно подходить к их выполнению в соответствии со своими умениями и навыками.
  8. На первоначальном этапе применения творческих заданий учитывать желание учащихся, их мотивы.
  9. Оценка выполнения творческих заданий должна носить позитивный характер.

Выполнять творческие задания можно на различных этапах урока:

Это ряд заданий выполняемых устно;

  1. Задания на повторение учебного материала;
  2. Задания при объяснении нового материала;
  3. Задания на выработку алгоритма действий, выработку умений и навыков, на закрепление знаний;
  4. Задания для самостоятельных работ творческого характера;
  5. Задания с игровыми моментами.

Обучение должно быть радостным процессом. Поэтому среди регулярно применяемых творческих заданий мне хочется остановиться на тех, которые особенно любимы моими первоклассниками. За годы своей практической работы с детьми я часто задумывалась: почему творческие задания, где присутствует рисование или в качестве помощника выступает рисунок, вызывают у младших школьников огромный интерес. Ответ прост. Все дети художники. Естественная природа ребёнка требует творить, фантазировать, воображать. Природа детского рисования такова:

– рисование доступно;
– чувственно;
– познавательно;
– выразительно;
– продуктивно;
– образует законченный цикл: процесс – результат – продукт.

Учёным удалось установить, что все люди рождаются с доминантой правого полушария мозга, и эта функция доминирует до 7 – 10 лет, отвечая за их художественно – образное мышление. Люди действительно рождаются художниками. Так заповедала Природа.

Поэтому на нас, учителях начальных классов, лежит почётная и ответственная задача – поддерживать и развивать в детях не просто творческое начало, а целостное художественно– образное мышление, без полноценного развития которого не может полноценно развиваться и формироваться логическое мышление.

Исходя из этого, на уроках применяю следующие виды творческих заданий:

  1. Творческие задания, содержащие игровой момент;
  2. Творческие задания с элементами тренинга;
  3. Творческие задания занимательного характера, на смекалку;
  4. Творческие задания, которые подразумевают организацию практической познавательной деятельности: нарисовать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу, вычислить и нарисовать по точкам, составить рассказ или сказку по графикам и диаграммам.

Так, например, на уроках обучения грамоте особенно любимы детьми следующие творческие задания:

1.Прочитай и нарисуй картину.

<Рисунок 1>

2.Прочитай слова и раскрась таблички соответствующим цветом.

<Рисунок 2>

3.Прочитай предложения с картинками, раскрась.

<Рисунок 3>

4.Прочитай слова и придумай к каждому противоположные по смыслу.

<Рисунок 4>

5.Прочитай слова и подчеркни их соответствующим цветом.

<Рисунок 5>

6.Прочитай слова и найди те из них, которые обозначают транспорт.

<Рисунок 6>

7.Прочитай слова и соедини их с числами.

<Рисунок 7>

А дифференцированные творческие задания с элементами тренинга “ Весёлый паровозик” помогают детям доводить до автоматизма умение читать, начиная с самого простого пути.

<Рисунок 8>

9.Творческие задания “ Буква потерялась” из пособия Е. Е. Барановой О. К. Разумовской.

<Рисунок 9>

Элементы тренинга в творческих заданиях включены с учётом следующих требований: от простого к сложному. В связи с этим в творческих заданиях предусмотрены тренинги, которые способствуют многократному повторению заданий одного типа для лучшего закрепления материала и быстрой наработки навыка. Главное же в заданиях тренингах – это наличие творческого элемента.

На уроках русского языка в 1 классе, работая в тетрадях по чистописанию, после написания на строке изученной буквы прошу найти самую красивую и даю детям творческое задание с помощью простого карандаша и цветных карандашей “ оживить букву и превратить её …” Как радостно слышать от детей “ Я это просто обожаю!”. Вот что у нас получилось к примеру:

К – котёнок, клоун, колокольчик, кит…

Ш – воздушный шар, шляпа…

Ц – цветок, цыплёнок…

П – петух, попугай…

Б – Золушка, спешившая на бал…

<Рисунок 10>

Словарная работа, основанная на методе ярких ассоциаций, благодаря использованию творческих заданий, превратилась из простого механического заучивания в настоящее языковое творчество. Дети активно участвуют в творческом процессе по подбору слов – помощников, что способствует прочному запоминанию правильного написания и развитию творческих возможностей учащихся. Сколько было радостных эмоций, когда “ворона научила детей разговаривать по – вороньи”, а словарные слова: картина, карман, картофель – перестали вызывать у детей затруднения.

При подборе ассоциативных образов дети чаще любят использовать рисунок. Свои варианты дети фиксируют в словариках. Работа по составлению словариков носит творческий характер, детям она очень нравится. Они выступают как авторы, сами создают ассоциативные образы, которые записывают или зарисовывают.

<Рисунок 11>

Такой вид творческих заданий способствует развитию орфографической зоркости, развивает творческое мышление младших школьников, способствует формированию познавательного интереса на уроках русского языка. А написания словарных диктантов дети ждут с нетерпением.

Конечно же, творческие задания помогают и усвоению теоретического курса математики. Для совершенствования математических навыков в 1 классе использую в творческих заданиях “ математическое рисование”, где детям сначала предлагалось “ оживить” математический рисунок, предварительно найдя значение выражения каждой части рисунка.

<Рисунок 12>

Позже творческое задание усложнилось тем, что дети увидят математическую картинку только после того, как вычислят и раскрасят.

<Рисунок 13>

Далее стала использовать Рабочую тетрадь Л. С. Истиной, С. Н. Кормишиной “ Волшебные точки. Вычисляй и рисуй” При выполнении этих творческих заданий от правильности решения зависит соберёт ли ребёнок по точкам картинку или нет. Настоящей наградой для детей становится удовольствие от правильно выполненной работы и, в конечном счёте, от полученного красивого геометрического рисунка.

<Рисунок 14>

Также дети любят графические диктанты, когда нужно нарисовать по клеточкам предмет, а затем в нём дорисовать что – либо или нарисовать симметричный рисунок. Ребята сами придумали много рисунков по клеточкам, из которых получился сборник “Весёлые клеточки”.

Судя по результатам выполнения детьми творческих работ, можно с уверенностью утверждать, что творческие задания – это одно из эффективных средств повышения качества образования в начальной школе.

Таким образом, применение творческих заданий, в частности с использованием рисунка, в целостном педагогическом процессе реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной творческой работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности.

Однажды Герберт Уэллс написал: “ Ни один завоеватель, ни один государственный деятель не может изменить сущность масс и поднять их выше того поколения взрослых, с которым он имеет дело. Но Учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может сделать больше, нежели правители и государственные главы. Именно они, Учителя, способны создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества”.

Литература

  1. С. Ашикова “ Все дети – художники!”, “ Начальная школа”№ 6/2005.
  2. Т.П. Фатеева “Творческое задание на уроках математики”.
  3. Е.Е. Баранова, О. К. Разумовская “Как научить вашего ребёнка читать”, М., издательство “ Грамотей”, 2004.
  4. Ольга и Сергей Федины “ Как научить ребёнка читать”, М. “АЙРИС – пресс”, 2008.
  5. М.И. Моро, С. И. Волкова “ Рабочая тетрадь”, М. “ Просвещение”, 2010.
  6. Л.С. Истина, С.Н. Кормишина “ Волшебные точки. Вычисляй и рисуй.”, Самара, “ учебная литература”, 2007.