Тип урока: урок-игра по обобщению и систематизации знаний.
Цели урока:
- Образовательные: обобщить понятие “механическое движение”; систематизировать знания по теме; провести тренировку практических и экспериментальных навыков через организацию дидактической игры.
- Воспитательные: воспитывать активность, умение работать самостоятельно и в группе; понимание жизненной важности изучаемой темы.
- Развивающие: развивать устойчивый интерес к предмету физики; физическую речь; умение обосновывать, доказывать, делать выводы; самостоятельно систематизировать учебный материал и готовиться к проверке знаний.
Оборудование и материалы к уроку:
- Телевизор, видеомагнитофон, ПК.
- Бланки структурной схемы по теме (на каждого учащегося) <Рисунок 3>.
- Компьютерная презентация “Понятия, определения” <Приложение 1>.
- Карточки-таблички по переводу единиц измерения (S, v, t).
- Компьютерная презентация “S, v, t” <Приложение 2>.
- Карточки с задачами на нахождение S, v, t.
- Карточки с экспериментальными заданиями на расчет механического движения.
- Надписи для “фундамента знаний по теме” <Рисунок 1>.
- Формулы на прямоугольниках формата А4, круги с физическими величинами S, v, t и их единицами измерения <Рисунок 3>.
- Прибор для изучения механического движения; детский заводной автомобиль, секундомеры.
- Надписи на листах формата А4: “механическое движение”, “Механика”, “Определение положения тела”; задача на нахождение средней скорости движения.
- Магниты, бланки для жюри, названия команд, скотч.
- Материалы для оформления центральной части доски <Рисунок 2>.
Методы и приемы, используемые на уроке.
№ п/п | Наименование метода | Входящие в данный метод прием | На каком этапе игры реализован |
1 | Метод упражнений | Сообщение условия задачи. Приемы записи условия. Прием планирования выполнения упражнения. |
Решение текстовых задач в тетрадях и на доске. Решение задач с пропусками на перевод единиц. |
2 | Логические | Обобщение. Систематизация. Конкретизация. |
Заполнение структурной схемы. Формирование понятийного
аппарата. Объяснение физических явлений и действий. |
3 | Метод самоуправления учебными действиями | Самостоятельная работа с приборами, объектами. | Экспериментальное определение требуемой физической величины. |
4 | Наглядный метод | Демонстрация иллюстраций, физических явлений, видеопоказ и др. | На каждом этапе урока |
5 | Метод контроля | Устный контроль | Объяснение явлений или действий. Перевод физических величин. |
Использована: технология системного усвоения знаний по физике (авторы: проф. Крутский А.Н., Косихина О.С.).
Элементы технологии.
№ п/п | Элементы технологии | Действия обучающихся на открытом уроке |
1 | Доминирующие элементы знания | Учащиеся: – дают четкие определения понятий, явлений, физических величин; – объясняют физические явления, действия. |
2 | Правила усвоения физических величин | Учащиеся: – дают название физической величины; – указывают единицы измерения в системе СИ; – осуществляют перевод физической величины из одних единиц в другие; – озвучивают формулы; – решают задачи с применением формул; – выполняют экспериментальное задание на нахождение указанной величины. |
3 | Структурные схемы | Учащиеся: – заполняют схему, которая систематизирует весь изученный материал по теме “механическое движение”. |
Ход урока
1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо угадать…
Подсказки:
- То, что здесь (на доске) написано, совершается всеми телами, процессами, мыслями…
- Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты.
- Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни!
Итак, тема сегодняшнего урока “Механическое движение”.
Учитель: На доске еще два неоткрытых прямоугольника.
- Какой раздел физики изучает механическое движение?
- Какова основная задача механики?
Учитель открывает прямоугольники. Предлагает просмотреть видеофрагмент “Движение, движение…”
2. Организация обобщающей игры с классом.
Учитель: Ребята! Это первая обобщающая игра по 1-й теме. Поэтому вы будете сегодня учиться правильно систематизировать знания, грамотно повторять тему и готовиться к контрольной работе. А чтобы здание ваших знаний стояло крепко, что необходимо?
ФУНДАМЕНТ ЗНАНИЙ!
Итак! 3 команды …………….(название команд) борются за звание лучшего застройщика!
Задание 1. (Учитель открывает 1-й слой фундамента.)
1-й этап. Дать четкое определение понятия, явления, физической величины.
Команды по очереди дают определения, две другие тут же придумывают примеры.
Учитель проводит этот этап с помощью презентации “Понятия, определения” <Приложение 1>.
Тело отсчета, материальная точка, система координат, траектория движения, путь, равномерное движение, скорость тела, неравномерное движение, векторные величины, движение по инерции, инерция, механика.
2-й этап. Определить по тренажеру положение точки в системе координат (по 3 для каждой команды).
Учитель проводит этот этап с помощью тренажера “Определение координат точки” (диск, 7 класс).
Учитель: Итак, 1-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (Слово жюри.)
Задание 2. (Учитель открывает 2-й слой фундамента.)
1-й этап. Дать название величины, указать единицы измерения в системе СИ.
Команды по очереди открывают круги на правой боковой доске. Получают карточки с заданием перевести величины из одних единиц измерения в другие.
Путь, S | Время, t | Скорость, V |
10 км=…….м | 20 мин=……….с | 720 км/ч=……..м/с |
5 мм=……..м | 2 ч=…………с | 120 м/мин=……м/с |
0,2 см=………..м | ---- | ---- |
Учащиеся работают в регламенте, отдают ответы жюри.
Учитель: открывает на компьютере презентацию “S, v, t” <Приложение 2> с правильными ответами и выборочно от каждой команды этот ответ обосновывается.
2-й этап. Показать знание формул, отгадать загадку, решить задачу.
По очереди каждая команда открывает прямоугольники на правой боковой доске, предварительно показав знание формулы. После формулы команда отгадывает загадку о виде транспорта и получает задачу на расчет одной из величин S, V, t.
Загадки об автомобиле, ракете, мотоцикле. Решенные задачи сдают жюри.
Загадка 1-ая:
Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес,
Накорми его бензином, на копыта дай резину,
И тогда, поднявши пыль, побежит… (Автомобиль.)
Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч? (216000 м)
Загадка 2-ая:
Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится.
Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд.
Хороша, как чудо света!
Что ж летит, ответь?........(Ракета.)
Задача. Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она пролетит путь в 280000м? (40 с)
Загадка 3-я:
Несется и стреляет, ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться за этой тараторкой.
В четыре такта его цикл, Это быстрый…(Мотоцикл.)
Задача. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 мин. (100 км/ч)
Задачи должны быть грамотно оформлены на бланках.
Учитель: Для образца оформления, закрепления навыков решения задачи на нахождение средней скорости движения, на доске совместно решаем задачу.
Загадка 4:
Кто далеко живет, тот пешком вряд ли пойдет.
Наш приятель тут как тут, всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай, отправляется……. (трамвай)!
Задача. Трамвай прошел первые 200 м со скоростью 5 м/с, а следующие 600 м со скоростью 10 м/с. Определить его среднюю скорость движения на всем пути. (8 м/с)
Учитель: Итак, 2-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (Слово жюри.)
Учитель:
Все! Сплошные “что”, да “если”,
“Почему”, “откуда”, “как”,
А на них ответы есть ли?
Вас проверим мы – вот так!!!
Задание 3. (Учитель открывает 3-й слой фундамента.)
Учитель: Сейчас вы будете наблюдать явления или действия, затем недолго обсуждать причину этих явлений и объяснять всем нам. Главное условие – при объяснении использовать термины, понятия нашей темы: “Механическое движение”.
№ п/п | Явление, действие | Смысловой вопрос |
1 | Тормозят грузовой и легковой автомобиль. (Презентация, диск, физика – 7-й класс.) | У какого автомобиля и почему тормозной путь больше? |
2 | Идет дождь. Вы спасаетесь под
зонтом. Решили зайти в помещение (Учитель имитирует дождь, учащийся находится под зонтом.) |
Как быстро освободить зонт от
дождевых капель? Почему именно так? (Продемонстрировать.) |
3 | Вы решили насадить метлу (лопату)
на черенок. (Учитель держит в руках метлу и черенок.) |
Как и почему это лучше сделать? (Продемонстрировать.) |
Учитель: Итак, 3-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (Слово жюри.)
Учитель: М.В. Ломоносов говорил: “Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов”.
Задание 4. (Учитель открывает 4-й слой фундамента.)
Каждая команда получает экспериментальное задание, выполняет его и затем делает отчет о его выполнении по указанной схеме. Жюри определяет точность, быстроту выполнения эксперимента, грамотное объяснение результатов.
№ п/п | Задание |
1 | Найти среднюю скорость движения игрушечного автомобиля на указанном пути. |
2 | Найти среднюю скорость движения одного из членов команды на указанном пути. |
3 | Найти среднюю скорость движения каретки с грузами по линейке. |
Во время отчета команд учитель открывает правую боковую доску со схемой отчета, по которой команды работают.
Учитель: Итак, 4-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (Слово жюри.)
Задание 5. (Учитель открывает 5-й слой фундамента.)
Необходимо систематизировать материал по теме в структурных схемах. После заполнения учитель проводит Блицопрос по проделанной работе.
3. Подведение итогов игры и открытого урока.
Учитель обращает внимание на выстроенный “фундамент знаний”. Кто оказался лучшим застройщиком?! Жюри объявляет результаты игры. Проводится награждение участников игры призами.
Домашнее задание. Придумать интересные задачи и вопросы по теме “Механическое движение”. Сочинить сказку о механическом движении (можно стихотворение). Эстетично оформить придуманное.