Конспекты уроков и презентации к ним по теме “Моделирование и формализация” 11 класс, предмет “Информатика и ИКТ” на профильном уровне по учебнику под редакцией М.Е. Фиошина, часть 2, 2008 год. Конспекты уроков и презентации к ним составлены по данному учебному пособию. В конспектах уроков и презентациях используется материал учебника и приложения к учебнику на СD диске “Информатика и ИКТ часть 2. 11 класс. Профильный уровень”.
Урок №1. Тема Моделирование как метод познания.
Цели урока
- Дать представление о понятиях модели, процессе моделирования, о видах моделях и этапах моделирования.
- Развивать умения учащихся в описании моделей и их видах, перечислении этапов моделирования и в кратком описании этих этапов.
- Формировать научное мировоззрение учащихся по теме моделирования как методе познания.
Тип урока – урок новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации к уроку, плакаты.
Ход урока
- Организация деятельности учащихся на уроке. Постановка целей урока.
- Объяснение темы.
План объяснения (Презентации к уроку) Приложение 1.ppt
- Какими свойствами должна обладать модель?
- Понятие процесса моделирования. Пути моделирования.
- Виды абстрактных моделей.
- Цели моделирования.
- Дескриптивные модели.
- Оптимизационные модели.
- Прогностические модели.
- Этапы моделирования.
- Подведение итогов урока Д.Р. П1. Уметь отвечать на вопросы на стр. 14.
Урок №2. Динамическое моделирование. Моделирование физических процессов.
Цели урока
- Дать представление о динамическом моделировании и моделирование физических процессов.
- Формировать умения учащихся в составлении моделей физических процессов.
- Развивать навыки в составлении модели в Excel движение тела под углом.
Тип урока – урок новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации к уроку.
- Организация деятельности учащихся на уроке. Постановка целей урока.
- Актуализация знаний учащихся (Фронтальный и индивидуальный опрос учащихся)
- Объяснение темы.
План объяснения (Презентации к уроку) Приложение 2.ppt
- Чем характеризуется динамическое моделирование?
- Принцип представления информации в динамическом моделирование в дискретной форме.
- Моделирование физических процессов. Примеры.
- Задача о движение, которая описывается вторым законом Ньютона.
- Формулы ускорения и скорости, зависимость этих величин от .
- Модель решения задачи – движение тела под углом к горизонту.
IV. Подведение итогов урока. Домашняя работа П.2 стр 14-17, вопросы на стр. 19.
Урок №3. Модели динамики популяций.
Цели урока
- Дать представление о моделирование динамики роста численности популяций на модели неограниченного и ограниченного роста, модели типа “хищник-жертва”
- Формировать умения учащихся в решении задач по теме “Модели динамики роста”.
- Развивать навыки в составлении модели в Excel.
Тип урока – урок новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации к уроку.
- Организация деятельности учащихся на уроке. Постановка целей урока.
- Актуализация знаний учащихся (Фронтальный и индивидуальный опрос учащихся).
- Объяснение темы.
План объяснения (Презентации к уроку) Приложение 3.ppt
- С помощью каких моделей изучается динамика численности популяции в биологии.
- Понятие популяции.
- Что рассчитывается в модели неограниченного роста. Основные понятия и формулы.
- Что рассчитывается в модели ограниченного роста. Основные понятия и формулы.
- Модель “хищник-жертва”. Основные понятия и формулы.
- биологический потенциал вида.
- Понятие экспоненциального роста.
- Примеры экспоненциального роста в описании динамики изменения популяций различных видов. Примеры.
- Модель неограниченного роста амеб.
- Постановка задачи, математическая модель.
- Компьютерная модель неограниченного роста амеб.
- Составление модели неограниченного роста амеб при других значениях входных данных.
IV. Подведение итогов урока. Домашняя работа П.2 стр 18-19, задача.
Урок №4. Оптимизационное моделирование.
Цели урока
- Дать представление об оптимизационном моделирование и его основных понятиях.
- Формировать умения в составлении таблиц для решения оптимизационных задач.
- Развивать навыки в составлении модели в Excel.
Тип урока – урок новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации к уроку.
- Организация деятельности учащихся на уроке. Постановка целей урока.
- Актуализация знаний учащихся (Фронтальный и индивидуальный опрос учащихся)
- Объяснение темы.
План объяснения (Презентации к уроку) Приложение 4.ppt
- Понятие оптимизации в математике и информатике.
- Определение оптимизации.
- Этапы решения оптимизационных задач.
- Понятия линейного, нелинейного, целочисленного программирования.
- Определение математического моделирования.
- Основные характеристики оптимизационных задач: целевая функция, управляемые переменные, ограничения.
- Что значит решить оптимизационную задачу.
- Пример решения оптимизационной задачи.
- Её представление в виде таблицы.
- Математическая модель задачи.
- Модель задачи в Excel.
IV. Подведение итогов урока. Домашняя работа П.3 стр 19-22.
Урок №5. Имитационные модели.
Цели урока
- Дать представление об имитационных моделях.
- Формировать умения в описании имитационных моделей, назвать их области применения
Тип урока – урок новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации к уроку
- Организация деятельности учащихся на уроке. Постановка целей урока.
- Актуализация знаний учащихся (Фронтальный и индивидуальный опрос учащихся)
- Объяснение темы.
План объяснения (Презентации к уроку) Приложение 5.ppt
- Применение имитационного моделирования.
- Процесс имитационной задачи.
- Языки программирования для имитационного моделирования
- Понятие симуляции.
- Понятие программы симулятора.
- Преимущества программ симуляторов.
- Описание пакета Extend.
IV. Подведение итогов урока. Домашняя работа П 4 (стр 23-25)
Урок №6. Построение информационных моделей (урок 1)
Цели урока
- Дать представление об информационной модели, формах представления информации в информационных моделях (табличной, графической, сетевом графике, семантических сетях, графах).
- Формировать умения в описании информационных моделях.
Тип урока – урок новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации к уроку.
- Организация деятельности учащихся на уроке. Постановка целей урока.
- Актуализация знаний учащихся (Фронтальный и индивидуальный опрос учащихся).
- Объяснение темы.
План объяснения (Презентации к уроку) Приложение 6.ppt
- Понятие информационной модели. Основная задача информационного моделирования.
- Классические формы представления информации.
- Виды таблиц.
- Графическая форма представления информации.
- Виды структурных диаграмм.
- Иерархическая диаграмма.
- Сетевой график.
- Графы.
- Из истории создания графов.
- Семантические сети.
- Понятие онтологии и их примеры.
Табличная форма представления информации.
IV. Подведение итогов урока. Домашняя работа П 5 (стр 25-29).
Урок №7. Построение информационных моделей (урок 2).
Цели урока
- Дать представление об информационном взаимодействие в системе управления, обратной связи.
- Проконтролировать усвоение темы по тесту.
Тип урока – урок новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации к уроку.
- Организация деятельности учащихся на уроке. Постановка целей урока.
- Актуализация знаний учащихся.
Тестирование учащихся по теме “Моделирование и формализация” (устно или письменно).
- Объяснение темы.
План объяснения (Презентации к уроку) Приложение 7.ppt
- Понятие информационного взаимодействия в системе управлении.
- Понятие обратной связи.
- Понятие отрицательной обратной связи.
- Понятие положительной обратной связи.
IV. Подведение итогов урока. Домашняя работа П 5 (стр 30-32) Уметь отвечать на вопросы стр. 32.
Практические занятия по теме “Моделирование и формализация”. Использован материал из Интернета “11-2006. Лабораторные работы Модели”.
- Лабораторная работа 1. Модель неограниченного роста Практика по теме моделирование и формализация.
- Лабораторная работа 2. Модель ограниченного роста.
- Лабораторная работа 3,4. Решение оптимизационных задач.
- Контрольное занятие.