Цель: актуализировать имеющийся арсенал выражения эмоций.
Задачи:
- закрепить способы выражения эмоций (пантомима, мимика, цвет, речь; развивать речь через упражнение “Определи эмоцию”, “Составь рассказ”;
- коррекция зрительного восприятия через упражнение “Что изменилось?”;
- коррекция коммуникативных навыков поведения, развивать способность понимать эмоции другого человека и уметь адекватно выражать свои.
Материал к занятию: Мяч, карточки к упражнению “Чувство на спине”, альбомные листы, цветные и простые карандаши, иллюстрации, музыка.
Словарь: Эмоции, мимика, жесты, движения, голос, выразительность речи.
Ход занятия
Ритуальная игра “Здравствуй, друг!”
Воспитатель: Наше занятие мы начнем с ритуальной игры - приветствия “Здравствуй, друг!”. (Два круга - внутренний и внешний. Дети парами – лицом друг к другу). Неизменное условие: приветливо взяв друг друга за руки, сказать: “Здравствуй, друг!”. Затем внешний круг делает шаг к следующему партнеру.
Краткое обсуждение: “Что вы чувствовали?” Подведение к теме: Несмотря на одинаковую ситуацию, каждый из вас испытывает разные чувства.
Воспитатель: Итак, сегодня мы говорим об эмоциях, о чувствах. Послушайте стихотворение.
Какого вкуса чувства наши?
И скорбь. И лютая тоска?
И впрямь горька страданий чаша?
Любовь и впрямь, как мед сладка?
Горчинка легкая в стакане
У грусти явственно слышна,
Живая соль на свежей ране,
Когда обида солона.
С чем, с какими ощущениями сравнивает поэт чувства? Сегодня в своей речи мы будем использовать такие слова, как “эмоции”, “чувства”.
Эмоции - это душевные переживания человека. Чувства - отражение состояния настроения.
Какими способами можно выразить эмоции. Мы выясним, поиграв в различные игры.
Упражнение “Цвет моего настроения”. В кругу с мячом. Делаем краткие выводы. Каким образом, через что мы можем выразить свое чувство, эмоцию, настроение? Через цвет.
Предлагаю поиграть в игру “Чувство на спине”. Правила игры таковы. “Каждому из вас я прикрепляю на спину табличку с названием эмоции, какую - вам неизвестно. Вы должны узнать об этом друг от друга. Самое главное, что игра эта проходит молча. Эмоцию друга, соседа вы должны изобразить с помощью мимики, жестов, движений. Объяснить без слов! Нужно помочь другу понять, какое чувство написано у него на спине. Тот, кто понял, какое чувство написано у него на спине, помогает другим. Затем, собравшись в круг, мы назовем эти чувства. Игра эта, хоть и без слов, веселая, подвижная.
Обсуждение игры. – Легко ли понять, какое чувство выражает другой человек? Что при этом в его поведении помогает? Что мешает? Легко ли самому выразить чувство? Есть ли разница в выражении позитивного и негативного чувства? Другими словами - положительного и отрицательного чувства.
Упражнение “Что изменилось?” Картинки. 5-6, с изображенными эмоциями, или с лицами людей, с подписанными названиями, на развитие зрительного восприятия.
Следующее задание “Придумай рассказ по картине”. Как возникла та или иная эмоция? Для этого выберите себе картинку и обязательно дайте имя вашему персонажу.
Следующей игрой будет “Паровозик доверия”. Выбираем ведущего, остальные становятся за ним в паровозик и, полагаясь на ведущего, закрывают глаза. Ведущему предлагаю покатать такой паровозик.
Что вы чувствовали? Было ли это чувством страха, неуверенности или это было полным доверием, удовольствием? Ведущему. - Ты нес ответственность за всю группу, и дети доверяли тебе. Что испытывал ты при этом?
Следующее упражнение называется “Картина эмоций” Работа с бумагой и карандашами. Нужно нарисовать силуэт человека и подумать, где в каких частях тела, органах живет радость, и раскрасить эти органы в цвет радости. Также подумать о злости – где живет она, и раскрасить в соответствующий цвет. А где живет удивление? Страх? Заселите человека эмоциями.
Итог. Посмотрите, у нас получилась картина эмоций.
Затем подводится итог занятия. Какими способами можно выразить чувства, эмоции?
Заключительная ритуальная игра “Связующая нить”. Передавая клубок по кругу, держась за нитку, сказать свое мнение о занятии.