"Школа в условиях подготовки к внедрению ФГОС второго поколения", выступление на городском семинаре

Разделы: Администрирование школы


Слайд №1. Презентация

Добрый день, уважаемые гости, коллеги!

Мы хотим сегодня представить вашему вниманию некоторые результаты работы школы по введению стандартов второго поколения.

Слайд №2

Ну, а прежде, чем говорить о теме сегодняшнего семинара, хочу немного познакомить со школой, в которой вы находитесь.

Слайд №3

Дата открытия средней школы: 01 сентября 1991 года.

Решением Совета депутатов ЗАТО Скалистый от 04.11.2000 № 115 школе присвоено имя Героя Советского Союза контр-адмирала Н.А. Лунина, в апреле 2009 года имя Героя внесено в учредительные документы.

Первые выпускники получили аттестаты в 1993 году.

За 17 лет школу окончили 767 учащихся, из них с золотой медалью – 12 (2%), с серебряной медалью – 38 (5%). (Причем за последние 4 года – 11 золотых медалистов, 8 – серебряных).

На протяжении последних лет школа принимала наибольшее количество первоклассников ежегодно на 1 сентября по сравнению с другими школами города.

С момента открытия в школе обучается самое большое число учащихся. Качество знаний на протяжении нескольких лет стабильно – 45%.

Слайд №4

Итоги 2008/2009 учебного года в сравнении с прошлыми учебными годами:

 

2006/2007
учебный год

2007/2008
учебный год

2008/2009
учебный год

Всего учащихся

525

515

514

Учатся на “4” и “5”

178

160

198

Отличники

35

37

41

% качества обучения

46

45

45

Медалисты

3

3

5

Слайд №5

Учащиеся школы всегда принимали активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня. Не буду останавливаться на этом, поскольку данную информацию можно увидеть в публичном докладе школы на нашем сайте www.mounosch279.ucoz.ru.

Слайд №6

С 01 сентября 2009 года средняя школа преобразована в начальную школу.

При подготовке школы к новому учебному году была проделана большая, просто огромная работа: подготовлены учебные кабинеты, кабинеты английского языка, ИЗО, музыки, дополнительного образования, спортивные залы,

Слайд №7-8

расширена школьная столовая.

Слайд №9

Отремонтирован процедурный кабинет, подготовлены гардеробы,

Слайд №10

оборудованы игровые комнаты.

Школа на 100% укомплектована кадрами, педагогов: со 2 кв. категорией – 22%, с 1 кв. категорией – 38%, с высшей – 28%.

Средний возраст педагогов – 38 лет. Педагогический коллектив достаточно молодой, каждый готов учить, творить и самосовершенствоваться.

И то, что мы стали “маленькими” по возрасту, совершенно не мешает учащимся и педагогам принимать участие во многих конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня.

Слайд №11

Это областные акции и конкурсы,

это участие в олимпиадах и проведение акций,

Слайд №12

это общешкольные мероприятия и конкурсы.

Слайд №13

Участие в дистанционных мероприятиях: интернет-олимпиада участие 7 команд с учителями и родителями - сертификаты,

Слайд №14

ЭМУ – массовое участие, 2 чемпионат мира участие педагогов, администрации и детей – приглашение на 3 этап в г.Москва.

Слайд №15

Хочется верить, что создание уникальной в своем роде школы – начальной в нашем городе, думаю, принесет свои результаты и мы приложим все усилия, чтобы выпускники нашей школы получили необходимые знания, которые станут фундаментом для продолжения обучения на второй ступени.

Одним из условий получения знаний нашими учениками является переход на ФГОС второго поколения с 1 сентября 2010 года.

Слайд №16

Школа в условиях подготовки к внедрению ФГОС второго поколения

Слайд №17

Всем нам хорошо известна главная задача современной школы, озвученная 5 ноября 2008 года и зафиксированная 12 ноября 2009 года в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию, это “раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…”.

Поэтому дальнейшая модернизация общего образования, теперь впервые в отечественной практике должна выполнить не узкоотраслевую, а общественно-стратегическую задачу: выявить и зафиксировать значимые современные запросы к сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства.

Слайд №18

Я не буду подробно останавливаться на инициативе “Наша новая школа”, однако ННШ становится основным стратегическим ориентиром развития системы общего образования в ближайшие годы. И в ключевых направлениях ННШ, одним из важнейших является переход на новые ГОСы.

Слайд №19

ФГОС вводится поэтапно:

в Мурманской области с 1 сентября 2010 года ФГОС начального общего образования будет введен в первых классах 97 общеобразовательных учреждений, а с 1 сентября 2011 года первые классы всех ОУ перейдут на обучение по ФГОС начального общего образования нового поколения.

  • 01.09.2010 – 97 общеобразовательных учреждений
  • 01.09.2011 – 223 общеобразовательных учреждения

Слайд №20

ФГОС начального общего образования разработан, прошёл необходимые согласования и антикоррупционную экспертизу, утвержден в Минобрнауки России.

В 5 классах – начиная с 01.09.2012, в 10 классах – с 01.09.2013, т.е. завершив обучение на одной ступени общего образования по стандартам 2004 года, можно на следующей ступени начать обучение по ФГОС.

Слайд №21

Когда в прошлом учебном году мы узнали, что наша школа изменяет статус и будет полностью начальной, конечно встал вопрос о введении ФГОС второго поколения с сентября 2009 года (все помнят эту ситуацию). Заявив об этом, мы начали подготовку.

Что же было сделано?

1. Проведен городской семинар с учителями начальных классов города.

Слайд №22

Нами были рассмотрены принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. и установлены акценты учителям первых классов на введение ФГОС второго поколения, поставлена задача изучения стандартов.

Слайд №23

1. Обучение на курсах повышения квалификации директора школы по программе “Современный менеджмент” в мае 2009 года.

2. 3 июня 2009 года администрация школы приняла участие в областном семинаре по введению стандартов, на котором еще не была определена эта дата, но задан вектор на изучение стандартов педагогами школ. И мы очень обрадовались в августе (просто вздохнули с облегчением), что все отодвигается на год.

Слайд №24

3. Далее 3 сентября был проведен педагогический совет, на котором приняты решения:

- Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию содержания образования, внедрению основных положений национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, внедрению новых образовательных технологий.

- Организовать своевременное прохождение курсовой подготовки и переподготовки (в том числе путем дистанционного обучения в соответствующих центрах) в целях повышения профессионализма учителя.

- Создать постоянные подвижные творческие и проблемные группы в числе которых:

  • изучение и подготовка к внедрению стандартов II поколения.
  • создание основной образовательной программы школы.

Слайд №25

Созданы рабочие группы.

- Учитель начальных классов Мирошниченко И.В. направлена для работы областной рабочей группы по разработке учебных программ.

4. Составлен план курсовой переподготовки педагогических работников .

Пройдены курсы повышения квалификации 10-ю педагогами школы. Планируется переподготовка в первом полугодии 2010-2011 учебного года на следующих курсах:

  • Краткосрочные 04.10–7.10 – очный этап, дистанционное обучение, 15.11 – 17.11 – очный этап.
  • Долгосрочные 29.09 – 16.10, 17.11 – 04.12.
  • Вечерние 01.10 – 04.10 – очный этап, с 05.11 по понедельникам с 15.00 ч., 25.04 – 26.04 – очный этап.

5. Проведен педагогический совет по разработке модели выпускника нашей школы 9 декабря 2009 года с привлечением родителей, общественности, представителей МУ ИМЦ, в ходе которого совместными усилиями была создана модель выпускника НОШ №279, на основе которой мы могли приступать к разработке ООП.:

Слайд №26

Группам участников педсовета было предложено из списка индивидуальных характеристик личности выбрать те, которые соответствуют:

- Обычному ребенку

- Идеальному ребёнку

- Ребёнку, которого ожидают родители

- Ребёнку, которого ожидает школа

- И из четырех полученных характеристик выбраны те общие, которые будут присущи выпускнику нашей школы (четыре раза щелкнуть). Далее была выбрана группа, которая завершила описание модели личности выпускника.

Слайд №27

1. Составлен план работы рабочей группы по разработке основной образовательной программы.

2. На данный момент идет разработка основной образовательной программы школы.

3. До 15 мая 2010 года программа будет обсуждена и отредактирована коллективом школы и представлена на согласование в МУ ИМЦ. На последнем педсовете в этом учебном году мы планируем ее утвердить.

4.Определен список учебников и учебных пособий, используемых в ОУ в соответствии с ФГОС, оформлен заказ на учебники. Мы в этом году заявили две программы: “Школа 2000-2100” и “Школа России”. К сожалению, финансово мы не “потянем” закупку УМК “Школа 2000-2100”, поскольку планируется минимум 7 классов в параллели первоклассников. Я задавала вопрос в МОИПКРОиК по поводу обучения по другим УМК (ведь практически только “Школа 2000-2100” ложится на новые стандарты), но как мне ответили – стандарты утверждены не под какой-либо учебник, учебник является лишь средством обучения.

5. В марте месяце началась работа по приведению в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностных инструкций работников школы.

6. Определена оптимальная модель взаимодействия с УДОД. В школе шестой год функционирует студия “Прикладная природная эстетика”, педагоги которой развивают мелкую моторику первоклассникам, что является одним из условий успешности наших учащихся. С сентября этого года – для реализации воспитательного блока работы с детьми будет заключен договор с ДДТ. Более подробно о работе с первоклассниками расскажет руководитель студии.

Слайд №28

7. 2 апреля 2010 г. проведено родительское собрание для родителей будущих первоклассников, на котором проведено анкетирование с целью формирования социального заказа. Присутствовало 105 родителей.

Испытывает ли Ваш ребенок трудности в общении? Какие, с кем?

Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам?

Что Вы считаете “хорошим образованием”?

Каким видом внеучебной деятельности вы хотели бы, чтобы занимался Ваш ребенок (подчеркните):

“Тестопластика” - 57, “фитодизайн” - 35, “изонить” - 15, баскетбол - 20, общая физическая подготовка - 60.

Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок посещал занятия на платной основе (подчеркните):

Английский язык - да 75 нет

Информатика - да 54 нет

Нужно ли Вашему ребенку посещение группы продленного дня на протяжении учебного года? (Да, нет, 18)

Если Ваш ребенок будет посещать группу продленного дня, то до которого часа? (Подчеркните):

до 14.00 часов - 21,

до 15.30 часов - 45,

до 18 часов - 25

Будет ли Ваш ребенок обедать в школьной столовой? (Да, нет)

Как Вы относитесь к введению школьной формы в школе?

Результаты анкеты помогут нам эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в следующем учебном году.

8. Ну и как только мы утвердим ООП школы, будет разработан план методической работы по сопровождению введения ФГОС.

9. Конечно, есть и проблемы.

Начнем с кадровых условий. Выпускаем 5 классов, планируем набрать – 7 классов, нельзя не учитывать миграцию. Оптимизация – освобождение работников.

Далее, финансовые. Сокращение финансирования, но, возможно здесь поможет оптимизация.

Следующие материально-технические условия. Опять же, опираясь на финансы – отсутствуют деньги на статье основных средств. А нам необходимо как минимум оборудовать одну спальную комнату для ГПД 1-х классов.

У нас есть еще время, будем работать в этом направлении.

Слайд №29

Ну, и если мы обратимся к критериям готовности школы к введению ФГОС, получится следующая картина:

  1. Осуществлено повышение квалификации учителей начальных классов.
  2. Определен список учебников и учебных пособий, используемых в ОУ в соответствии с ФГОС.
  3. Нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, МТО).
  4. Определена оптимальная модель взаимодействия с УДОД.
  5. Разработаны локальные акты ОУ, регламентирующие установление зарплаты работников ОУ, в т.ч. стимулирующих выплат, премирования в соответствии с НСОТ.
  6. Разрабатывается и будет утверждена основная образовательная программа начального общего образования школы. (Протоколы заседания рабочей группы по разработке ООП приведены в Приложении 1).
  7. Приводятся в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ. (Должностные инструкции: учителя в Приложении 2, заместителя директора по УВР в Приложении 3).
  8. В стадии разработки план методической работы по сопровождению введения ФГОС.
  9. Обеспечены кадровые, финансовые, МТ и другие условия реализации основной образовательной программы начального общего образования ОУ.

Слайд № 30

Введение ФГОС – сложный и многоплановый процесс, в целом к которому мы будем готовы к 1 сентября 2010 года.

Презентация к данному выступлению представлена в Приложении 4.