ЦЕЛЬ: Учить детей ценить время.
ЗАДАЧИ:
- Образовательная: сформировать понятия - время, часы. Познакомить воспитанников с видами часов и историей их развития.
- Развивающая: способствовать дальнейшему развитию внимания, памяти, устной речи.
- Воспитательная: воспитывать бережному отношению ко времени, развивать эстетический вкус.
Оборудование:
- Раздаточный материал
- Презентация (слайды)
Место проведения: кабинет начальных классов
Звучит мелодия
Ведущий: Ребята, вы, конечно, привыкли к тому, что в доме есть часы?
Дети: Да.
Ведущий: Они есть в каждом доме. Они сопровождают человека на протяжении всей жизни. Они могут быть большими и совсем миниатюрными, громкими и абсолютно безмолвными. Они умеют отсчитывать мгновения, которые мы не всегда ценим. Мы так привыкли к их присутствию в нашей жизни, что даже не задумываемся, откуда же взялись эти стражи времени по имени Часы! А если случится так, что остановятся все часы? Что может произойти?
Дети: Время обеда, а мы еще не завтракали. Не знаем, когда идти в школу.
Ведущий: Да ребята будет совсем - беда! Без часов трудно представить себе нашу жизнь.
Знаете ли, вы какие были раньше часы?
Какие виды часов есть на земле?
Что такое время? Об этом вы узнаете, сегодня побывав в путешествии по "Часовой стране" (Слайд 1)
Ребята приготовили стихотворения, вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "О чем говорится в стихотворении?"
Стихотворение "Минутка"
Как часовые на посту,
Часы шагают в темноту.
И слышится нам четкий шаг:
Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Ты на часы свои взгляни
Прислушайся: идут они?
Часы тебя не подведут, они в любое время
Тебе покажут время.
Чтоб не проспал ты свой урок
Часы тебя разбудят в срок,
Хоть спрячь, ты свой будильник
В комод иль в холодильник.
Как долго тянется урок!
Совсем напрасен твой упрек
Лентяю две минутки
Порой длинней, чем сутки.
Зато минутки мчатся вскачь,
Когда идет хоккейный матч,
Часы твердят, что спать пора,
Мы засыпаем до утра
Спят взрослые и дети
Часы за все в ответе,
Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Ведущий: О чем ребята говорится в этом стихотворении?
Дети: О минутках!
Ведущий: Ребята, почему от людей часто можно слышать выражение: "Дорога каждая минутка"?
Дети: Потому что время бежит, и назад не вернёшь.
Ведущий: Да, мы не задумываемся, как часто зря теряем время. (Слайд 2) Не даром в пословице говорится " Время, что ветер, упустишь, не догонишь".
Часы не стоят на месте, они двигают время вперед, в завтра.
Почему человек придумал часы? Быть может, потому, что у него всегда было много дел, которые надо успеть сделать.
Мы совершим с вами путешествие в историю, и узнаем, о том какие бывают часы и для чего они нужны.
А отправимся в путешествие мы на машине времени.
Ну, что, в путь!
1 остановка - Как она называется, вы можете сказать, если отгадаете загадку.
Смотрит издалека
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Правильно, солнце. А наша остановка называется солнечные часы. (Слайд 3) Солнце никогда не стоит на месте движется и движется по небу. Утром выкатится огненным шаром. (Слайд 4), в обед стоит над головой улыбается. (Слайд 5), а вечером спать уходит. (Слайд 6).
А люди смотрят на солнце и говорят: Вот восход, полдень, закат. Чтобы узнать, сколько прошло времени или который час идёт, люди смастерили "солнечные часы". (Слайд 7). Вместо циферблата расчистили площадку под открытым небом, вместо стрелок - тень. Ходит, солнышко по небу - ходит и тень, точь-в-точь как стрелочка показывает время. Солнечные часы придумали в Древнем Вавилоне в IV тысячелетии до нашей эры.
ИГРА " ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ"
Утро, полдень, вечер, ночь
Пробежали, сутки прочь
Что ж, игру я начинаю
Для вас время называю…
Показать пантомимой друг, другу, что они делают в названное время суток. Ночь - спят, утро - чистят зубы, одеваются и т.д..
Отдохнули, а теперь отгадайте загадку:
Гребешок аленький
Кафтанчик рябенький
Двойная борода
Важная походка
Раньше всех встает
Голосисто поет (петух)
Почему ребята я загадала эту загадку?
Дети: Петух очень рано встаёт вместе с солнышком и будет нас, как будильник
Ведущий.
Следующая наша остановка называется "Петушиное царство". (Слайд 8).
Жил на свете Петушок-. (Слайд 9)
Золотые пёрышки,
Ярко красный гребешок
На шальной головушке.
Громко, звонко голосит,
Крылья раскрывая,
На рассвете всех будил,
Новый день встречая.
Ведущий: А можно ли петуха считать часами?
Дети: Да!
Ведущий: Конечно ребята, Петух - тоже "часы" только необыкновенные - живые. Ведь в глубокую старину таких часов, как теперь, не было. Но время-то людям надо было знать обязательно. Вот их и выручал петушок - золотой гребешок, маслина головушка, шелкова бородушка. Он кричал в одно и тоже время. Бывало, прокукарекает ни свет ни заря. Просыпайтесь, люди добрые, скоро рассвет-все встают, да за работу принимаются. Так по живым часам и определяли люди, что это 4,5 часов утра.
А.С. Пушкин написал сказку "О золотом петушке". Он будил людей, тем самым спасал от врагов.
Кто не читал эту сказку, возьмите в нашей библиотеке и обязательно прочитайте.
Продолжаем наше путешествие.
Следующая остановка - ЧАСЫ "ВОДЯНЫЕ". (Слайд 10)
Да, да вы не ослышались, ребята, есть и водяные часы. Они могут показывать время не только в солнечные дни, но и ненастье и даже ночью. (Слайды 11,12). Из верхнего сосуда, вода протекала в нижний сосуд. Водяные часы были изобретены в Древнем Египте. В Каирском музее находятся самые старые в мире водяные часы. Они "родились" во II тысячелетии до нашей эры.
Вот и настало время физминутки.
Тик-так, тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так, тик-так!
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так
Налево - раз, направо – раз
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так, тик-так!
Продолжаем наше путешествие.
4 остановка - "ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ". (Слайд 13)
"Течет время" в песочных часах не время течет, а песок, который его измеряет. (Слайд 14). Ребята эти старинные часы дожили и до наших времен. А вы встречали их?
Дети: В больнице, в школе.
Ведущий: Да, пойдёшь в физио-кабинет на процедуры, они тут как тут. Тысячу лет тому назад появились песочные часы, они были очень важны для мореплавателей, в пасмурную погоду, когда нельзя определить время по небесным светилам. Пока песочек сыпется, мы отгадаем с вами загадки.
ЗАГАДКИ
Считает весь век,
А сам не человек (часы)
В круглом домике, в окошке
Ходят сестры по дорожке
Не торопится меньшая
Но зато спешит большая (стрелки часов)
Его не увидишь в окошко
Рукой осторожно не тронешь
Без ног и без крыльев оно,
Но мчит и летит, не догонишь (время)
Вот и время пришло поиграть.
ИГРА "ПУТАНИЦА"
Я раздам вам карточки с заданием. Если вы правильно соберёте пазлы, то сможете прочитать пословицу, которая относится к нашему путешествию "Делу - время, потехе час".
Ведущий: Молодцы, справились с заданием.
Ну, раз делу время, продолжим наше путешествие.
5 остановка - КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ. (Слайд 15)
А эти часы узнаете? Ну, конечно это известные на весь мир Кремлевские куранты. (Слайд 16). С Красной площади они кажутся не такими уж большими, а на самом деле: большая стрелка 3-х метровая, каждая цифра высотой 1 метр невидимый маятник - 32 кг. Вот по этим часам мы живем и сверяем часы. В каждой стране проверяют время по главным часам своего государства. В России "Кремлёвские куранты", в Лондоне "Биг - Бен" "голос Лондона" показывает точное время с 1859 года. (Слайд 17).
Есть часы карманные, наручные, настенные, часы перстень. (Слайд 17,18). Но человек не остановился на этом и изобрел часы без стрелок. Это электронные часы. Среди часов есть часы с самым большим циферблатом. Его величина 15.24 метра. Эти часы установлены в Американском городе Джерси Сити в 1924 году. Есть, самый миниатюрный часовой механизм, его вес 1 грамм, изобретен он в 1953 году. (Звенит будильник)
Ведущий: А это что за звук?
Дети: Будильник!
Ведущий: А для чего нам нужен будильник?
Ребята, мои часы показывают, что наше путешествие подходит к концу.
Скажите, что вам интересного запомнилось в нашем путешествии?
Какие виды часов вы узнали?
А зачем нам нужны часы?
Нужно ли беречь время?
Молодцы, вы были очень внимательны. В память о нашем путешествии я вам дарю вот эти будильники. (Слайд 19)