Цели урока:
- дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян.
- Продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответа на вопрос с обобщением или выводом. (обобщения полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации (развёрнутого суждения и т.д.).
- Развивать навык самостоятельной работы с текстовой информацией.
- Активизировать процесс мышления и воображения, способствовать более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания.
- развитие интереса к предмету, формирование информационной культуры учащихся, воспитание уважения к истории России.
Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», атласы, настенная карта «Русь в IX-X веках», информационные листы, тетради.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
- ознакомление с темой и планом урока
- постановка задачи и целей урока
Знаете ли вы, кто были предки русского народа? Какими они были? Где и как они жили?
Мы – исследователи! Нас интересуют наши предки – восточные славяне.
Но есть проблема!
До нас дошли только отреставрированные документы, макеты, рисунки.
Давайте прочитаем документы, рассмотрим рисунки и определим направления нашего исследования.
II. Изучение нового материала
Задание для всего класса: ознакомиться с источниками в информационном листе и определите направления нашего исследования.
После прочтения учащиеся определяют направления исследования:
- Места проживания славян;
- Занятия славян;
- Верования славян и быт славян;
- Военное искусство славян;
- Система управления у славян.
Работа с учебником § 1 стр. 7-8 п. 1 Происхождение и расселение восточных славян.
Работа с информационным листом. См. Приложение.
Работаю совместно с ребятами, даю им образец их дальнейшей деятельности:
1. Найти документы в Информационном листе , в которых говорится о местах проживания славян.
- Прочитайте текст §1 стр. 7-8 п. 1 Происхождение и расселение восточных славян и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена. (соотнесение текстовой информации с информацией на карте. Работа с атласом и настенной картой)
- Поработать с формированием понятий индоевропейцы, балтославянские, индоевропейские племена, три ветви славя: восточная, западная, южная), заполнить схему в рабочих тетрадях стр.3, (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) или на доске.
Пример схемы.
- Прочитайте текст «Повесть временных лет»
- О каких группах славянских племен идет речь в документе?
- В чем особенности названий славянских племен? (работа с гидронимами)
- О каком уровне общественных отношений у славянских народов это свидетельствует?
- Предположите, каково происхождение названий племен, не объясненное в документе?
- Славяне каких современных стран упоминаются в источнике?
- Предположите, как влияло местоположение расселения славян на их род занятий?
Самостоятельная работа в группах:
Предлагаю разбиться на группы и начать исследовательскую работу, результаты которой, должны представить и защитить в конце урока. (состав группы: докладчик, картограф, художник, секретарь.)
Требования к выступлению:
Представить новые слова и раскрыть их значение.
Составить рассказ. ( Должен быть кратким, логически построенным и содержать главные выводы).
Докладчик должен знать материал и уметь ответить на дополнительные вопросы.
Каждая группа начинает исследовать именно те документы, которые соответствует ее тематике.
Для того чтобы исследование было полным – предлагаю воспользоваться текстом учебника, дополнить свой рассказ, поработать с новыми словами( в учебнике имеется словарь), с атласом и настенной картой, информационным листом.
Задания для 1 группы
- Прочитать тексты документов и текст в учебнике о занятиях славян.
- Какие новые и непонятные слова вы встретили в тексте?
- Составьте схему «Занятия славян в VIII – IX в.»
- Составьте рассказ о занятиях славян, подтверждая свои выводы, текстом документов (прочитай что сказано об этом в документе), указывая авторов, на которые вы ссылаетесь. Используйте рисунки в учебнике.
Пример схемы:
Задания для 2 группы
- Найдите документы, в которых имеется информация о быте славян.
- Какие новые и непонятные слова вы встретили в тексте?
- Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
- Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
- Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?
- Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?
- Составьте рассказ об образе жизни славян. Подтверждая свои выводы, текстом документов, указывая авторов, на которые вы ссылаетесь.
Задания для 3 группы
- Найдите документы, в которых имеется информация о верованиях славян.
- Какие новые и непонятные слова вы встретили в тексте?
- Какой вывод о характере верований древних славян можно сделать на основе данного источника?
- С какими еще языческими культами вы знакомы?
- Выделите особенности языческих верований.
- Как вы думаете, способствовала ли эта религия процессу объединения древних славянских племён? Почему?
- Составьте рассказ – о верованиях славян подтверждая свои выводы, текстом документов, указывая авторов, на которые вы ссылаетесь.
Задания для 4 группы
- Найдите документы, в которых имеется информация о системе управления у восточных славян.
- Какие новые и не понятные слова вы встретили в тексте? (работа со словами )
- Прочитайте документы и составьте рассказ – как управлялись славянские племена, подтверждая свои выводы, текстом документов, указывая авторов, на которые вы ссылаетесь.
- Составьте схему: «Система управления у восточных славян».
Пример схемы:
Задания для 5 группы.
- Найдите документы, в которых имеется информация о военном искусстве восточных славян.
- Какие сведения о вооружении славян можно получить из документов?
- Что мы узнаем о тактике и стратегии славянских воинов?
- С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас историк?
- Опишите славянского воина (внешний облик, вооружение, характер, боевые качества, схематичные рисунки оружия, воина, одежды).
III. Закрепление
Выступление групп.
IV. Итог урока
V. Д/З
§1, вопросы, выучить термины стр. 14, рабочая тетрадь стр. 3-6 §1.