Описание районной конференции
Проект “Инфосфера” – ежегодная конференция исследовательских работ учащихся по информатике, впервые проводилась на тему “Информационная культура современного общества” – возможность самореализации талантливых учащихся, интересующихся современными проблемами информатики.
Цели
- Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся по информатике в средних общеобразовательных учреждениях Пролетарского района.
- Привлечение внимания учащихся к предмету информатика в школе.
- Выявление одаренных учащихся и развитие их способностей.
Актуальность и оригинальность
Исследовательская деятельность учащихся при обучении информатики становиться актуальной, поскольку направлена на развитие субъектности учащегося, ориентирована на развитие не только предметных и общеучебных компетенций, но и позволяет повышать уровень социокультурных компетенций. Конференция, как форма контроля и оценки исследовательской работы позволяет развивать коммуникативные компетенции учащихся, включает дополнительную мотивацию к учебно-исследовательской деятельности.
Участники
Учащиеся 7-11-х классов школ района.
Ожидаемые результаты
- Увеличение количества учащихся, заинтересованных современными проблемами информатики.
- Развитие учебно-познавательных компетенций, и информационно-коммуникационных компетенций учащихся, участвующих в проекте.
Учет возрастных и психологических особенностей учащихся
Для учащихся 7-9 классов исследовательская деятельность является в первую очередь формой обучения, в то время как для старшеклассников исследовательская деятельность может быть ориентирована на профильное изучение предметов.
Следовательно, организованы две группы (площадки) учащихся разного возраста на которых параллельно проходит представление и обсуждение работ.
Образовательная среда проекта “ИНФОСФЕРА”
Особенностью данного проекта является организация самостоятельной исследовательской деятельности учащегося, образовательная среда формируется организаторами проекта, учителем-консультантом и самим учащимся, и включает в себя информационные ресурсы Internet, библиотеки, в которые учащийся имеет доступ, периодическая печать.
Краткий алгоритм подготовки проведения районной конференции
- Определение места проведения мероприятия, технического обеспечения, списка приглашенных, круга участников.
- Создание положения о конференции.
- Привлечение дополнительных административных ресурсов (с помощью РМК).
- Информационная поддержка. Создание пресс-релиза мероприятия. Размещение информации в прессе. (школьный сайт, образовательный портал территории). Создание плакатов, буклетов для мероприятия.
- Приём заявок.
- Проведение установочного семинара для учителей. Проведение установочного семинара для учеников.
- Подготовка к мероприятию: уточнение количества участников, определение технической базы.
- Проведение мероприятия.
- Анализ проведенного мероприятия.
Полное описание подготовки проведения районной конференции
1. Идея!
Определение места проведения мероприятия, технического обеспечения, списка приглашенных, круга участников.
Причины проведения исследовательских, отчетных конференций могут быть разные, но для проведения просто необходимо ваше желание развивать детей, которые, может и не очень разбираются в сложностях программирования, но их интересует сфера, граничащая с каким-либо отделом преподаваемого вами предмета.
Определяетесь с общей темой конференции. Все работы исследовательские работы так или иначе должны проблематикой входить в общую тему.
Пример: первый раз “ИНФОСФЕРА” проводилась на тему “Информационная культура современного общества”
Выделите направления (проблематики), в направлении которых участники могли бы формулировать свои темы. Обратите внимание, тему формулирует ученик либо самостоятельно, либо с курирующим учителем.
Пример: Тематика работ учащихся:
- Информационная культура современного человека. (включая СМИ, управление, Интернет).
- Этические аспекты информационной деятельности. (включая Интернет-этика).
- Правовое регулирование информационной деятельности: проблемы и решения.
- Информационная безопасность (включая обеспечение безопасности на различных уровнях).
Определяем техническое обеспечение:
Необходимое для подготовки конференции |
Описание функций |
Необходимое для подготовки конференции ПО |
|
Office (MS 2007 или Open Office) | Подготовка документации: положения о конференции, пресс-релиза, формирование заявок, материалов к установочным семинарам, грамот; проверка работ, отчетов (презентаций) участников. |
графический редактор, настольная издательская система |
Создание информационного буклета, программы конференции (буклет), плаката, грамот. |
Необходимое техническое обеспечение для подготовки мероприятия |
|
компьютер с установленным ПО, подключением к интернет | Получение заявок, связь с участниками. |
принтер (черный картридж) | Распечатка документов, работ, буклетов, программ. |
Принтер/плоттер (цветной) | Распечатка цветных буклетов, обложки книги отзывов, плакатов (скорее на плоттере, формат от A3) |
Необходимое техническое обеспечение для проведения мероприятия |
|
компьютер с установленным ПО, подключением к интернет | Открытие работ участников, выполненных в любых офисных пакетах. |
проектор | Поддержка презентации работы. |
кафедра (место, на котором находиться выступающий с возможностью) | Возможность выбора места расположения докладчика по отношению к аудитории и проецируемой презентации. |
фото и видео камера | Для фото и видеосъёмки |
Bluetooth мышь (или пульт или специальная презентационная система) | Для возможности оправлять презентацией докладчику самостоятельно. Или организация места выступающего непосредственно у компьютера. |
Список необходимых файлов:
№ |
Название |
Назначение/Описание |
Документация |
||
1 | Положение | Приглашение к участию в конференции |
2 | Программа мероприятия | |
3 | Письмо-вызов | Приглашение ведущих мастер-классов |
4 | Заявки | Формирование списков учащихся Формируется по электронным заявкам участников |
5 | Грамоты участникам | Заготовка для печати грамот Формируется по письмам |
6 | Книга отзывов | Отзывы о мероприятии гостей и участников |
Информационная поддержка |
||
7 | Пресс-релиз | Для публикации новости в прессе |
8 | Буклеты, программы | Для информирования участников |
9 | Плакат | Для привлечения к участию учащихся |
10 | Сайт | Для дополнительной информации, публикации отчетов проведения, и т.п. |
Проведение мероприятия |
||
11 | Презентация ведущего | Для организации вступительной части/ организационного момента, представления выступающих. |
Учебно-методические материалы |
||
12 | Презентация для установочного семинара для учителей | Особенности курирования исследовательских работ учащихся |
13 | Презентация для установочного семинара для учеников | Особенности проведения и представления результатов исследования. |
14 | Методические материалы для педагогов | По теме мероприятия и организации исследовательской деятельности, ссылки на интернет ресурсы |
15 | Карта мероприятия | Методическая характеристика мероприятия |
Определяем участников: классы, возможное количество. Если детей больше 7-9, необходимо организовывать две параллельно работающие секции (делим по темам или возрасту, учитывая возрастные и психологические особенности) в разных кабинетах!
Кроме представления и обсуждения работ, желательно организовать для детей небольшое интересное мероприятие: мастер-класс по какому-либо предмету. Например, видеомонтаж, компьютерная графика. Но это обязательно должно быть интересно и ново для всех участников.
2. Создание Положения о конференции
Следующим шагом должно быть четкое формулировка цели и задач мероприятия, формы проведения и оформление этого в положение о конференции.
Пример (положение о конференции “Инфосфера”)
3. Оформление мероприятия документально.
Ваше мероприятие, наверняка, так или иначе может быть вписана в плановые мероприятия РМК, РМО. Ваша задача состоит в том, чтобы мероприятие “заработало”. Для этого вам необходимо обратиться к одному из методистов РМК (отвечающего за информатизацию образования или развитие инновационных педагогических технологий) с просьбой о проведении районного мероприятия. Методист РМК поможет информировать школы, создать на основе положения и разослать информационные письма, подскажет, к каким педагогам можно обратиться индивидуально.
4. Организация информационной поддержки.
Информационная поддержка. Создание пресс-релиза мероприятия. Размещение информации в прессе. (школьный сайт, образовательный портал территории). Создание плакатов, буклетов для мероприятия.
- Создание пресс-релиза необходимо для публикации новости о готовящейся конференции в прессе, в том числе на школьных порталах, городских сайтах. Ваше мероприятие должно быть в информационном поле. Чем больше человек о нём узнает, тем больше захочет откликнуться на участие, побыть слушателями.
- Следующим шагом необходимо найти место публикации информации. Если есть городской, районный, школьный портал – свяжитесь с администратором портала (контактные данные должны быть доступны и предложите разместить свою информацию). Если есть возможность связаться с местной печатной прессой – так же позвоните и предложите информацию.
- Если мероприятие планируется проводить регулярно, то нужно создавать сайт мероприятия. (Создание сайта мероприятия или объединения – тема для отдельного семинара.)
- Информационное обеспечение:
- Первое, что мы должны сделать – это буклеты к конференции – они позволяют привлечь больше участников, более неформально раскрыть цели и задачи мероприятия. Буклеты нужно будет раздать на установочных семинарах учителям и ученикам. Содержание: цели, задачи, краткое описание проблематики, примерная программа.
- Необходима программа, которую участники и гости получают, приходя на мероприятие:
- Так необходимо создать плакат(ы) для визуализации целей/тем, в зависимости, от того, на кого вы их ориентируете. Желательно разослать в школы хотя бы электронный вариант с положением и буклетом (по e-mail)
- Создание листов для регистрации гостей и участников.
- Создание книги отзывов для мероприятия.
По сути, пресс-релиз это сжатое, ёмкое описание мероприятия, желательно без использования профессиональной терминологии.
Пример
5. Работа с участниками.
Информирование участников. Приём заявок.
Необходимо получить первые письма с заявками (пока примерными) на участие. С активными педагогами желательно поговорить лично, объяснить цели, характер проведения мероприятия. Предположим, заявки вы получили (составляем список, чтобы определиться с кабинетами и технической базой).
6. Проведение установочного семинара для учителей. Проведение установочного семинара для учеников.
В положении необходимо точно сформулировать дату, время, место проведения, а так же тему установочного семинара. Для учеников и учителей они должны проводиться отдельно.
С учителями: обсуждаете структуру работ, особенности презентации исследований, обсуждаем возможные темы, даём пример работы, ссылки на методические материалы.
С учениками: даём структуру исследовательской работы, даём структуру презентации результатов исследовательской работы, обсуждаем возможные темы, даём пример работы, ссылки на интернет-ресурсы по самоорганизации деятельности и по теме конференции, обсуждаем основные ошибки.
7. Финишная прямая!
Подготовка к мероприятию: уточнение количества участников, определение технической базы.
Выбор и подготовка ведущего (если это учащийся).
Обязательно все участники должны прислать подтверждение участия – письма, практически ничем не отличающиеся от заявок, только тема должна быть сформулирована точно такая, какая будет при выступлении.
Это необходимо для:
- уточнения текста программы для участников и гостей и отпечатки;
- отпечатки для участников информационных табличек ;
- закупки грамот и отпечатки грамот за участие;
- точного определения с посадочными местами, расстановкой в кабинете(ах)
- создание базовой презентации (Тема, цель, слайды с фамилиями и именами и темами работ учащихся)
8. Проведение мероприятия
- Организуем встречу гостей. Для этого отдельный регистрационный стол с учащимися, регистрирующими прибывших, ученики, провожающие гостей к кабинету, в котором будет проводиться мероприятие.
- Организовать место для верхней одежды. Желательно отдельное помещение.
- Организовать размещение в кабинете (таблички/бейджи с именами участников и сектора размещения слушателей, гостей)
- Проверка работы оборудования (bluetooth-устройств, проектора, принтера лучше проводить за день).
- Размещение фотографа, оператора.
- Подготовка (заранее! До начала выступлений) – копирование работ учащихся в папку.
- Начало конференции: аудитории, представление гостей, вступительное слово.
- Завершение конференции: предложение подвести итоги и высказаться гостям, слово для методистов.
- Вручение грамот.
9. Анализ проведенного мероприятия.
Обсуждение с гостями (при личных встречах/переписках) проведение мероприятия: критика, пожелания, комментарии.
Определение перспектив развития на районном, городском и региональном уровне:
- Возможность периодичного проведения конференции исследовательских работ учащихся.
- Возможность проведения исследовательских конференций в других районах г.Тулы.
- Проведение городской конференции исследовательских работ учащихся.
- Проведение дистанционной конференции, семинара исследовательских работ учащихся.