Урок литературного чтения "Прощание с летом"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского, дать понятие периодов осени и их признаков, ввести новое понятие – контраст;
  • развивать умение понимать прочитанное, выделять главное, сравнивать, обобщать, расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к природе, нравственные качества личности.

Оборудование: иллюстрации Н.Устинова, толковый словарь С.И. Ожегова, выставка книг К.Г. Паустовского, портрет писателя, для детей – карточки для рисования в форме капель и листьев, восковые мелки или пастель.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Урок хочу начать с чтения прекрасных слов, а вы догадайтесь, кто их написал (эпиграф на доске):

Многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная. Лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. (К.Г.Паустовский)

– Почему вы решили, что эти слова написал Паустовский? (характерные образные выражения)

2. Актуализация знаний.

– Может кто-то вспомнил произведение, откуда взят этот отрывок? (“Подарок”)

– Кого из героев рассказа вы запомнили?

Герои рассказов Паустовского стали нашими старыми друзьями. Они путешествуют с нами из рассказа в рассказ.

– Откройте учебник и найдите в рассказе “Подарок” отрывок, где Ваня приносит свой подарок и что при этом говорит.

– Как вы думаете, почему герои хотели сохранить память о лете?

– Чем закончилась эта история? Прочитайте отрывок из рассказа.

– Какая память все-таки осталась? (засушенные листья)

– Какой период осени описан в рассказе? (сначала – ранняя, потом – середина)

– На доске две иллюстрации, докажите какая из них к какому периоду осени относится.

– Что хотел автор сказать нам этим рассказом?

Вывод: В природе все закономерно и подчиняется своему порядку. Вслед за летом идет осень, а потом – зима. И нельзя замедлить или остановить этот ход.

3. Постановка темы и целей урока.

Ребята, а какую осень мы наблюдаем сейчас? Давайте подойдем к окну (поздняя). Докажите.

– А что интересного о лете и осени осталось в вашей памяти? (проводится конкурс рисунков-набросков, дети выбирают карточку, соответствующую настроению: или листочек, или капельку; на доске выставка работ; краткий анализ рисунков.)

– Мы сегодня узнаем новую историю с участием наших героев.

– Выбрав подходящие слова и составив из них заголовок, вы узнаете название рассказа.

Встреча, прощание, летом, осенью, зимой, с

– Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

Познакомимся…
Будем учиться…
Будем воспитывать…

4. Работа с текстом до чтения.

– Что интересного в названии произведения?

– Можно ли предположить о чем пойдет речь в рассказе?

5. Первичное восприятие.

– Откройте учебник ( Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. “В одном счастливом детстве” часть1, стр.185)

Чтение рассказа подготовленными учениками.

– Какую осень изобразил Паустовский?

– Где происходит действие рассказа? (в сельской местности)

– С каким настроением автор прощался с осенью?

Физминутка.

Мы листики осенние.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

6. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания.

Нам встретились слова, которые употребляются только в сельской местности. Их значение нам не известно. Кто запомнил эти слова? (на доске) Попробуйте объяснить их значение.

А вот какое объяснение дает словарь Ожегова (находят и читают дети):

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.

Тесовая см. Тёс – тонкие доски из древесины хвойных пород. Тесовый – сделанный из тёса.

Гравюра – изображение картины, рисунка, полученное путем оттиска с клише сделанного мастером.

– Кто помнит, как начинается рассказ?

– Почему автор назвал ноябрь грустным временем года? Читаем текст вслух, с попутными комментариями, подчеркиваем слова и выражения, значения которых непонятно.

Давайте возьмем карандаш, будем читать и подчеркивать отрывки-доказательства (работа с текстом, по ходу разбираем образные выражения: сбитый белок, самовар-инвалид и др.)

– Кто выберет и прочитает из текста небольшой отрывок об осеннем вечере в деревне.

– Какое настроение навеяли эти вечера? Какой краской вы бы нарисовали их? Почему? (выбор цвета настроения – серый – скука, грусть, печаль)

– Давайте узнаем, что изменило нашу картину (работа с текстом, разбор образных выражений: мёртвая тишина, снег как стеклянный дождь, земля – застенчивая невеста, серебряное корыто)

– Что вы услышали, читая эти слова?

– Как дед Митрий назвал первый снег? (на доске: первопуток) Почему?

– Какое настроение принес первый снег? Каким цветом вы бы нарисовали эту картину? (выбор цвета настроения – белый – радость, спокойствие, надежда)

– Сравните цвета настроения начала и конца рассказа (на доске). Какими их можно назвать? (противоположными)

Контраст – это противопоставление в природе, настроении, цвете.

– Читаем дальше, чтобы узнать какая память осталась у героев о лете и осени (гроздья рябины)

– Почему автор говорит, что день будто дремал? Найдите объяснение в тексте.

– Какое образное выражение запомнилось вам из этого отрывка? (зима хозяйничала над землей)

– С кем автор сравнивает зиму?

– Я покажу вам иллюстрацию. Можно ли соотнести ее с нашим рассказом? Почему?

– Все картины осени, которые помогают нам сегодня на уроке, нарисовал художник-иллюстратор детских книг Николай Устинов. Расположите их в порядке наступления периодов осени (работа у доски).

7. Работа с текстом после чтения.

а) Словарная работа.

На доске слово: предзимье.

– Как вы думаете, что оно обозначает? (варианты ответов детей)

Позднюю осень, именно ту, о которой рассказал нам Паустовский, называют предзимьем. Уже не осень и еще не зима.

б) Вывод

– Что Паустовский хотел сказать нам этой историей? (Каждое время года прекрасно по-своему).

в) Работа с заголовком рассказа

– Придумайте свой заголовок к данному произведению (Выбор самого удачного варианта и сравнение с авторским)

8. Итог урока.

Ребята, кто открыл сегодня для себя что-то новое?

– Кому понравилось произведение?

– Кто помог нам глубже проникнуть в мир природы, увидеть ее красоту и гармонию?

Замечательный писатель-творец прекрасных слов об окружающем мире Константин Георгиевич Паустовский (портрет на доске). Когда-то Паустовский сказал прекрасные слова о другом человеке – композиторе Э.Григе (на доске):

“Спасибо! За Вашу щедрость, за то, что Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.

– Можем ли мы адресовать эти слова самому Константину Георгиевичу? Давайте прочитаем их вместе вслух.

9. Рефлексия.

Выберите и дополните одно из предложений:

Мне на уроке было…

Урок заставил меня задуматься о…

10. Домашнее задание.

– Выберите себе домашнее задание по желанию:

– Подготовить пересказ текста.

– Нарисуй иллюстрацию к произведению.

– Раздели рассказ на части по описанию осенних периодов.