Данная работа представляет собой материал для конкурса профессионального мастерства: педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников, эссе и открытая лекция.
В работе представлены направления, формы, методы работы на каждом этапе обучения.
Данный материал адресован учителям начальных классов, учителям предметникам, воспитывающих на своих уроках такие понятия, как: нравственность, патриотизм, творчество, толерантность.
ПРОЕКТ “Мой мир – моя Родина”
Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к родному городу, к
родной речи — задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать.
Д. С. Лихачёв
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейшей задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание во многом сошло на нет. Школьники плохо знают историю своей страны, практически не ориентируются в традициях своего края, народа, не испытывают зачастую гордости за свою школу, город, край, Родину. Этому во многом способствует немало факторов: постоянное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле патриотического воспитания.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
По мере вырастания, у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый “родничок героизма” (А.Я. Бруштейн), который требует реализации, и который, как ни обидно это констатировать, чаще всего остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в антиобщественных организациях, поток которых от года к году растёт, и это – тревожные симптомы современности.
Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:
- между социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;
- между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;
- между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.
Выявление противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса патриотического воспитания школьников. Именно мы, педагоги, ответственны за будущее своих воспитанников. Для решения этой проблемы и ориентирован проект “Мой мир – моя Родина”. Данный проект определяет основные пути формирования гражданско-патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов работы в данном направлении и имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем в формировании личности обучаюшегося.
Вроде бы формированию и воспитанию гражданско-патриотических качеств школьника уделяется внимание давно. Разработаны специальные программы, спецкурсы и т.д. Так в чём же новизна данного проекта, спросите вы? На современном этапе, когда школа переходит на новые образовательные стандарты второго поколения, а начальная школа переходит на них уже со следующего года, задачей первостепенной важности является “формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру - именно это должна внести современная школа” - слова Дмитрия Анатольевича Медведева. Новизна проекта и заключается в том, что в ходе реализации проекта формы и методы, используемые на разных этапах проекта, будут дополнять, развивать, вносить новые элементы в воспитании этих качеств личности младшего школьника.
Кроме того данный проект подразумевает совместную деятельность педагога, детей и родителей, которая может быть не только интересной и увлекательной, но и способствует ситуации успеха – при которой результат деятельности ребёнка будет сопоставим его ожиданиям.
Основная идея проекта: воспитание активного гражданина и патриота своей Родины. Возрождение духовности, нравственности и патриотизма в наше время не вызывает сомнений. Может ли эта проблема решиться по нашему требованию? Конечно, нет. Дети начальных классов, как губка, впитывают всё, что прочувствуют в эти годы. То, что мы в них вложим, останется с ними на всю жизнь.
Цели и задачи проекта
Ведущей целью в моей работе по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, определяю задачи:
- Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
- Воспитание уважения к традициям своего народа, культуры общения, бережного отношения родному краю.
- Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями”.
И.Ф. Харламов в своей “Педагогике” пишет: “Патриотизм и культура – такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость”.
Поэтому целью данного проекта является – формирование гражданско-патриотических качеств младшего школьника через учебно-воспитательную работу.
Описание проекта
Проект рассчитан на 4 года. В его реализации выделены 4 этапа. Для каждого этапа разработана рабочая программа и перечень основных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач.
Этапы реализации проекта:
I этап: проектный (2009-2010 г.)
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания; формирование у обучающихся первичных знаний о патриотизме.
Задачи:
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Разработать, обсудить и утвердить программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать информационные, методические, педагогические условия реализации проекта.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II - III этапы: практический (2010-2012г)
Цель: реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию “Мой мир – моя Родина”.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей, культуры, спортивными школами.
- Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации проекта.
- Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
IV этап: аналитический (2013 г.)
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
- Обобщить результаты работы.
- Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
- Спланировать работу на следующий период.